Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны
материал по теме

приобщение детей дошкольного возраста к истории Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко» общеразвивающего вида

«Как знакомить старших дошкольников

с историей родной страны»

(консультация для воспитателей)

Подготовила и провела:

Воспитатель: М.И.Рыбакова

2013 год

В современном отечественном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения. Идея построения в России гражданского общества актуализирует задачу воспитания сознательных граждан, любящих свою страну, свою Родину.

Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания начал гражданственности. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Но в дошкольном образовании не существует эффективной педагогической технологии приобщения дошкольников к истории родной страны. Только в отдельных работах предлагается система воспитания у детей дошкольного возраста интереса к прошлому родной страны, любви к отечеству в рамках приобщения к национальной родной культуре, знакомства с природой родного края, развитие социальных представлений о своем родном крае, труде взрослых.

Все это приводит к тому что одни педагоги придерживаются точной исторической хронологии в процессе приобщения дошкольников к истории своей страны, требуют от детей знания последовательности исторических событий, имен исторических деятелей, отдельных дат. Другие – обходят вопросы истории в общении с детьми, тем более близкой истории, где все непросто и противоречиво, они ограничиваются приобщением дошкольников в народной культуре. Поэтому прежде чем ответить на вопрос  как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять,  зачем знакомить их с историей своей страны.

Приобщая детей дошкольного возраста к истории Отечества, педагог пробуждает интерес дошкольников к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.

Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов. Рассказывая детям о героях родной страны, мы обращаем внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.

Кроме того, знакомство  с историей  родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.   Время не имеет наглядных форм, его нельзя посмотреть глазами, поэтому оно воспринимается опосредованно.

Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания близких взрослых, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.

Однако, восприятие событий прошлого, тем более далекого прошлого, является сложной задачей даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос: могут ли дошкольники понять смысл исторических событий? Для того, чтобы понять особенности восприятия исторических событий старшими дошкольниками, исследователи проанализировали ответы детей на вопросы диагностической беседы»Что я знаю о Великой Отечественной войне».Выбор этого события не случаен, потому что это великое событие для нашей Родины, в котором принимали участие близкие предки современных дошкольников, в семьях и детских садах с детьми говорят о войне, показывают им военные реликвии.

Большинство детей кратко раскрыли смысл событий Великой Отечественной войны или её отдельных эпизодов. У 17% старших дошкольников рассказы о войне оказались более конкретными и содержательными. Беседа показала, что у 53% детей кто-либо из близких или дальних родственников был непосредственно связан с войной. Интерес детей к событиям военного прошлого поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками. Эмоциональные рассказы получились у детей из тех групп, в которых воспитатели знакомили детей с событиями военных лет, опираясь на рассказы очевидцев, фотографии, фрагменты фильмов, документы военного времени, вещи участников войны.

Разностороннее, достаточно глубокое, эмоциональное понимание детьми старшего дошкольного возраста событий Великой Отечественной войны показывает относительную дост упность этого содержания современным детям при соблюдении следующих условий:

-хорошее знание исторических событий значимыми взрослыми(педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;

-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию старших дошкольников;

-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события(семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг….).

Старшие дошкольники лучше понимают смысл исторических событий и более эмоционально к ним относятся, если кто-либо из взрослых делится своими впечатлениями об этом событии или связанными с ними впечатлениями.

Таким образом, исследования показывают: для детей дошкольного возраста история предстаёт не как цепочка последовательно сменяющихся событий(как её потом преподают на уроках истории в школе), а как тонкая грань между прошлым и настоящим. Поэтому дошкольникам одинаково далёкими кажутся события войны 1812 года, и жизнь их бабушек и дедушек.

Знакомя дошкольников с историей родной страны, не следует стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины: яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.

Детей прежде всего знакомят с теми историческими личностями и событиями, которые близки их опыту и хорошо известны педагогу. Работа по ознакомлению детей с прошлым родной страны может включать следующие темы:

-первые поселения славян, их занятия и образ жизни, некоторые традиции славянской культуры;

-Яркие исторические события и деятели прошлого, связанные с историей жизни людей из ближайшего окружения ребёнка, историей родного города;

-некоторые открытия, достижения отечественной науки и техники(электричество, радио, телевидение, освоение космоса и др.)

-история родного города, посёлка

-события Великой Отечественной войны, восстановление страны совместными усилиями людей разных национальностей;

-ближайшая история России.

Для развития интереса к прошлому родной страны в группе целесообразно создать развивающий центр «Моя страна», у нас это могут быть уголки родного края, которые есть в каждой группе. Уголки эти создаются для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Материалы центра не ограничиваются историческим содержанием, они раскрывают перед дошкольниками разные стороны жизни страны - её природу и культуру, события современности. В развивающем центре могут быть представлены макеты славянских и марийских поселений, иллюстрации к сказкам народов России, изделия народных промыслов, народные игрушки, настольно-печатные игры, такие как «Народы России», «Славянская семья» и др. Можно поместить пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России, её природных особенностей, книги, альбомы для раскрашивания о городе и стране, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего посёлка, города, страны. В такой центр хорошо включить детские энциклопедии о России, карты мира и России, карту Марий Эл.

Важно, чтобы материалы развивающего центра предполагали разное содержание детской деятельности. Рассматривая книги и альбомы, дошкольники знакомятся с особенностями жизни России в разные исторические периоды, раскрашивают рисунки изделий по мотивам народных промыслов, рисуют схемы военных сражений и так далее.

Ключевая роль в развитии старших дошкольников интереса к истории родной страны, расширения представлений о её прошлом, воспитании начал гражданско-патриотических чувств, взрослым-воспитателям и родителям.

К сожалению, большинство педагогов сами недостаточно хорошо знают историю своей страны, не испытывают глубоких патриотических чувств к героям и событиям прошлого России, не представляют о чём и как можно рассказать детям. Поэтому педагогов дошкольных учреждений необходимо готовить к реализации задачи приобщения дошкольников к истории родной страны.

Очень важно, чтобы педагоги не игнорировали детские вопросы о событиях прошлого, стремились делиться своими чувствами, связанными  историческими деятелями, победами и поражениями России, пробуждали у детей интерес к прошлому своей Родины.

Рассказывая дошкольникам о прошлом страны, воспитатель обращается к картинам, фотографиям, вещам, отражающим жизнь людей нашей страны в разное время. Так, рассматривая русскую избу, воспитатель предлагает детям догадаться, какие предметы заменяли людям стиральную машину, утюг, электрическую лампочку, автомобиль, телевизор. Почему со временем всё изменилось? В чём значение этих изменений для жизни человека? Педагог побуждает детей дома вместе с родителями выяснить, какие изобретения были сделаны российскими учёными и исследователями. Совместное с педагогом изготовление макета древнерусской крепости, рассматривание снаряжения воинов, чтение былин о победе богатырей над чудищами помогут дошкольникам почувствовать гордость за русских воинов, защищавших своё Отечество.

Закрепить и расширить представления детей о прошлом России можно с помощью дидактических игр: «Собери воина в поход», «Военные баталии», «Чем знаменит?», «Вчера и сегодня» и др..

Когда у детей будут сформированы более или менее чёткие представления об отдельных исторических событиях, интересной формой работы могут стать игры-путешествия в прошлое. К игре-путешествию готовится наглядный материал, на который может опираться детская фантазия. В ходе игры дети рассуждают о том, что они якобы увидели, оказавшись в прошлом, отвечают на вопросы педагога, сами задают вопросы друг другу.

Огромная роль в воспитании интереса к истории Отечества принадлежит родителям и ближайшим родственникам ребёнка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании истории и традиций собственной семьи. В этом направлении можно использовать метод совместных детско-родительских проектов. Работа над проектом проходит в три этапа. На первом этапе осуществляется отбор содержания, определяется степень участия каждой семьи в процессе работы над проектом. На втором этапе разворачивается работа в творческих группах. Участники занимаются поиском и отбором материала. На третьем этапе осуществляются презентации проектов. Формы презентации выбирают сами участники проекта.

Таким образом, для знакомства дошкольников с историей родной страны необходимо придерживаться определённых принципов работы. Эта работа имеет своей целью вызвать интерес дошкольников к прошлому родной страны, гордость за её историю, традиции, уважение к предкам. Она должна быть направлена не на освоение детьми фактического исторического материала, а на развитие их социальных чувств, познавательного интереса. В основу работы должно быть положено близкое для дошкольника историческое содержание, вызывающее эмоциональный отклик, которое можно представить в предметной среде группы. Предпочтение должно отдаваться близким и интересным для ребёнка видам деятельности. Успех педагогической работы во многом определяется заинтересованной позицией родителей и педагогов.

Журнал «Детский сад: теория и практика» №9 за 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНСТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОШЛОМУ РОДНОЙ СТРАНЫ

В статье рассматривается проблема развития интереса к прошлому родной страны и особенности его проявления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможнос...

Педагогический проект «Нетрадиционные формы ознакомления старших дошкольников с историей родного города, края»

«Нетрадиционные формы ознакомлениястарших  дошкольников с  историей родного города, края»  Участники проекта : дети подготовительной к школе группе, родители, воспитатели.Тип: информаци...

" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города

Наглядный материал по изучению истории  г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города.

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города....

Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...


 

Комментарии

Литвишко Марина Николаевна

Спасибо за очень ценный и нужный материал.