Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у Полякай»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Малаева Ольга Борисовна

Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у  Полякай»  

 Программное содержание.

1. Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.

2. Создать эмоциональный настрой у детей, прививать интерес к изучению мордовского языка.

3. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе.

4. Формировать понятие о многонациональности республики.

5. Развивать у детей память, речь.

6. Воспитывать любовь к родному краю.

Методические приемы.

1. .Словесный.

2. .Наглядный.

3. Игровой.

4. Практический.

Материал и оборудование.

1. Экспонаты мини-музея «Национальная изба».

2. Чугунок с кашей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у  Полякай»  

6. Воспитывать любовь к родному краю. Программное содержание.

1. Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.

2. Создать эмоциональный настрой у детей, прививать интерес к изучению мордовского языка.

3. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе.

4. Формировать понятие о многонациональности республики.

5. Развивать у детей память, речь.

Методические приемы.

1. .Словесный.

2. .Наглядный.

3. Игровой.

4. Практический.

Материал и оборудование.

1. Экспонаты мини-музея «Национальная изба».

2. Чугунок с кашей.

3. Деревянные ложки.

Ход занятия.

Дети входят в музей и осматриваются.

Сегодня мы с вами пришли в мини - музей, чтобы узнать, как люди жили раньше. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?

- Россия.

- А какой главный город России?

- Москва.

- А как называется наша республика?

- Наша республика называется Мордовия.

- А вы любите наш город?

- А как он называется?

- Саранск.

Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.

- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?

Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе новых построек: большие красивые дома, большой кафедральный собор им. Ф. Ушакова.

- Какие еще постройки вы знаете?

- Спорткомплекс «Мордовия», стадион «Старт», «Жилищник», «Ледовый дворец», театр оперы и балета, реконструировался парк им. А.С. Пушкина и т.д.

А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше? Давайте попросим нам рассказать об этом хранительницу старины бабушку Полину, а по-мордовски Полякай. А вот и она.

(Входит Полякай).

- Шумбратада, шабанят! (Здравствуйте, дети).

Дети: Шумбратада!

- Шумбратада, инжееньке! (Конакт)

(Здравствуйте, гости).

Полякай: Давайте с вами знакомиться!

- Монь лемозе Полякай.

(Меня зовут Полина)

- Кода Тонь лемце?

(Как тебя зовут?)

Дети: - Монь лемозе... Миша

(знакомится со всеми)

Воспитатель: Полякай, мы пришли к тебе узнать как люди жили раньше.

Полякай: А я вам сейчас расскажу.

Давным давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было ни какой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к "лесам и водоемам. Леса были очень богатые.

- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).

Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.

- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).

Нет, ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили неретом. Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. Вот перед вами ступа. В ней толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.

Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.

Мордовский народ очень религиозен, поэтому, в каждом доме были красные углы, в которых обязательно были иконы.

(Иисуса Христа, икона Божьей Матери, Николая Чудотворца и другие).

Мебель была вся из дерева: это и кровати и лавки, столы, полки для посуды. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки.

- Полякай, а наши дети знают слова одной мордовской колыбельной песенки.

Баю - баю, иднязе,

Ляень сетьме веднязе,

Удок, касат оцюста

Тума лаца тазаста.

(Баю, бай сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастишь, сыночек,

Крепкий, сильный, как дубочек).

Дети в школе не учились, а нянчали своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А в свободное время играли, водили хороводы, веселились.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры. Давайте сейчас поиграем в игру «Горшочки».

(Дети делятся на пары, один из пары горшечек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:

- Мисак сяканяцень (Продашь свой горшок).

Хозяин отвечает: Миса (Продам).

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: фкя (один), кафта (два), колма (три) ласьк (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и - хозяин, а другой становится покупателем.

Полякай: Молодцы, ребята! давайте продолжим нашу экскурсию.

Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.

Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали и делали украшения                 

На ногах носили лапти,а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.

Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках. В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас.

А я хочу вас угостить кашей с тыквой, которую я приготовила в печке. Раньше вся семья садилась за большой стол на лавки, хозяйка ставила на стол большой чугун с едой, все брали ложки, а ложки были деревянные. Первым еду пробовал самый старший в семье, а затем все остальные.

- А вы хотите попробовать кашу из чугунка, деревянными
ложками?

Дети: Да

- Тогда рассаживайтесь на лавки за стол, берите ложки, а я
подам вам чугунок с кашей.

Дети угощаются и благодарят бабушку Полину.

- Спасибо (Сюкпря)

В знак благодарности за хорошую экскурсию, дети рассказывают стихотворение на мордовском языке и поют песню про Мордовский край.

- Молодцы, мне очень понравились и стихотворение и песня.
Я вижу, что вы любите наш Мордовский край.

Воспитатель: Дети, а вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? - Да!

- Придем еще в гости к Полякай?
- Да

А теперь давайте простимся с гостями и с бабушкой Полиной и пойдем в группу.

- Досвидания! (Няемозонк!)

- До новой встречи!

(Оду васедемозонк!)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе " В гости к бабушке Арине"

Каждый педагог ищет новые формы организации и проведения занятий, развивающие познавательную активность детей ....

Занятие по О.Г. в старшей группе: "В гостях у трех поросят"

Тема: В гости к трем  поросятам.Програмное содержание: Продолжать учить  детей слышать иразличать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, познакомить с гласным звуком "О". Учить выделять д...

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"

Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы " В гостях у Лопшо Педунь"

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы. К детям приходит удмуртский национальный персонаж Лопшо Педунь. Проводит с ними игры и соревнования. Проверяет насколько хорошо они з...

Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»

Цель: Закрепить знания детей о родном мордовском крае.Задачи:1.Обучающие:выявить знания детей о нашей многонациональной республике, знания о достопримечательностях родного города.2.Развивающ...