консультация педагогов
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Развитие речи у дошкольников: методы и приемы для улучшения речевых навыков
Речь — важнейшее средство общения и познания мира. В дошкольном возрасте именно она становится ключом к социальному взаимодействию, успешному обучению и формированию мышления. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, воспринимать новую информацию. Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений — систематически развивать речевые навыки детей, начиная с ранних лет.
Значение речи для развития личности ребенка
Речь не только обеспечивает общение, но и является инструментом мышления. Через речь ребенок учится рассуждать, анализировать, задавать вопросы, объяснять явления. Недостатки в речевом развитии отражаются не только на учебе, но и на формировании личности: ребенку сложнее общаться, он может испытывать неуверенность и трудности в коллективе.
Формирование правильной речи в дошкольном возрасте — это фундамент будущей успешной школьной адаптации.
Основные задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- обогащение словарного запаса;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие связной речи (умение рассказывать, пересказывать, описывать);
- обучение грамматически правильному построению предложений;
- развитие выразительности речи и умения пользоваться интонацией;
- воспитание интереса к художественному слову.
Методы и приемы развития речи
1. Игровые приемы
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому именно через нее легче всего развивать речь.
Словесные игры («Назови одним словом», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек») тренируют внимание, память и словарный запас.
Игры-драматизации позволяют детям проигрывать ситуации, использовать диалоги, развивать выразительность.
2. Чтение и пересказ
Регулярное чтение сказок, стихов и рассказов формирует у детей правильные речевые образцы. Пересказ помогает развивать связную речь, учит выделять главное и излагать мысли последовательно.
3. Разговорные практики
Беседы воспитателя с детьми во время прогулки, игр, наблюдений обогащают словарь, формируют умение строить высказывания. Очень важно задавать детям открытые вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что будет дальше?», «Как можно по-другому?».
4. Театрализованная деятельность
Мини-спектакли, кукольный театр, инсценировки сказок способствуют развитию диалогической речи, помогают детям свободно общаться и эмоционально выражать себя.
5. Артикуляционные и дыхательные упражнения
Упражнения для губ, языка и щек («часики», «лошадка», «дуем на свечку») развивают правильное звукопроизношение.
Дыхательная гимнастика учит управлять речевым дыханием, что необходимо для выразительной речи.
6. Работа с наглядностью
Картинки, иллюстрации, серии сюжетных картинок помогают детям строить описательные рассказы, учат последовательности и логике высказываний.
7. Музыкально-речевые игры
Пение, ритмические упражнения, игры с рифмами развивают чувство ритма и мелодику речи, делают ее более выразительной.
Взаимодействие с семьей
Родители — важные партнеры воспитателя в развитии речи. Ежедневные беседы с ребенком дома, совместное чтение книг, обсуждение событий дня, игра в слова — все это помогает закреплять речевые навыки. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, а взрослые избегали «искаженных слов» и чрезмерного упрощения.
Развитие речи дошкольников — это кропотливый и систематический процесс, требующий внимания со стороны педагогов и родителей. Использование разнообразных методов и приемов помогает сделать этот процесс интересным и эффективным.
Чем богаче речь ребенка, тем шире его возможности познания мира, общения и самовыражения.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ4
Образовательный процесс в ДОУ:
Все мы прекрасно знаем, что речь занимает важное место в развитии ребёнка и является главным показателем умственного развития ребёнка. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Ведь только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре, а невнятная речь ребёнка затрудняет его общение.
Я не буду сегодня читать вам методику развития речи детей дошкольного возраста. Просто хотелось бы напомнить ещё раз об основных моментах при проведении занятий по развитию речи.
Рекомендации к проведению ОД по речевому развитию.
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях:
а) воспитание звуковой культуры речи детей;
б) обогащение словаря;
в) формирование грамматических навыков;
г) обучение связной речи (монологу и диалогу);
д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.
Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал, который должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер.
Структура занятий должна быть чёткой. В ней обычно выделяют три части: вводную, основную и заключительную.
В вводной части (оргмомент) устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учётом возраста (создаю мотивацию и«не забываю»о ней на протяжении всего занятия). Например, если пришёл Незнайка, значит всё занятие он участвует»в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа. Также в ОД создается проблемная ситуация (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, дети будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) следим и побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» – это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает «предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…».
Также в соответствии с новым образовательным стандартом необходимо использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность (ТРИЗ- теорию решения исследовательских задач, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ОД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Заключительную часть занятия организуется таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Обязательно подводим итог всего занятия: даем оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).
Обязательно решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также молчаливым, малообщительным или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе идёт активная работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание ОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды ОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения ОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он теперь способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. ОД должна проходить непринужденно, живо.
Рекомендации для воспитателей по речевому развития детей 2 – 4 лет.
1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т. п.).
2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т. п.).
4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.
1. Развивать произносительную сторону речи:
• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
2. Развивать и совершенствовать словарь:
• знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
• учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
3. Развивать грамматические навыки устной речи:
• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т. п.);
• упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
• обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
4. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
• создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
• учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
• демонстрировать детям культуру ведения диалога;
• готовить к обучению связной монологической речи;
• посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
6. Создавать условия, способствующие активизации речи:
• рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
• создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов
« Организация занятий по речевому развитию»
Подготовила
учитель-логопед МБДОУ №110
Неверова И.В.
2025год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами
Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"
Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...
план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"
НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...
