Главные вкладки

    "Мой край родной - Татарстан"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Цель:

    1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

    2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

    3. Расширить знания детей о родном городе.

    4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.

    5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_kray_rodnoy_-_tatarstan.docx326.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №48»Советского района г .Казани  .

      Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме :  «Люблю тебя, мой край родной» .

                                                                                       Выполнила: Конова А.А.

    Цель:

    1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

    2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

    3. Расширить знания детей о родном городе.

    4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.

    5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

    Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

    Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремляприроды; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

                                                   Ход занятия

     1.Оснавная часть.

    Воспитатель читает стихотворение «Лучше нет родного края»                         Жура-жура-журавель! 
    Облетал он сто земель. 
    Облетал, обходил, 
    Крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля: 
    – Где же лучшая земля? – 
    Отвечал он, пролетая: 
    – Лучше нет родного края! (П.Воронько)                                                                                        

    В: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.   Мы с вами будем говорить ,как вы думаете о чём?

    Ответ детей: О родном крае.                                                                                                   В: Правильно.  

    У каждого человека есть Родина . Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть местоуголок, где он родился и вырос. Туган ягым -  Татарстан, что в переводе с татарского: Край родной - Татарстан! Нам  повезло родиться и жить в этом удивительном и прекрасном местечке нашей огромной страны.

    Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань. Вот, что сказал  татарский поэт  Сибгат Хакимова.

     Спросите нас: - Откуда вы?
    Мы с Волги, из Казани.
    Поит нас волжская вода,
    Мы хлеб растим, пасем стада,
    Качаем нефть, грузим суда,
    В свободном Татарстане.

    В: Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

    В: На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?                                                                                                                                 Ответы детей: Реки.

    В: Правильноэто реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?                                                                                                Ответы детей: Волга.                                                                                                                                          В:Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике?                                                                        Ответы детей: Казанка, Кама.                                                                                                                                

    В: Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать. А вот эти кружочки обозначают городаДети, какой город является столицей нашей республики?                                                                                                                     Ответы детей: Казань.

    В:Правильноэто Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете? Ответы детей: Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны.

    В: Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).  

     http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c16edbb53603328667dc061518f99036-118-144&n=21                                                                                                                                          1 ребенок : Занялась, зарделась неба грань,
    Брызнули лучи по небосклону.
    Здравствуй, город - славная Казань!
    Кланяюсь тебе земным поклоном.

     2 ребёнок: Радостью Казань моя полна 
    И светла и зелена. 
    Город кажется весной 
    Белой чайкой над волной. 
    Чудны парки и сады.
    Всюду яркие цветы. 
    В этом городе живет 
    Дружный труженик – народ.

      В: Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняются государством.                                                                                                                                           

    3 ребенок:

    Да можно ли край мой пером описать,
    И ль кистью его на холсте набросать?
    Найдется ли в мире художник такой,
    Чтоб мог передать он в картине 

    Твою красоту, о Татарстан, мой родной.

      4 ребенок :Твоею славой, твоей судьбой.
    Татарстан мой, горжусь тобой,
    – прекрасной Родиной моей,
    Нигде на свете нет тебя милей! 

    В:Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

    А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

    " В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях «Казанкой».

    В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши.

    В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (воспитатель показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

    В:Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).Затем дети садятся на свои места.

    - На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?                                Ответ детей: Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.

    В: Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

    На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

                                            Физкультминутка.

    • Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Дети встают в круг.
    • Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
    • По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
    • В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
    • В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
    • На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
    • Молодцы. Сели на свои места.

    В: Казанский Кремль -  является Визитной карточкой Казани. Это единственная в мире живущая татарская крепость. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля.

     5ребёнок: Запоет стена как арфа 
    Белый звон стечет с горы .
    Сотворили в полдень чудо 
    Музыканты, маляры! 
    Что бы Кремль стоял светло,
    Как слеза в глазах 
    Чтобы всякому приснилось
    Белым сном Казань . (
     Р. Кутуя  )                                                                       (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля)http://put-nik.ru/wp-content/uploads/2011/08/kazan_kreml4-300x112.jpg                                         

    - Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

    В: При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни?                                                                                                                  Ответ детей: На ней расположены часы.

    В:Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации) . http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=40811c93dbd281bf5612bc9a898372f8-64-144&n=21                                                           Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

    - Какая еще башня расположена на территории Кремля?                                               Ответ детей:  Башня Сююмбике.                                                                    (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.) 

    http://kazan.ws/culture/pic_cul/971.jpghttp://tattravel.ru/images/stories/dostopim/kazan/arhitektura/dostopimechatelnosti_kazani_-_baschnya_cyembike.jpg

    - Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

    Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

    - Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

    Ответ детей: Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.

    - Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

    Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации). 

    Казань (август 2006) - nordprod - Photo.Qip.ru / id: vax                                      Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель  показывает иллюстрации). 

    http://kinfo.ru/user/upload/file219847.jpg

                                           2.Заключительная часть .

    - Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем? Ответы детей.

    - Назовите столицу Республики Татарстан? Ответы детей.

    - На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? Ответы детей.

    - Что изображено на гербе республики? Ответы детей.

    - Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля? Ответы детей.

    - Любите ли вы свой город? Ответы детей.

    - Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить  стихотворением.  

    Ты стал неузнаваем, Татарстан!
    Ты стал счастливым краем, Татарстан!
    Славься, Татарстан! Край золотой,
    Славься народ, окрыленный мечтой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә

    Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре  белән танышт...

    Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Елмаюга ни җитә – елмаю боз эретә”

    Максат:         Балаларда халык әсәрләре аша ярдәмчеллек һәм ягымлылык хисе тәрбияләү,тылсымлы сүзләр куллануны активлаштыру. Балаларда халык авыз иҗаты ә...

    Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы. Уртанчылар төркеменә әхлак тәрбиясе бирү буенча перспектив план.

    Максат:Балаларга иң гади әхлак кагыйдәләрен системага салып өйрәтү, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү, бер-берсе белән дустанә мөнәсәбәт урнаштырырга өйрәтү, әйләнә-тирәгә сакчыл караш тәрбияләү...

    Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Авыл урамына сәяхәт” (Өлкәннәр төркеме.)

    Максат:балаларны җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр белән таныштыруны дәвам итү.Җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр хәрәкәт итүче транспортка юл читеннән каршы бару, юлны аркылы чыгу тәртибен аңлату....

    Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

    региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

    Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"

    Занятие по обучению детей русскому языку построено с учетом возрастных особенностей. Занятие направлено на поликультурное воспитание дошкольников....

    "Татарстан - туган җирем, Татарстан - Ватаным"

    Безнең 53 нче “Светофорик” катнаш балалар бакчасы әхлакый – патриотик тәрбия буенча максатчан эш алып бара. Без балаларга кечкенәдән үк туган җир, туган як, туган ил төшенчәләрен биреп, ан...