Альметьевск-город мой родной
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чумарина Наталья Евгеньевна

музыкально-тематическое занятие на тему "Музыка и быт народов Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vam_2.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад № 1  « БЭЛЭКЭЧ ».

Городская неделя « Специалист »

Непосредственная образовательная деятельность

по музыке в старшей группе

на тему « Альметьевск –город мой родной ».

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

МБ ДОУ « ЦРР д\с  №1 »

Чумарина Наталья Евгеньевна.

Альметьевск 2013г.

Цель: Использование народного творчества как средства приобщения детей к культурному наследию родного края.

Задачи: Учить определять музыку народов Поволжья в зависимости от жанра (вокальная, инструментальная).Приобщать к игре на музыкальных инструментах. Развивать тембровый слух.Расширять знания о разных видах фольклорного творчества: игры, хороводы, песни, пословицы поговорки. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей.

Социализация: Способствовать социально- нравственному развитию детей посредством восприятия музыкальных произведений. Совершенствовать умение позитивно воспринимать выступление сверстников, сопереживать им.

Коммуникация: Активизировать образные слова, эпитеты, прилагательные при описании характера звучания произведения, расширять словарный запас при знакомстве с музыкальными инструментами, способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками.

Познание: Расширять знания детей о культурноя разнообразии родного края, об искусстве народов Поволжья, поощрять любознательность, совершенствовать познавательный интерес.

Используемый материал:

Музыкальные шумовые инструменты.

Аудио- записи (музыка народов Поволжья).

Презентация .

Стол, самовар, чашки….

Ход занятия

Стоит накрытый стол: самовар, чашки, печенье (все по количеству детей, воспитателя и музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель сидит за столом, рассматривает книгу, (звучит песня « Альметэм туган ягым), воспитатель заводит детей.

Музыкальный руководитель приглашает детей к столу.

Музыкальный руководитель: Я рада вновь видеть вас у себя в гостях!Я думаю вы уже по песни догадались, что мы будем продолжать нашу беседу о родном  городе. Напомните о чем мы говорили с вами на прошлой встречи.

Дети: Слушали и начали разучивать песню « Альметэм туган ягым».

Воспитатель: Наталья Евгеньевна, послушайте ее в нашем исполнении.

 

( Дети исполняют один куплет песни)

Музыкальный руководитель отмечает исполнение песни (указывая на допущенные ошибки или же наоборот) поощеряет.

Музыкальный руководитель: сегодня мы с вами поговорим о многонациональности нашего города, о его красочном облике – благодаря песням, стихам, музыки этих народов.

Посмотрите на доску(дети стоят полукругом).Кто из вас знает, как называется этот музыкальный инструмент?

Дети: Курай.

Музыкальный руководитель: Курай- национальный башкирский духовой инструмент, похожий на флейту. Имеется несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Он обладает своеобразным тембром и своим репертуаром.

Давайте послушаем башкирскую национальную мелодию, когда вы услышите звучание курая, изобразите его.

Музыкальный руководитель предлагает сесть детям и продолжить разговор за столом.

Дети описывают звучание курая.

Музыкальный руководитель: Какую необычайную выразительность придает этот необыкновенный инструмент. Музыка каждой национальности звучит по- особому, и по колориту, т.е. по окраске  звучания, мы определяем к какому народу она принадлежит: татарскому, башкирскому, чувашскому. Звучание курая может украшать не только лирическую мелодию, но и зажигательную, быструю.

Музыкальный руководитель: В нашем городе живет одна из ярких национальностей- это чуваши. Их язык, мелодии по звучанию близки к татарским напевам.

Воспитатель: У них очень много, похожих на татарский язык, слов. Я даже их вам приготовила некоторые.

Воспитатель говорит слова, а дети повторяют.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам ребята, сыграть в игру «Качели». Я вам включу чувашскую мелодию, а вы вместе с Галиной Алексеевной, пропоете эти слова на чувашском языке.

Дети пропевают.

Музыкальный руководитель: А теперь под эту же мелодию пропойте татарские слова.

Дети пропевают.

Музыкальный руководитель: Вы услышали, как они похожи ,эти два языка чувашский и татарский.

Дети: чувашская мелодия напоминает  татарскую мелодию.

Музыкальный руководитель: у чувашского народа есть  очень забавное движение- притопывание ногами. Давайте встанем в круг. Я вам не буду его объяснять, оно легкое. Я ставлю музыку, вы повторяете за мной.

После выполнения движения, садятся за стол.

Музыкальный руководитель: В нашем городе, какая национальность преобладает по численности?

Дети: татары.

Музыкальный руководитель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому. что наш город находится в составе Республики Татарстан.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним татарские песни, имена композиторов, музыкальные игры, инструменты.

Дети:

Музыкальный руководитель: Вы назвали игру «……….» давайте с вами  поиграем.

Игра «

Дети вновь садятся за стол.

Звучит мордовская песня.

Музыкальный руководитель: Какая по характеру мелодия прозвучала сейчас?

Дети: Прозвучала мордовская  музыка. По характеру звучания очень веселая, жизнерадостная.

Музыкальный руководитель: Правильно. Особую выразительность придает музыке использование различных музыкальных инструментов. Я вам их приготовила, они в сундучке. Какие вы услышали инструменты?

Дети: перечисляют.

Музыкальный руководитель приглашает детей в центр зала с инструментами.

Шумовой оркестр.

Музыкальный руководитель: Напомните мне пожалуйста ребята, о каких национальностях, мы сегодня с вами говорили?

Дети: башкиры, чуваши, мордва, татары.

Музыкальный руководитель: Мы сегодня услышали мелодии этих национальностей.Что- нибудь вы отметили для себя особенного?

Дети: В прослушанных произведениях звучит музыкальный инструмент курай, окраска звучания, благодаря ему, очень похожа друг на друга.

Музыкальный руководитель: И как всегда, ребята, давайте поблагодарим наш добрый самовар за его гостеприимство.

Дети: Мы благодарим тебя милый самоварчик (пропевают)

Воспитатель: Кстати, ребята, сейчас мы все, татары и чуваши и башкиры, любим пить чай из самовара. А у какого народа он появился впервые?

Дети: У русского.

Воспитатель: Правильно. Его так и называют русский самовар с кренделями (вешает бублики).

Музыкальный руководитель: Конечно с годами все меняется. Многие национальные мелодии и песни, сейчас приобретают новое современное звучание. Мы их с вами не раз использовали на наших праздниках. Так и завершим нашу встречу веселым танцем.

Русский танец «Стоят девченки…..»

Под музыку уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....