План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе
I. Общие сведения
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
II. Задачи
- Образовательные:
- Расширять кругозор детей.
- Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
- Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».
- Развивающие:
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать творческие способности, память, внимание.
- Развивать выразительность жестов и мимики.
- Приобщать детей к фольклору.
- Воспитательные:
- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности.
- Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
- Воспитание добрых чувств.
III. Методическое обеспечение
- Методы и приемы работы: Беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
- Оборудование: Изображения героев сказки.
- Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
- Предварительная работа: Знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки); чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: «Слово может обидеть, слово может спасти...» , «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».
IV. Ход занятия
1. Организационный момент (5 мин)
- Воспитатель (В.) приглашает детей в круг.
- Беседа о настроении.
- Обсуждение темы дружбы: кто такие друзья, какими они должны быть, как исправить плохое настроение друга (обнять, пожалеть, дать игрушку).
- Упражнение «Рука друга»: дети берутся за руки, закрывают глаза, описывают ощущения (тёплая, ласковая).
- Упражнение «Встреча взглядов»: дети открывают глаза, находят глазами друга, подходят, смотрят в глаза, описывают их (ласковые, добрые, дружелюбные).
- Дети говорят другу тихие ласковые слова.
- Дети садятся на свои места.
2. Введение в тему (5 мин)
- В. сообщает, что сегодня будут читать эскимосскую народную сказку.
- Отгадывание загадок для определения героев:
- Загадка о Рыбе (Плаваю под мостиком... Рот есть, не говорю...).
- Загадка о Лисе (Кто крадётся между сосен? Шубку рыженькую носит?).
- В. объявляет героев: лиса и рыба с названием «бычок».
- Демонстрация изображений героев.
- Описание рыбы-бычка: продолговатое тело, покрытое чешуёй, большая широкая голова, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Объяснение названия (голова крупная, как у быка).
3. Пальчиковая гимнастика (3 мин)
- Лиса: Соединить ладони, большие пальцы – «уши», указательные и средние согнуть – «лоб», остальные – «морда».
- Рыбка: Ладонь вертикально, плавные волнообразные движения, большой палец – «плавник», остальные – «хвост».
- Волны: Руки согнуть в локтях, переплести пальцы, волнообразные покачивания.
- Камни: Руки сжать в кулаки.
- Водоросли: Ладони вертикально, шевелить пальцами.
4. Чтение сказки (5 мин)
В. . - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
5. Беседа по сказке (5 мин)
- Вопросы для проверки понимания и анализа поступков:
- Как называется сказка?
- Где шла лисичка?
- Что пропела лисичка Бычку?
- Что ответил Бычок?
- Понравились ли слова Бычка Лисичке?
- Что спросила Лиса-мать?
- Что в итоге сказала мама-лиса?
6. Физминутка (3 мин)
- «Лисонька» (имитация движений: потянулась вправо, влево, улыбнулась солнцу, растирает лапки, ножки, бока).
7. Игра «Слова наоборот» (3 мин)
- Подбор антонимов (В. называет слово, дети — антоним):
- Мир – вражда, ссора.
- Друг – враг.
- Грубая – ласковая.
- Добрая – злая.
- Обижать – утешать.
- Косматая – причесанная.
- Колючий – гладкий.
8. Подготовка и пересказ (10 мин)
- В. предлагает послушать сказку еще раз и подготовиться к пересказу.
- Пересказ сказки детьми по частям (по цепочке).
9. Рефлексия (4 мин)
- Какую сказку слушали?
- Кто больше всех понравился?
- Согласны ли с концовкой сказки? Как бы закончили сказку (Надо, чтобы лисичка и бычок помирились)?
- Можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается? Почему?
- Какие пословицы подходят к сказке (например, «Как аукнется, так и откликнется», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других» )?
- Какие вежливые слова знают дети (спасибо, пожалуйста, прости)?
- Завершение занятия.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"
Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).
Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ русской народной сказки «Лиса лапотница»
Образовательная область: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку «Лиса и...
конспект ООД по развитию речи в старшей группе " Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"
1. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки.2. Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать не большое произведение.3. Пополнить и активизировать словарь детей.4. Расширить ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки....