Конспект занятия «Мой город Салехард» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ткаченко Татьяна Владимировна

 Конспект занятия по направлению «Развитие представлений о человеке в истории и культуре с содержанием регионального компонента» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_moy_gorod_salekhard.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 «КРЫЛЫШКИ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект занятия по направлению «Развитие представлений о человеке в истории и культуре с содержанием регионального компонента» в старшей группе

Тема: «Мой город Салехард»

Воспитатель: Т. В. Ткаченко

Г. Салехард

Цель:  Формировать знания детей о ЯНАО, истории образования г. Салехард. Воспитывать через интерес к родному краю, городу, чувство патриотизма.

Активизировать словарь детей. На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы по иллюстрациям, закреплять умение детей отвечать полными предложениями на вопросы воспитателя, уметь поддерживать беседу.

Продолжать совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение проводить самостоятельные исследования и выводы, развивать пространственное мышление, сообразительность, фантазию.

Предварительная работа:   Знакомство с геральдикой ЯНАО, г. Салехард.

Экскурсия в этнический уголок д./с. «Чум».

Заучивание стихотворений местных поэтов о г. Салехард.

Просмотр документального фильма «Жизнь Севера».

Знакомство с новой игрой «Олень и волк».

Совместное изготовление масок к игре, уголка «Север».

Работа с родителями: изготовление кукол (пошив одежды), в национальном стиле.

Материал:  Физическая карта ЯНАО, геральдика ЯНАО, г. Салехард, иллюстрации, фотографии г. Салехард, музыкальное сопровождение, маски, строительный материал.

Ход занятия:

Ребята заходят в группу под фонограмму песни о г. Салехард.

Садятся на стулья полукругом перед картой ЯНАО.

Воспитатель:  Ребята, вы знаете, как называется страна, в которой мы живём?

Дети:  Россия или Российская Федерация.

Воспитатель:  Правильно. Посмотрите на карту, мы её с вами уже рассматривали не один раз. Кто из вас ответит мне, как называется эта часть России?

Показывает на карте границу ЯНАО.

Дети:  Эта часть Росси называется Ямало-Ненецкий Автономный округ, или Ямал.

Воспитатель:  Молодцы. А вы знаете, что слово «ЯМАЛ» в переводе с ненецкого означает полуостров, посмотрите, на карте видно, что с одной стороны сушу омывает Карское море, а с другой – суша России. Полуостров Ямал большой, в нём расположено много разных городов, сёл и посёлков: Надым, Ноябрьск, Муравленко, Мужи, Аксарка и др. а что это за красная точка, обозначенная на карте Ямала?

Дети:  Это город Салехард.

Воспитатель:  Верно, это город Салехард, но почему именно он отмечен на карте красной точкой, а другие города нет?

Дети:  Потому, что город Салехард является столицей ЯНАО.

Воспитатель:  Правильно, а ведь очень давно, наш город назывался совсем по-другому, и не был столицей.

Много лет назад на полуострове Ямал казаки заложили на правом берегу реки Полуй крепость, вокруг которого выросло село Обдорск. Позже оно стало называться Обдорской заставой.

Рассказ сопровождается показом иллюстраций.

- село всё время разрасталось вниз по реке Полуй  и вплотную подошло к реке Обь.

Затем Обдорск стал центром Ямала и был переименован в Салехард, что в переводе означает «Город на Мысу». Наш город единственный в мире, который расположен на Полярном круге. А люди на этом месте поставили памятник, который вам хорошо известен – «Стела».

Показ иллюстрации.

- Ребята, помните, мы с вами учили стихотворения о нашем замечательном городе, кто хочет почитать?

Стихи детей по желанию.

  1. «Еле – еле на карте достанешь рукой

Возле северной кромки страны,

УАнгальского Мыса, Шайтанкой – рекой

Разделённой на две стороны.

Встал мой город, раскинув два сильных крыла.

Он, конечно, поменьше Москвы.

Если я вам скажу: «Он похож на орла»,-

Улыбнетесь, наверное, вы».

  1. «Салехард – Ямальская столица

Древний город северных широт.

Я хочу всегда тобой гордиться,

Молодеть с тобой из года в год».

3.  «Древний город на Полярном круге

К новой жизни из веков восстал.

В небо, вознеся святые руки,

Ты благословляешь весь Ямал».

  1. «Будь же счастлив мой город, на этом пути –

переживший века, молодой,

и отважных зови, и на карте свети

негасимой Полярной звездой».

  1. Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат –

Старший брат, как у нас говорят,

Здесь живут и грядущее вместе творят

И сквозь Время дорогу торят».

- Молодцы! Да ребята, город Салехард, многонациональный город, людей каких только национальностей не встретишь здесь, но коренными являются «ненцы». Наша земля на Ямале очень богата легендами и сказаниями, одно из них гласит: «Олень – основа жизни и культуры народов севера, не будет земли – не будет оленя, не будет оленя – не будет ненца».

Давайте поиграем в игру, которая называется «Олень и волк».

Хороводная игра «Олень и волк».

Считалкой ребята выбирают «оленя» и «волка». «Олень» встаёт в центр круга, а «волк» за кругом. Ребята, взявшись за руки. Произносят слова:

«Можно по тундру погулять,

Если волка не видать.

Пока волка нету, братцы.

Его можно не бояться!

Волк, ты где? Выходи скорей играть,

И попробуй меня поймать!»

Ребята поднимают руки, как бы образуя «чум». Волк догоняет оленя, а ребята «чум» его спасают, не пускают волка внутрь круга. Игра проводится несколько раз.

После игры дети садятся на стулья.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами уже знакомились с геральдикой (герб и флаг) г. Салехард. Попробуйте вспомнить, какой герб и флаг относятся  к нашему городу и округу.

Воспитатель выставляет геральдику вперемешку с геральдикой других городов ЯНАО, дети должны найти среди них правильный вариант. Если позволяет время, можно познакомить детей с историей и значением геральдики.

Воспитатель:  Ребята, а вам нравится наш город? Чем он вам нравится?

Ответы детей.

Воспитатель:  А у вас есть в городе свои любимые места, где вы любите проводить своё свободное время?

Показ иллюстраций нескольких мест, достопримечательностей города.

Воспитатель:  Есть на этих иллюстрациях ваши любимые места?

Дети выбирают для себя одну из иллюстраций и составляют по ней рассказ.

Воспитатель:  А какими ещё сооружениями вы бы хотели украсить наш город?

Варианты детей. Выбирается один из них.

Воспитатель:  Давайте попробуем воплотить нашу мечту в быль.

Воспитатель подводит детей к столу, где расположен набор строительных материалов. Проводится коллективная постройка. В конце работы проводится анализ построенного сооружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "Любимый город"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "Любимый город"...

Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"

Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия "Мой город - Новокузнецк" в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мой город»Учитель-логопедЖукова Елизавета Юрьевна.Цель: воспитание любви и гордости за свою Родину.Задачи:Закреп...