Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Что ты знаешь о себе?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Что ты знаешь о себе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_chelovek_starshaya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Что ты знаешь о себе?»

Задачи: Закрепить знания детей о человеке и частях тела; пополнять и активизировать словарный запас; учить объяснять переносное значение слов; развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание; тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой; формировать умения связной речи; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса –ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

  1. Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

- Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

- Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

- Из каких частей состоит тело куклы?

- Что на голове у куклы?

- Что на лице?

- Что есть у куклы на руках и ногах?

- А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

- Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

- Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

- А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

- Сколько глаз у двух кукол?

- Сколько носов у пяти кукол?

- Сколько пальцев на правой руке у куклы?

- Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

- Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

- Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка – а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки – а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик – а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик – а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

- Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

- Вот Лера (педагог показывает на девочку ). А вот Катюша показывает на куклу. До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

- Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

- Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

- Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

- Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

- А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

- Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

- Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

- А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

9. Д/и «Скажи и покажи»

- Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

- А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

- Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? ( Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

- А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

- А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

- Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

- Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

- Что есть в туловище у куклы? (в туловище у куклы ничего нет).

- А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

- В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

- Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

- Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

- Почему у куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

- Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

- Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки.

- 11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос – все делают шаг вперёд. Выдох через нос – шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

- Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три – глазками смотри!

III Заключительная часть.

  1. Подвести итог занятия.
  2. Игра «Прочитай слово – ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....