Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Моя малая родина на карте большой страны"
план-конспект занятия по теме

Потриденная Ольга Владимировна

Конспект занятия в рамках кружковой работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_patriot_vosp.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Формирование патриотических чувств;

Формирование простейших географических представлений о стране;

Познакомить со старинной русской традицией «помочь»

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крестьянской избе, её устройстве. закрепить знания детей о русских ремёслах,

Формировать образную речь детей, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями ремёсел, изделиями ремесленников

Дать детям представление Закрепление знаний детей о государственных символах страны их истории; ознакомить с их функциональном назначении в прошлом и настоящим

Воспитывать уважительное отношение к Родине, родному городу, государственным символам; уважение к труду народных ремесленников, восхищение их  мастерству.

Развивать творческое воображение, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации

Уточнение понятий «богатая», «родная» страна.

Материалы: географическая карта,

Ход занятия:

Входит русская девица.

Девица:  Что за диво, что за чудная изба, где я?

Воспитатель:  Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!

Девица: здравствуйте люди добрые! Звать меня Марфа, а вы кто будете и куда я попала?

Дети: Это детский сад «Солнечный зайчик» г. Приморска. А мы дети подготовительной группы.

Девица: Что это за чудный город Приморск, где он находится.

Воспитатель:   Ребята наша гостья похоже ни чего не знает о том где находится, давайте ей поможем.

Дети подводят Марфу к карте. (Карта на экране)

Девица: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?

Воспитатель: Ребята что это? (Карта мира)

Воспитатель: А нашу страну вы можете показать? (дети показывают)

Воспитатель:  Дети, а что вы знаете о нашей стране?

(Наша страна Россия, она самая большая страна в мире, она родная, богатая, сильная.)

Почему? (много лесов, морей, озёр, животных, птиц, армия победила фашистов в Отечественную войну, Родина-родня-родная)

Воспитатель:   Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолёте лететь сутки.

Девица: Это сколько дней нужно ехать на поезде? (семь дней)

Девица: А часов лететь? (24 часа)

Девица: А моя родина матушка Русь.

Воспитатель:  Ребята как вы думаете, а как наша Россия называлась в прошлом (Русь)

Воспитатель:    значит у нас Марфа с тобой одна Родина – Россия, Русь, и сейчас мы тебе о ней расскажем.

Дети:         Великую землю,

                Любимую землю,

                Где мы родились и живём,

                Мы Родиной светлой,

                Мы Родиной милой,

                Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине, какие вы знаете? (Жить – Родине служить, Родина  поучает – Родина выручает, Кто за Родину горой, тот истинный герой).

Воспитатель: Ребята давайте пригласим Марфу путешествовать по России, а на чём можно путешествовать? На каком транспорте? (наземный: поезд, автобус, машина; воздушный: самолёт, вертолёт; морской: корабль, катер)

Воспитатель: Я предлагаю путешествовать на поезде, занимаем места в вагоне.

Дети поют первый куплет песни «Край в котором ты живёшь»

Воспитатель: Первая станция «Городская»  (на экране слайды: Кирха, герб Приморска)

Воспитатель: Ребята куда мы приехали из нашей группы? Что это за место? (г. Приморск)

Как вы узнали?

Расскажите Марфе о Приморске.

Приморск это наша малая Родина. Он находится в Ленинградской области, расположен на берегу Финского залива. Приморск небольшой город. Главная достопримечательность Приморска - Кирха – бывшая финская церковь, а ныне Дом Культуры. В городе есть памятник Николаю Лебедеву и  памятник морякам бронекатера, погибшим при защите Приморска от фашистов. Ещё есть памятник «Парус и крест», погибшим финским солдатам. В Приморске есть детские сады, магазины, библиотеки, школа. Построен большой нефтеналивной Порт.

Дети:         Приморск – и море и земля,

Приморск, ты Родина моя.

Туманы, океаны, корабли

И маяки, не видные с земли,

Пейзажи и природные красоты,

Моря, поля, леса и топкие болота.

Воспитатель: А теперь занимайте места, едем дальше.

Дети поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: следующая станция «Столичная» (слайды: картины кремля, красной площади.)

Воспитатель: Как вы думаете куда мы приехали: (В Москву)

Что это за город (Столица нашей Родины)

Почему вы решили что это Москва? (Кремль)

Как называется главная площадь Москвы (красная площадь)

Дети:         Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Что сейчас находится в Кремле (музеи, в Кремле работает Президент)

Как зовут нашего президента (Путин В.В.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы?

Воспитатель: Ребята, у нас перепутались гербы и флаги разных стран, давайте их правильно соберём

Игра «Найди государственные символы России (флаг, герб) среди других

Мальчики собирают флаг, а девочки собирают герб

Воспитатель: А вы знаете почему наш флаг имеет белый, синий и красный цвета?

Дети:        Белый цвет – берёзка,

Синий неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

Воспитатель: Белый, синий и красный – цвета которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее небо, море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в каком значении (красивый)

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к нему пучками травы, веток, конским хвостом. Для чего он был нужен? (Чтобы собрать воинов для защиты городов). Потом появился современный флаг.

Зачем раскрашивают флаг? (По цвету можно определить какие войска приблиаются к городу)

А сейчас зачем нужен флаг? (По флагу узнают чьи корабли, самолёты, делегации и т.д.)

Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли мы собрали герб?

Дети:        У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы разу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Для чего нужен герб? (его рисовали на щитах, чтобы различать воинов)

Звучит гимн России.

Девица: Что это за музыка чудная?

Дети: Это гимн - самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.

Девица: Как интересно выглядят теперь города. А наши старинные русские города выглядят совсем по другому. Давайте представим такой город.

Где строили города, зачем (на берегу рек, для рыболовства, передвижения, хозяйственных нужд)

Как называлось жилище людей в то время – изба, терем (ребёнок прикрепляет картинку с избой на доску)

Что возводили вокруг города (забор –крепостная стена)

Чем ещё защищали город (ров вокруг крепостной стены)

Чем в городах занимались люди? (ремеслом)

Как назывались эти люди? (ремесленники)

Каких ремесленников вы знаете? (кузнец, гончар, пекарь, пряха)

Воспитатель: Ребята я слышу гудок паровоза, нам пора отправляться в путь.

Поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: Следующая станция «Старорусская» (слайд старинный город)

Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали! (В старый русский город)

Появляются ремесленники (Слайды ремесленников с их изготовленными изделиями)

Кузнец:         Я кузнец - молодец

Я такой удалец

Я вам лошадь подковал,

Много счастья пожелал!

Девица: кого на Руси называли кузнецами (всех ремесленников которые работали с железом изготавливали изделия из него)

Гончар:         Я гончар, тоски не знаю

Круг вращаю я один,

И из рук моих волшебных

«Выплывает» вдруг кувшин.

Девица: А не трудно ли тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия?

Гончар:  Умелые руки работы не боятся.

Девица: Кого на Руси называли гончарами (всех ремесленников которые изготавливали изделия из глины)

Девица: а для чего производили свои изделия ремесленники (Для продажи)

Девица: где продавали они свои изделия (на ярмарке) (Слайд Ярмарка)

Девица: Не устали ли вы ребята. Вот изба моя.  Проходите гости дорогие, посмотрите как жил в старину народ русский.

Девица: Посмотрите какие изделия ремесленников есть в моей избе!

Назовите, что мне изготовил кузнец (топор, ухват, серп, вилы, подкова, коса)

Что изготовил гончар (посуда, кувшин, глиняные игрушки)

Садитесь рядком, да поговорим ладком. Сейчас мы вспомним как изба русская строилась.

Когда-то давным давно, когда на Руси и городов не было, шумели на земле русской дремучие леса. В это время люди стали строить свои избы. Из чего строили избы? (Из дерева)

Почему? (Изба нужна была прочная, такая чтобы долго стояла, чтоб и дети и внуки в ней жили)

Поэтому деревья выбирали тщательно. Строили из сосны и ели. Почему (Они самые прочные). Но и эти деревья не все рубили. Старое дерево не брали, почему? (Рассуждения детей, Вывод: старость на Руси уважали, оберегали, что состарилось должно дожить свой век спокойно.) Да и непрочное  старое дерево. И молодые деревья не подходили? Почему? (Рассуждения детей. Вывод: силы ещё не успели набраться, непрочные)

А рубили деревья зимой в сильные морозы, когда дерево самое сухое. Интересно почему? (Сокостояние)

На Руси говорили не строить избу, а рубить, почему так говорили? (топор единственное орудие труда: дерево рубили, сучья обрубали, кору стёсывали, даже когда избу ставили помогали топором.)

А рубить - избу дело нелёгкое. Одному не справиться.

Девица: вот так на Руси сложилась добрая традиция, какая  (помогать друг другу).

Девица: а название получила эта традиция (помочь).

Девица: А какую ещё помощь оказывали люди в деревне друг другу (поле пахать, сено косить, урожай собирать.) И эта традиция сохранилась.

Воспитатель: Марфа, а что это за девочка рукодельница? (Это дочь моя)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете каким ремеслом она занимается (прядёт, она пряха)

Пряха:        Я ловкая пряха

Очень рано встаю,

Не ленясь берусь за дело,

Моток ниток я спряду.

Воспитатель: А давайте и мы поможем нашей пряхе.

Танец «Прялица».

Девица:  спасибо гости дорогие за экскурсию и помочь. Много нового от вас узнала, чему-то и я вас научила.

Дети благодарят Марфу.

Воспитатель: А сейчас прощайтесь ребята, нам пора уезжать домой.

Хозяйка говорит:

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как в Сибири! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!

(Звучит русская народная мелодия, поочередно в зал входят гости - 2 девицы).

Хозяйка: Здравствуйте, гостьи дорогие, проходите, будьте как дома!

Девица: Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим.

(Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделье - вязанье, вышиванье, входят еще 3 девицы).

Хозяин: Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко.

Девица: Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут.

(Хозяин провожает девушек на лавку, гостьи достают рукоделье).

Хозяйка, (обращаясь к девицам): Редкий гость никогда не в тягость.

(Входят еще 3 девицы.)

Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь.

Девица: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

(Хозяйка поет песню “Ой, калинушка”).

Гостьи начинают сибирские переговорки.

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.

Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Кто хочет показать свое уменье?

(Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок”).

После игры звучит музыка, входят парни (по 4 человека из разных дверей). Становятся напротив друг друга и начинают перетанцовывать друг друга (“улица на улицу”).

Первая группа парней:

Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет.

Вторая группа парней:

Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,
Да и девушки под стать, им не станут уступать.

(Первая группа парней приглашает 4 девиц на хоровод “А мы просо сеяли”).

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
Щелкают орешки, да творят посмешки, ни короткие,
ни длинные, а такие, что в самый раз, как от меня до вас.

(Парни переговариваются небылицами).

Парень:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем,
Где веселый народ – тут наш будет хоровод.

(Исполняется сибирский хоровод “Тетера”).

Хозяин:

Как известно всем подружки мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте, а девчатам помогайте.

(Сибирские частушки “Елочки-сосеночки” исполняют 3 девицы и 2 парня). (Приложение № 1)

Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось, есть у меня для вас сибирские игры.

(Проводятся сибирские игры: “Ручейки и озера”, “Льдинки ветер и мороз”, “Евражки и сова”).

Парень:

Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,
И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.

(Четыре пары исполняют сибирский хоровод “Восьмера”).

Хозяйка:

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Девица: Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

(“Бой” скороговорок между гостями).

Хозяйка: Что-то мы засиделись. Поскорее выходите, хоровод свой заводите!

(Исполняется хоровод “ Со вьюном я хожу).

Хозяин: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.
“ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Хозяин:

Мы вас к чаю приглашаем и заданье назначаем,
Угадайте-ка, ребята, с чем мы чай вам наливаем.

(На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание - определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты).

Парень: Посидели, повеселились, пора и честь знать.

Девица: Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье и за угощенье.

(Под народную музыку гости кланяются и выходят).

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

Уважаемые родители!

16.02.2012 г. состоялось родительское собрание, на котором было решено сдать родительскому комитету по 200 рублей (до 31.03.12), которые будут перечислены на расчётный счёт школы. О своём решении по поводу сдачи денег сообщите по телефону 8 921 338 28 90 Фомичёвой Н.Е.

Родительский комитет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Москва – моя малая Родина».

В данном конспекте описан пример музыкального занятия на базе подготовительной группы с использованием различных умений и навыков детей 6 - 7 лет (пение,чтение стихотворений, музыкально - ритмические ...

Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы

Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;*       Учить видеть красоту природы Нанайского района ,  ценить богатства земли;*...

Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."

Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....

Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: «Родина большая и малая».

Систематизировать знания о символике нашей страны и города Вязьмы....

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

конспект физкультурного занятия в доу по патриотическому воспитанию "Малая Родина"

Обучающие задачи*совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения;*совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;Развивающие задачи*развивать физиче...