Проектная деятельность 14 декабря - День Наума Грамотника
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Измоденова Ксения Дмитриевна

Проектная деятельность в  подготовительной группе по теме "14 декабря - день Наума Грамотника"

Конспект беседы + презентация с нагляным материалом. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14 декабря День Наума Граммотника Педагог: Измоденова Ксения Дмитриенва

Слайд 2

Наум Грамотник

Слайд 3

Азбука

Слайд 4

Современный алфавит

Слайд 5

Первый алфавит на Руси

Слайд 6

Кирилл и Мефодий

Слайд 7

Наум Грамотник

Слайд 8

Чем писали раньше?

Слайд 9

Творческое задание

Слайд 10

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Образовательные области

Познавательное развитие: Закрепление знаний о буквах алфавита, Развитие логического мышления при конструировании букв, знакомство с Кириллом и Мефодием, знакомство с Наумом Грамотником, расширение представлений о грамоте.

Развитие речи: ответы полными развернутыми предложениями, словарная работа по теме, поговорки.

Физическое развитие: физминутка, правильная осанка за столами и на стульях (ноги вместе, спинка прямо), развитие мелкой моторики при выполнения упражнения со счетными палочками.

Художественно – эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие букв, рассматривание иллюстраций, книг.

Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков сотрудничества при групповой работе, Развитие умения работать в команде, Воспитание культуры общения

Возрастная группа:

Тема: «Что такое грамота? Кто такой Наум Грамотник?»

Цель: познакомить детей с понятиями «грамота», «азбука», «Наум Грамотник»; вызвать интерес к обучению чтению и письму, уважение к знаниям и книгам.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с понятиями «грамота», «азбука», «Наум Грамотник»

Расширить представления о происхождении славянской письменности

Закрепить знания о современном алфавите

Формировать интерес к процессу обучения чтению и письму

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность детей

Совершенствовать навыки связной речи

Развивать логическое мышление при сопоставлении старославянского и современного алфавита

Стимулировать любознательность и исследовательский интерес

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к знаниям и книгам

Формировать положительное отношение к процессу обучения

Воспитывать интерес к истории письменности

Дополнительные задачи:

Формирование графических навыков:

Учить детей конструировать буквы из счетных палочек

Формировать представление о пространственном расположении элементов букв

Развивать умение составлять целое из частей

Формировать навыки планирования действий

Совершенствовать координацию движений рук

Развивать точность и аккуратность при работе с мелкими предметами

Развивать зрительное восприятие

Воспитывать усидчивость и внимательность

Развивать самостоятельность в решении задач

Формировать интерес к письму

Словарная работа: Грамота, Азбука, Алфавит, Кириллица, Старославянский, Грамотник, Перо, Чернильница, Кирилл и Мефодий, Наум.

Планируемый результат:дети познакомились с понятиями «грамота», «азбука», узнали о Кирилле и Мефодии и Науме Грамотнике, проявили интерес к обучению чтению и письму.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о книгах и письменах, рассматривание старинных книг и иллюстраций, беседы о важности образования, рисование на тему «Мои любимые книги».

Материалы и оборудование:

изображения Кирилла и Мефодия;

образцы старославянских букв и современного алфавита;

картинка с изображением Наума Грамотника;

старинная азбука (репродукция или макет);

перо, чернильница, бумага (для демонстрации).


Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы Приемы

Фомы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный этап

Мотивация

Организация направленного внимания детей

Приветствие в кругу

  • «Встанем рядышком, по кругу,
    Скажем Здравствуйте! друг другу.
    Нам здороваться не лень:
    Всем Привет! и Добрый день!
    ». 

Словесный

Дети замотивированы

Приветствуют друг друга

Готовы на предстоящую деятельность

2.Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

Проблемный вопрос

Воспитатель:
— Ребята, вы любите сказки? А кто их пишет? (Ответы детей.)
— Чтобы написать сказку, нужно уметь читать и писать. А как называется умение читать и писать? (Грамотность.)
— Правильно! Сегодня мы поговорим о грамоте, азбуке и одном очень интересном человеке — Науме Грамотнике.

Давайте сядем на стульчики перед экраном и внимательно меня послушаем.

Словесный

Дети заинтересованы

Отвечают на вопросы

2.2 Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с понятиями «грамота», «азбука», «Наум Грамотник»

Закрепить знания о современном алфавите

Стимулировать любознательность и исследовательский интерес

Воспитатель:
— Грамота — это умение человека читать и писать на своём языке. Когда-то давно люди не умели писать, и всё, что они знали, передавали друг другу устно — рассказывали сказки, песни, истории.
— Как вы думаете, удобно ли это было?

 — Верно! Поэтому люди придумали буквы и научились записывать свои мысли. А тот, кто умеет читать и писать, называется грамотным.

Вопросы для обсуждения:

Кто из вас уже умеет читать или писать?

Зачем человеку нужно быть грамотным? 

Воспитатель:
— А что нам нужно чтобы научиться читать и писать?

Загадка:

Она - начало всех наук,
В ней слово родилось из букв.

Правильно! Азбука — это все буквы, собранные вместе в определённом порядке.
— Посмотрите: вот современный алфавит (показывает) — в нём 33 буквы. А раньше букв было больше — 49!

— Первые буквы славянской азбуки назывались так: Аз, Буки, Веди, Глаголь… Отсюда и пошло слово «азбука» — по первым двум буквам!

— Более тысячи лет назад жили два мудрых человека — Кирилл и Мефодий. Они очень хотели, чтобы люди могли читать книги и писать письма на своём родном языке.
— Кирилл и Мефодий придумали первую славянскую азбуку, чтобы все могли учиться грамоте. Благодаря им мы сейчас умеем читать и писать!
(Показывает изображения Кирилла и Мефодия.)

Вопрос для обсуждения:
— Как вы думаете, почему Кирилл и Мефодий решили создать азбуку? 

Кто такой Наум Грамотник?

Воспитатель:
— На Руси был такой обычай: 14 декабря отмечали День Наума Грамотника. Наум считался покровителем знаний и учения.
— В этот день дети начинали учиться грамоте. Родители приводили их к учителю, и тот открывал азбуку.
— Люди говорили: «Наум наставит на ум!» или «Пророк Наум, наведи меня на ум!»
(Показывает картинку с изображением Наума.)

Вопрос для обсуждения:
— Почему, как вы думаете, Наума называли «Грамотником»? 

Физминтука

Словесный

Наглядный

Физминтука

могли забыть, перепутать.

Я умею читать и писать буквы

Чтобы читать книги, писать письма, учиться новому.

Азбука!

Чтобы люди стали умнее, могли сохранять знания.

Потому что он помогал людям становиться грамотными, учиться.

Дети заинтересованы

Отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации

2.3 Этап практического решения

Учить детей конструировать буквы из счетных палочек

Развивать точность и аккуратность при работе с мелкими предметами

Развивать зрительное восприятие

Воспитывать усидчивость и внимательность

А теперь ребята я предлагаю вам выложить сове имя из счетных палочек. Давайте сядем за столы и приступим к нашему увлекательному заданию.

Какие молодцы!

А сколько букв в слове азбука?

Правильно 6. И нас с вами тоже 6.

Сейчас каждый соберет 1 букву из этого слова и у нас вместе получиться слово азбука.

Словесный

Наглядный

Практический

Да!

В слове азбука 6 букв.

Дети с интересом выполняют задание

Отвечают на вопросы

3.Заключительный этап  

Подведение итогов

Воспитатель:
— Итак, ребята, давайте вспомним:

Что такое грамота? 

Что такое азбука? 

Кто придумал славянскую азбуку? 

Кто такой Наум Грамотник?

Когда все ребята шли учиться к Науму?

 Теперь вы знаете, как важно уметь читать и писать. Давайте будем учиться старательно, как дети в старину, и тогда мы тоже станем настоящими грамотеями!

— Что вам больше всего понравилось сегодня?
— Что нового вы узнали?
— Хотите ли вы научиться читать ещё лучше?

Словесный

Подведение итогов

Рефлексия

Умение читать и писать.

Это книга где все буквы в определённом порядке расположены.

Кирилл и Мефодий.

Покровитель знаний, в его день начинали учиться.

14 декабря

Мне понравилось рассматривать старославянский алфавит

Я сегодня узнал, кто придумал первый славянский алфавит и это был Кирилл и Мефодий

Дети подводят итоги

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "День Наума Грамотника"

Развлечение-досуг для детей подготовительной к школе группы, приуроченное к празднику Дня Наума Грамотника...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры....

Праздничная викторина "День Наума Грамотника"

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старом...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

Развлечение «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

С целью познакомить детей с традициями русских праздников, с красотой и величием русского языка, воспитания любви и уважения к православной культуре и образованию - традиционно в нашем детском саду 14...

Презентация к развлечению "День Наума Грамотника"

С целью познакомить детей с традициями русских праздников, с красотой и величием русского языка, воспитания любви и уважения к православной культуре и образованию - традиционно в нашем детском саду 14...

Тематическая беседа "День Наума Грамотника"

Конспект тематической беседы "День Наума Грамотника" во второй младшей группе....