Конспект занятия в старшей гуппе «Звуки [к], [к`], буква К, к»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей гуппе
«Звуки [к], [к`], буква К, к»
Задачи: - познакомить детей с буквой К, к; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками [к], [к’];
- учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву;
- закреплять звуко-буквенный анализ слов на примере слов КИТ и КОТ, учить сравнивать слова;
- учить определять место звука в слове;
- Развивать логическое мышление и сообразительность.
Оборудование и материалы:Д/м: картинки с изображением перелетных птиц (утка, синица, цапля), кот, кит.
Р/м: цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь Е.О. Астафьевой «Играем.Пишем.Читаем»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей гуппе
«Звуки [к], [к`], буква К, к»
Задачи: - познакомить детей с буквой К, к; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками [к], [к’];
- учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву;
- закреплять звуко-буквенный анализ слов на примере слов КИТ и КОТ, учить сравнивать слова;
- учить определять место звука в слове;
- Развивать логическое мышление и сообразительность.
Оборудование и материалы:Д/м: картинки с изображением перелетных птиц (утка, синица, цапля), кот, кит.
Р/м: цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь Е.О. Астафьевой «Играем.Пишем.Читаем»
- Организационная часть
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
- Содержание занятия
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
А козе капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
В: Ребята, какой звук чаще всего мы услышали в этом стихотворении?
Ответы детей: звук К
В: определите каким бывает звук К?
Кот, крыша, кукла (ответы детей К) кит,кекс (ответы детей (КЬ)
В: Правильно, слышится звуки К (КЬ) Звук К- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук К- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
В: показать детям букву К
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «К». а теперь встали и показали букву К (дети встают, выставляю правую руку и ногу в стороны)
Я хочу вам, ребята, открыть секрет, что звуки [к], [к’] на письме обозначаются одной буквой К.
«Разгадай ребус»
Задачи: учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. закреплять звуко-буквенный анализ слов на примере слов КИТ и КОТ, учить сравнивать слова.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинку с изображением кита, провести звуко-буквенный анализ слова. Под картинкой предложить детям дописать недостающие буквы. Предложить детям устно заменить в слове КИТ букву И на О, произнести получившееся слово КОТ. Объяснить принцип зарисовки ребуса [И]О. Предложить детям дорисовать в пустом ребусе отгадку. Под рисунком предложить детям дописать недостающие буквы и закрасить звуковую схему слова. Провести анализ слов КИТ и КОТ: найти сходства и различия.
«Какая птица лишняя?»
Задачи: - закрепить обобщающие понятия перелетные птицы, -учить находить основные отличие у объектов, входящие в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и слогового анализа с выделением в слове гласных. Тренировать умение называть из слова гласные в том порядке, как они звучат в них.
Ход игры: Рассматреть вместе с детьми картинки и найти для всех объектов обобщающее название. (Ответы детей: птицы). Предложить найти среди птиц лишнюю и объяснить свой ответ. (Ответы детей: синица, т.к. она зимующая, а остальные птицы (журавль, утка - перелетные).
Предложить детям подобрать к названию каждой птицы слоговую схему из тех, которые даны под картинками. Затем после проверки он соединяет картинку и подходящую схему линией со стрелочкой.
Предложить детям вспомнить, каких еще перелетных птиц они знают (Ответы детей)
«Забавная птица»
Задачи: - учить ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторить пройденные согласные и гласные буквы, дифференцируя их. Закрепить написание буквы К.
Ход игры:Предлажить детям узнать и назвать предмет, изображенный на картинке. (Ответы детей: птица)Выяснить, что они видят необычного на рисунке. (Ответы детей: птица состоит из букв) Дети называют буквы, которые они узнали на картинке, при этом уточняют что изображает на рисунке каждая буква и так ли она должна писаться. Дети могут рядом с птицей написать эту букву правильно, комментируя свои движения. Предложить детям обвести гласные буквы красным карандашом, а согласные черным. При перечислении букв нужно сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы(Ответы детей).
Предложить рдетям определить, какой из уже знакомых букв нет в изображении птицы и к какой группе букв она относиться. (Ответы детей: К -согласная буква). Игру завершить написанием буквы К.
Физкультминутка
Ток, ток, ток - взяли в руки молоток
Ток, ток, ток - бьет по шляпке молоток
Ту, ту, ту - дам сметану я коту
То, то, то - надеваем мы пальто
Ит, ит, ит - плывет огромный кит
Лет, лет, лет - приземлился самолет
Тики-так, тики-так Так ходики стучат. (Наклоны головы вправо-влево) Тики-так, тики-так Так колеса стучат. (Поочеред-но руками выписывать круги) Токи-ток, токи-ток Так стучит молоток.
(Стучать кулачками) Туки-ток,
туки-ток Так стучит каблучок. (Стучать каблучками)
«Ударение»
Задачи:учить детей определять ударную гласную и ударный слог в слове.Объяснить значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога). Учить детей объяснять лексическое значение слова, отвечая на вопросы «Что это? Что это обозначает? Для чего нужен этот предмет?»
Закрепить умение выделять гласные и определять количество слогов в слове.
Ход игры: Предложить детям рассмотреть картинки и назвать нарисованные предметы, определить гласные и количество слогов в названиях предметов. Выделить ударную гласную в слове и записать ее в схеме. Предложить назвать это же слово, но с ударением на другом слоге, указанном на схеме рядом.
Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Кирилл свою букву К на третьем этаже, под буквой Т.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Кирилл: синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Кирилл: потому что К- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
Вопросы:
- Чем звуки отличаются от буквы?
- На что похожа буква К? (ответы детей)
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей гуппе "Прогулка в зимний лес"
Прогулка в зимний лес. Встреча с обитателями зимнего леса. сравнение различных животных....

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"
формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия кружка На тему: «Звуки [ы]-[и]; буквы ы-и.» Старшая группа
Конспект занятия кружкаНа тему:«Звуки [ы]-[и]; буквы ы-и.»Старшая группа...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».
ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков ...

Конспект занятия в старшей группе. "Звуки Н, Нь. Буква Н. Помогаем поросятам."
Конспект занятия в старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе «Звуки [к], [к`], буква К, к»
Задачи: - познакомить детей с буквой К, к; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками [к], [к’];- учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву;- закреплять зв...
