" Зимующие птицы"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Бирюкова Наталья Николаевна

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

-Назовите зимние месяцы.

-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

-Вам нравится зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки).

 

( Садятся на коврик)

Загадки с птицами распечатаны ( Дети находят птицу и цепляют на загадку)

 

Воспитатель: Давайте послушаем голоса птиц и попробуем отгадать какая птица поёт.

 

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки.

 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю сделать гимнастику для глаз

 

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички поседели и вниз полетели.

 

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.

 

Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?

 

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

 

Воспитатель: Ребята, как живётся птицам зимой?

 

Дети: Трудно- голодно и холодно.

 

Воспитатель: Почему?

 

Дети: Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.

 

Воспитатель: Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: А чем люди кормят птиц?

 

Дети: Семечками, крупой, крошкой, салом.

 

Воспитатель: Молодцы.

 

Давайте поиграем в игру. Делайте круг

 

Игра с мячом-« Закончи предложение».

У сороки белые бока - она белобокая;

У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;

У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;

У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;

У снегиря красная грудка - он красногрудый;

У дятла длинный клюв – он длинноклювый.

У воробья короткие ноги – он коротконогий.

 

Воспитатель:

Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

 

 

 

 

Физкультминутка :

 «Прогулка»

1, 2, 3, 4, 5, мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Влево ножка, вправо ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух — вот помощник мой.

 

Воспитатель: А в следующем задании, ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона -чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Снегирь.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы:

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах, что у вас на столах, лежат разрезные картинки и теневой лото , на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих.)

- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

- Как люди должны помогать птицам? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Конспект занятия по развитию речи в                    подготовительной группе

на тему: «Зимующие птицы».

Бирюкова Н.Н

Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. 

Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.

Словарная работа: существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.

Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

-Назовите зимние месяцы.

-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

-Вам нравится зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки).

( Садятся на коврик)

Загадки с птицами распечатаны ( Дети находят птицу и цепляют на загадку)

Воспитатель: Давайте послушаем голоса птиц и попробуем отгадать какая птица поёт.

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю сделать гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички поседели и вниз полетели.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему их называют зимующими?

Дети: Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.

Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

Воспитатель: Ребята, как живётся птицам зимой?

Дети: Трудно- голодно и холодно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.

Воспитатель: Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: А чем люди кормят птиц?

Дети: Семечками, крупой, крошкой, салом.

Воспитатель: Молодцы.

Давайте поиграем в игру. Делайте круг

Игра с мячом-« Закончи предложение».

У сороки белые бока - она белобокая;

У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;

У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;

У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;

У снегиря красная грудка - он красногрудый;

У дятла длинный клюв – он длинноклювый.

У воробья короткие ноги – он коротконогий.

Воспитатель:

Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

 «Прогулка»

1, 2, 3, 4, 5, мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Влево ножка, вправо ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух — вот помощник мой.

Воспитатель: А в следующем задании, ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона -чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Снегирь.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы:

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Воспитатель: Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах, что у вас на столах, лежат разрезные картинки и теневой лото , на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих.)

- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

- Как люди должны помогать птицам? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...