«Путешествие в Страну Грамоты. Поможем Буковке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пономарева Ольга Вячеславовна

Конспект содержит задания для активизации всех сторон речи детей- -лексическую,диалогическую и монологическую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в Страну Грамоты. Поможем Буковке» (или «Весенние истории»)

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Активизация и совершенствование всех сторон речи детей (фонетической, лексической, грамматической) в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

· Связная речь: Упражнять в умении составлять рассказ по серии сюжетных картинок, соблюдая логическую последовательность событий.

· Грамматический строй:

  · Закреплять умение образовывать относительные прилагательные (деревянный, стеклянный, кирпичный).

  · Совершенствовать навык согласования существительных с числительными (один мост, два моста, пять мостов).

  · Активизировать использование сложноподчиненных предложений с союзами «потому что», «чтобы».

· Словарь: Уточнять и активизировать словарь по теме «Город» (архитектор, строитель, переправа, достопримечательность) или «Весна» (проталина, капель, ледоход, первоцветы).

· Звуковая культура: Совершенствовать фонематический слух, умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивающие:

· Развивать речевое внимание, словесно-логическое мышление, воображение.

· Развивать умение работать в команде, договариваться, выслушивать ответы товарищей.

Воспитательные:

· Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь.

· Формировать интерес к слову, к родному языку.

Материалы и оборудование:

· Для детей:

  · Серия из 3-4 сюжетных картинок «Как щенок заблудился» / «Весенняя прогулка» (в разрезном виде).

  · Карточки-схемы для составления рассказа (солнышко – начало, стрелочки – развитие, домик – конец).

  · Предметные картинки для определения места звука [С] или [Ш] (слон, сумка, автобус, лиса, шарф, камыш, кошка).

  · Мяч.

  · Листы бумаги А4, цветные карандаши (для творческого задания).

· Для воспитателя:

  · Игрушка или картинка персонажа-просителя (Буковка, Незнайка, Веснушка).

  · Мультимедийная презентация или интерактивная доска с изображениями города, разных домов.

  · Аудиозапись «Звуки города» или спокойной музыки.

  · Конверт с «письмом».

Ход занятия:

Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Время

1. Организационный момент. Создание мотивации. Воспитатель обращает внимание детей на грустную игрушку (Буковку).   Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла Буковка из Страны Грамоты. Она принесла тревожную весть: в ее городе перестали понимать друг друга, потому что слова запутались, а предложения развалились. Буковка просит нас о помощи! Отправимся в путешествие, чтобы выполнить умные задания и восстановить порядок в речи?»   Дети принимают предложение. Проводится артикуляционная гимнастика («Часики», «Качели», «Лошадка») – «разогреваем язычки для правильной речи». Дети эмоционально включаются в игровой сюжет. Выполняют артикуляционные упражнения. 3-4 мин

2. Основная часть. Выполнение заданий. Воспитатель: «Чтобы попасть в Страну Грамоты, нам нужно пройти по волшебному мосту. Но он не простой – словообразовательный».   Игра с мячом «Из чего сделано?» (Образование относительных прилагательных). Воспитатель бросает мяч и говорит: «Дом из кирпича – он какой?», «Стакан из стекла – он какой?», «Скамейка из дерева – она какая?». Дети ловят мяч, образуют прилагательное и возвращают мяч. 3 мин

 Воспитатель: «Мы на первой улице – Звуковой. Здесь живут звуки, но они перепутались. Нужно найти картинки, где наш звук [С] (или любой другой) спрятался в начале слова».   Игра «Где живет звук?». На столе разложены картинки. Дети по очереди выбирают картинку, называют слово и определяют место заданного звука. Используют схемы: красный кружок в начале, середине или конце полоски. Дети выполняют задание, анализируют звуковой состав слова. 4 мин

 Воспитатель: «А вот и Грамматическая площадь. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы слова подружились».   Игра «Посчитай-ка!» (Согласование числительных с существительными). Воспитатель показывает картинку с изображением одного моста: «Один мост». Показывает картинку с двумя мостами: «Два…?» Далее дети продолжают: три моста, четыре моста, пять мостов. Аналогично со словами «дом», «река». Дchildren тренируются в правильном согласовании. 3 мин

 Воспитатель: «Самый главный переулок – Переулок Связных Историй. Здесь живут рассказы. Но кто-то разрезал картины на части! Нужно собрать историю по порядку и рассказать ее».   Работа с серией сюжетных картинок. Дети делятся на 3-4 подгруппы. Каждая получает конверт с перемешанными фрагментами одной серии. Задача:   1. Совместно разложить картинки в правильной последовательности.   2. Составить по ним рассказ. Каждый ребенок в подгруппе составляет 1-2 предложения по своей картинке, чтобы получился общий рассказ. Воспитатель помогает наводящими вопросами: «Что случилось сначала? Что герой сделал потом? Чем все закончилось?» Можно использовать карточки-схемы. Дети работают в командах: договариваются, выстраивают логическую цепочку, составляют повествование. Один представитель от команды (или вся команда по цепочке) представляет рассказ. 8-10 мин

3. Творческая/Игровая пауза (физкультминутка). Физкультминутка речевая с движением:   Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте),   Будем мы предложения составлять (показывают руками на губы, затем разводят руки в стороны).   Про медвежонка, про весну (показывают на воображаемого мишку, затем делают «фонарики»),   И про солнечную сторону! (поднимают руки вверх, встают на носочки). Дchildren выполняют движения, повторяя слова за воспитателем. 2 мин

4. Рефлексия. Закрепление. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, Буковка улыбается! Порядок в Стране Грамоты восстановлен. Давайте вспомним, что мы делали, чтобы помочь? (Перечисляют игры и задания). А что вам показалось самым интересным? Самым трудным?»   Творческое задание (по желанию и времени): «Давайте нарисуем свой самый красивый и необычный дом для жителей этой страны и придумаем ему название (например, «Сказочный дворец», «Высотная башня»). Дchildren делятся впечатлениями, анализируют свою деятельность. Выполняют рисунок и дают название, используя придуманные прилагательные. 4-5 мин

5. Итог. Перспектива. Воспитатель от имени Буковки благодарит детей: «Спасибо вам, друзья! Теперь в нашей стране снова царят мир и понимание. Вы были настоящими знатоками речи! В знак благодарности я оставляю вам эту волшебную книгу интересных слов, с которой мы будем играть в следующий раз». Дchildren прощаются с персонажем. Высказывают желание продолжать такие путешествия. 1-2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе

Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты»

Образовательное событие с детьми .Закрепдение полученных раннее знаний: ударение в словах и чтение  их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех прой...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»

закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...