"Ознакомление детей с татарским народным искусством"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Нутфуллина Гюзелия Завитовна

Опыт работы воспитателя по изобразительной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с татарским народным искусством.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

               Декоративное рисование во второй младшей группе.

                     Тема:  «Украшение платочка».

Программное содержание: Учить детей украшать татарским узором накрахмаленную ткань. Называть некоторые элементы узора: колокольчик, тюльпан, листья. Научить детей пользоваться печаткой, трафаретом и печатать ими узоры на ткани. Развивать у детей эмоциональное отношение к воспринимаемому материалу на основе мелкой моторики рук (мышечно-двигательного и координационного тренинга). Воспитывать самостоятельность, активность, побуждать интерес к татарской национальной культуре.

 

Материал: - кукла в татарской одежде; накрахмаленная ткань по количеству детей; трафареты с вырезанными цветами;  печатки  листьев; гуашь: красная, желтая, синяя, фиолетовая, зеленая; палочка, на конце которой поролон; подносы для печаток,  палочек и трафаретов; клеенка; влажная салфетка.

Предварительная работа: татарская народная игра: «Яулык  салыш»; пальчиковые игры: «Пальчики», «Цветки», «Вот помощники мои»; рисование: «Украшение салфетки», «Украшение наволочки», «Полотенце» и др.

Ход занятия: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришла кукла Ляйсан. Посмотрите, какой на ней красивый татарский наряд: длинное платье, подол платья и рукава собраны в оборочку. Поверх платья надет камзол, расшитый татарским орнаментом. А на голове – калфак – это татарский женский головной убор.

               - Ребята, Ляйсан рассказала мне историю, которая привела ее к нам. Вот послушайте: « Все игрушки: мишки, зайки, лисята, бельчата, волчата и куклы решили подготовить праздничный концерт для своих любимых мам. Ведь скоро праздник – 8 марта. Топтыжка стих выучил про маму, бельчата – акробатический номер подготовили, зайчата разучили песенку о маме, лисята с волчонком испекли праздничный пирог, а вот Ляйсан со своими подружками решили станцевать татарский танец с платочками. Для танца нужны платочки с красивым татарским узором. Платочки-то они нашли, да вот узоров на них нет. Зайчата посоветовали куклам к вам за помощью обратиться. Вы же всегда всем лесным жителям помогаете. И Ляйсан, таким образом, оказалась у нас. Пришла к нам, чтобы мы им, помогли, и платочки с собой принесла.                                                                                                                                                    

                 - Ну, что, ребята, поможем Ляйсан и ее подружкам?  (Да).        

                 - Хорошо. Прежде чем начнем рисовать, давайте, рассмотрим образцы платочков. Все платочки украшены татарским орнаментом. Внимательно посмотрите и скажите, какими цветами украшены они? (Колокольчиками и тюльпанами). Верно, ребята, в татарском орнаменте часто используют эти цветы для украшения предметов быта: полотенец, платочков, наволочек, салфеток.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                - А как расположены цветы на платочке: в середине, по краям или в уголках? (В уголках и по краям платочка).    

  - Где располагаются листья? (Около цветов).

  - Украшать платочки, мы, будем с помощью трафаретов и печаток. А сейчас предлагаю вам, ребята, и нашей гостье, Ляйсан, посмотреть, как, я, с помощью трафарета отпечатаю цветы на ткань. Показ и объяснение воспитателя:  «На ткань надо положить трафарет. Подравнять его, так чтобы он лежал, ровно посередине ткани. Трафарет зафиксировать (прижать) к ткани рукой, так чтобы он не двигался при печатании, иначе цветы получатся не четкие, а расплывчатые. Взять палочку, обмакнуть губчатой стороной в краску, и покрыть ею вырезанные цветы на трафарете, так чтобы они отпечатались на ткань. Когда все цветы будут  отпечатаны, надо очень аккуратно  убрать трафарет с платочка, чтобы не испачкать ее. Теперь только остается отпечатать листья с помощью печатки. Вот так! Мой платочек готов! Не правда, ли, очень быстро, просто и красиво!»

  - Ребята, а чтобы нашим пальчикам работалось веселей и, они, не уставали, давайте поиграем с ними.

            Проводится пальчиковая игра «Пальчики».

  - Приготовили кулачки!

   Раз, два, три, четыре, пять -   (разгибать пальцы на обеих руках).

   Вышли пальчики гулять.     (кончиками 1-х пальцев коснуться 2,3,4,5- здороваются).

   Раз, два, три, четыре, пять - (здороваются пальцы одной руки с пальцами другой р.).

   В домик спрятались опять. (руки в позиции «крыша», медленно скрещиваются          

                                                        между собой в общий замок).

  - А теперь, когда наши пальчики разогрелись, можно приступить смело за работу. А, Ляйсан, будет смотреть и учиться, чтобы потом научить своих подружек.

                           Под татарскую мелодию дети рисуют.

   Воспитатель по ходу занятия напоминает детям, что трафарет надо прижимать к ткани свободной рукой, что после того, как отпечатаны все цветы надо аккуратно, убрать трафарет, что листья надо разместить около цветов, что работать надо аккуратно, не пачкая ткань. Спрашивает детей, какими цветами они украшают свои платочки, какого они цвета. После того, как дети закончат работу, воспитатель от имени куклы благодарит ребят, что они смогли помочь им, украсить платочки татарским узором, что все платочки получились нарядными и красивыми.

  - Ляйсан, а наши, ребятки, знают еще и татарскую народную игру «Яулык салыш» игра с платочком. Ребята, а давайте поиграем в эту игру вместе с Ляйсан.

                        Проводится татарская народная игра «Яулык салыш».

Дети стоят по кругу, руки за спиной. Ведущий ходит с платочком в руке, за спиной ребят, со словами:            «Кулъяулыгым яшел, яшел

                                               Яшел чирэм астында;

                                               Сиздермичэ ташлап китэм

                                               Бер иптэшнен артына».

И одному из детей кладет в раскрытые ладошки платочек, а сам встает в круг. Все дети хором говорят:        «Кемнен кулында кулъяулык

                                               Тизрэк уртага чык».

Ребенок, у которого в руках платочек, тот выходит в середину круга и показывает платочек. Затем начинает водить игру заново. Игра повторяется 2-3 раза.

- Ребята, Ляйсан пора возвращаться обратно, готовиться к празднику, всех она вас благодарит за помощь. И наше с вами занятие тоже подошло к концу. Давайте попрощаемся с Ляйсан и гостями, и пройдем в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"

   Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих покол...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

Материал на тему "Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа"

quot;Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа" нужный материал для воспитателя в старшей группе....

Консультация "Совместная работа воспитателя и родителей по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством".

Задачи работы по озакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством:1.              Формирование у детей эмоциональ...