консультация педагогов
консультация по развитию речи

Неверова Ирина Викторовна

од по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у дошкольников: методы и приемы для улучшения речевых навыков

Речь — важнейшее средство общения и познания мира. В дошкольном возрасте именно она становится ключом к социальному взаимодействию, успешному обучению и формированию мышления. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, воспринимать новую информацию. Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений — систематически развивать речевые навыки детей, начиная с ранних лет.

Значение речи для развития личности ребенка

Речь не только обеспечивает общение, но и является инструментом мышления. Через речь ребенок учится рассуждать, анализировать, задавать вопросы, объяснять явления. Недостатки в речевом развитии отражаются не только на учебе, но и на формировании личности: ребенку сложнее общаться, он может испытывать неуверенность и трудности в коллективе.

Формирование правильной речи в дошкольном возрасте — это фундамент будущей успешной школьной адаптации.

Основные задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • обогащение словарного запаса;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие связной речи (умение рассказывать, пересказывать, описывать);
  • обучение грамматически правильному построению предложений;
  • развитие выразительности речи и умения пользоваться интонацией;
  • воспитание интереса к художественному слову.

Методы и приемы развития речи

1. Игровые приемы

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому именно через нее легче всего развивать речь.

Словесные игры («Назови одним словом», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек») тренируют внимание, память и словарный запас.

Игры-драматизации позволяют детям проигрывать ситуации, использовать диалоги, развивать выразительность.

2. Чтение и пересказ

Регулярное чтение сказок, стихов и рассказов формирует у детей правильные речевые образцы. Пересказ помогает развивать связную речь, учит выделять главное и излагать мысли последовательно.

3. Разговорные практики

Беседы воспитателя с детьми во время прогулки, игр, наблюдений обогащают словарь, формируют умение строить высказывания. Очень важно задавать детям открытые вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что будет дальше?», «Как можно по-другому?».

4. Театрализованная деятельность

Мини-спектакли, кукольный театр, инсценировки сказок способствуют развитию диалогической речи, помогают детям свободно общаться и эмоционально выражать себя.

5. Артикуляционные и дыхательные упражнения

Упражнения для губ, языка и щек («часики», «лошадка», «дуем на свечку») развивают правильное звукопроизношение.

Дыхательная гимнастика учит управлять речевым дыханием, что необходимо для выразительной речи.

6. Работа с наглядностью

Картинки, иллюстрации, серии сюжетных картинок помогают детям строить описательные рассказы, учат последовательности и логике высказываний.

7. Музыкально-речевые игры

Пение, ритмические упражнения, игры с рифмами развивают чувство ритма и мелодику речи, делают ее более выразительной.

Взаимодействие с семьей

Родители — важные партнеры воспитателя в развитии речи. Ежедневные беседы с ребенком дома, совместное чтение книг, обсуждение событий дня, игра в слова — все это помогает закреплять речевые навыки. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, а взрослые избегали «искаженных слов» и чрезмерного упрощения.

Развитие речи дошкольников — это кропотливый и систематический процесс, требующий внимания со стороны педагогов и родителей. Использование разнообразных методов и приемов помогает сделать этот процесс интересным и эффективным.

Чем богаче речь ребенка, тем шире его возможности познания мира, общения и самовыражения.


Развитие детской речи
4

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ4

Образовательный процесс в ДОУ:

Все мы прекрасно знаем, что речь занимает важное место в развитии ребёнка и является главным показателем умственного развития ребёнка.  Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Ведь только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре, а невнятная речь ребёнка затрудняет его общение.

Я не буду сегодня читать вам методику развития речи детей дошкольного возраста. Просто хотелось бы напомнить ещё раз об основных моментах при проведении занятий по развитию речи.

Рекомендации к проведению ОД по речевому развитию.

Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объём речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях:

а) воспитание звуковой культуры речи детей;

б) обогащение словаря;

в) формирование грамматических навыков;

г) обучение связной речи (монологу и диалогу);

д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для этого существуют дидактические требования.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.

Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал, который должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Обучение должно иметь развивающий характер.

Структура занятий должна быть чёткой. В ней обычно выделяют три части: вводную, основную и заключительную.

В вводной части (оргмомент) устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учётом возраста (создаю мотивацию и«не забываю»о ней на протяжении всего занятия). Например, если пришёл Незнайка, значит всё занятие он  участвует»в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа. Также в ОД создается проблемная ситуация (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, дети будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) следим и побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения«Я хочу вас пригласить в путешествие…» – это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает «предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом«Давайте отправимся в путешествие…».

Также в соответствии с новым образовательным стандартом необходимо использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность (ТРИЗ- теорию решения исследовательских задач, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ОД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Заключительную часть занятия организуется таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).

Обязательно подводим итог всего занятия: даем оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).

Обязательно решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также молчаливым,  малообщительным или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе идёт активная работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности  речивоспитанию звуковой культуры речипроводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание ОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами)Появляются новые виды ОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль  проведения ОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он теперь способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

Не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. ОД должна проходить непринужденно, живо.

Рекомендации для воспитателей по речевому развития детей 2 – 4 лет.

1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т. п.).

2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.

3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т. п.).

4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.

5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.

6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.

7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

1. Развивать произносительную сторону речи:

• подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

• вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

2. Развивать и совершенствовать словарь:

• знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

• учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

3. Развивать грамматические навыки устной речи:

• упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т. п.);

• упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;

• учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

• обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

4. Способствовать развитию связной речиРазвивать диалогическую речь:

• создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);

• учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

• демонстрировать детям культуру ведения диалога;

• готовить к обучению связной монологической речи;

• посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

5. Не забывать развивать мелкую моторику рук.

6. Создавать условия, способствующие активизации речи:

• рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

• создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

             

                                  КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

                     «  Организация занятий по речевому развитию»

                                                                                                  Подготовила

                                                                              учитель-логопед МБДОУ №110

                                                                              Неверова И.В.

                                 2025год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...