План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_svoego_sayta.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе

I. Общие сведения

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.


II. Задачи

  1. Образовательные:
  • Расширять кругозор детей.
  • Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».
  1. Развивающие:
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать творческие способности, память, внимание.
  • Развивать выразительность жестов и мимики.
  • Приобщать детей к фольклору.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
  • Воспитание добрых чувств.

III. Методическое обеспечение

  • Методы и приемы работы: Беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
  • Оборудование: Изображения героев сказки.
  • Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
  • Предварительная работа: Знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки); чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: «Слово может обидеть, слово может спасти...» , «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».

IV. Ход занятия

1. Организационный момент (5 мин)

  • Воспитатель (В.) приглашает детей в круг.
  • Беседа о настроении.
  • Обсуждение темы дружбы: кто такие друзья, какими они должны быть, как исправить плохое настроение друга (обнять, пожалеть, дать игрушку).
  • Упражнение «Рука друга»: дети берутся за руки, закрывают глаза, описывают ощущения (тёплая, ласковая).
  • Упражнение «Встреча взглядов»: дети открывают глаза, находят глазами друга, подходят, смотрят в глаза, описывают их (ласковые, добрые, дружелюбные).
  • Дети говорят другу тихие ласковые слова.
  • Дети садятся на свои места.

2. Введение в тему (5 мин)

  • В. сообщает, что сегодня будут читать эскимосскую народную сказку.
  • Отгадывание загадок для определения героев:
  • Загадка о Рыбе (Плаваю под мостиком... Рот есть, не говорю...).
  • Загадка о Лисе (Кто крадётся между сосен? Шубку рыженькую носит?).
  • В. объявляет героев: лиса и рыба с названием «бычок».
  • Демонстрация изображений героев.
  • Описание рыбы-бычка: продолговатое тело, покрытое чешуёй, большая широкая голова, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Объяснение названия (голова крупная, как у быка).

3. Пальчиковая гимнастика (3 мин)

  • Лиса: Соединить ладони, большие пальцы – «уши», указательные и средние согнуть – «лоб», остальные – «морда».
  • Рыбка: Ладонь вертикально, плавные волнообразные движения, большой палец – «плавник», остальные – «хвост».
  • Волны: Руки согнуть в локтях, переплести пальцы, волнообразные покачивания.
  • Камни: Руки сжать в кулаки.
  • Водоросли: Ладони вертикально, шевелить пальцами.

4. Чтение сказки (5 мин)

В. . - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

        Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

- Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

5. Беседа по сказке (5 мин)

  • Вопросы для проверки понимания и анализа поступков:
  • Как называется сказка?
  • Где шла лисичка?
  • Что пропела лисичка Бычку?
  • Что ответил Бычок?
  • Понравились ли слова Бычка Лисичке?
  • Что спросила Лиса-мать?
  • Что в итоге сказала мама-лиса?

6. Физминутка (3 мин)

  • «Лисонька» (имитация движений: потянулась вправо, влево, улыбнулась солнцу, растирает лапки, ножки, бока).

7. Игра «Слова наоборот» (3 мин)

  • Подбор антонимов (В. называет слово, дети — антоним):
  • Мир – вражда, ссора.
  • Друг – враг.
  • Грубая – ласковая.
  • Добрая – злая.
  • Обижать – утешать.
  • Косматая – причесанная.
  • Колючий – гладкий.

8. Подготовка и пересказ (10 мин)

  • В. предлагает послушать сказку еще раз и подготовиться к пересказу.
  • Пересказ сказки детьми по частям (по цепочке).

9. Рефлексия (4 мин)

  • Какую сказку слушали?
  • Кто больше всех понравился?
  • Согласны ли с концовкой сказки? Как бы закончили сказку (Надо, чтобы лисичка и бычок помирились)?
  • Можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается? Почему?
  • Какие пословицы подходят к сказке (например, «Как аукнется, так и откликнется», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других» )?
  • Какие вежливые слова знают дети (спасибо, пожалуйста, прости)?
  • Завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки  «Морозко»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"

Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ русской народной сказки «Лиса лапотница»

Образовательная область: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку «Лиса и...

конспект ООД по развитию речи в старшей группе " Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

1. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки.2. Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать не большое произведение.3. Пополнить и активизировать словарь детей.4. Расширить ...