Районный семинар по теме: «Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»
методическая разработка по теме

Районный семинар по теме:
«Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»

1.Процесс реализации регионального компонента.

2. Обогощение содержания дошкольного образования.

3. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования

Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.

Социологический словарь трактует значение слова «регион (от лат. regionalis – местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся особенностей. Большой Энциклопедический Словарь дает определение «компонент» (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы «Детство»

В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.

Но существуют и парциальные программы такие как: "Наследие", "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры", Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева),     Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) и другие.

 Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Это отражено в современной и популярной среди педагогов, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (входит в учебно-методический комплекс программы "Детство"). Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  1. организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

2 комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)

3 создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

4 учет специфики организации и построения педагогического процесса;

5  использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системе реализации региональных функций и мероприятий,  необходимо разработать следующие компоненты:

  1. Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;
  2. Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;
  3. Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;
  4. Методические и дидактические планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
  5. Программа управления патриотическими процессами в ДОУ;
  6. Программа консультативно-практической помощи родителям;
  7. Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
  8. Система познавательного развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
  9. Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.



Предварительный просмотр:

 2 В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

3  Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [c.13-22].

Во 2-ой статье закона «Об образовании» Российской Федерации (1992г.) подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

4  Основными целями регионального компонента являются:

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

обеспечение единства образовательного пространства.

5 Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

обновление содержания общего образования;

овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

6 Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

7 При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,

выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;

использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

    8  Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

     Тульский край – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

9      Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей

     Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

     Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

     Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

     Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.

     К объективным условиям относятся:

     а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.

     б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

     в)   Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

     К субъективным условиям относится:

     а) Личность воспитателя.

     б) Предметно-развивающая среда.

     Всё это учитывается в разработке региональной программы, её реализации.

Пояснительная записка

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана авторская программа  10  «Край мой тульский» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента.

11 Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями.

12    Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, округа, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения

Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем

Задачи:

Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Тульского края;

Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории

В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

 Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев

Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), фестивали, музыкальные игры.

Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.        

13    Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях,  населении и окружающем нас мире природы.

Формы работы: проводятся в помещениях групповых комнат, музыкальном и физкультурном  залах, в форме непосредственно образовательной деятельности и организованных экскурсий.

14          Основные направления программы «Край мой Тульский»        Мир природы        

I  Царство растений         

Дать первоначальные представления о природе Тульского края. Познакомить с некоторыми растениями  края. Учить определять по листьям и плодам названия деревьев (рябина, береза, сосна, ель).         

Дать первоначальные представления о природе, особенностях растительного мира. Познакомить с некоторыми растениями. Учить сравнивать ель и сосну, выделять главные различия, делать простейшие умозаключения; учить отличать хвойные деревья от лиственных.        

Расширять и уточнять представления о растительном мире (деревья, кустарники, травянистые растения, растения леса, лесные ягоды, грибы, мох).

II  Царство животных         

Познакомить с птицами (воробей, снегирь, голубь), некоторыми животными. Расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни птиц зимой.         

Познакомить с некоторыми животными, живущими в нашей метности; с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей  природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе        

Познакомить с «Красной книгой». Расширять знания о животном мире , уточнять особенности их приспособления к  климатическим условиям. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, синицу, снегиря и др.

III  Неживая природа        

Дать элементарные представления о  климате. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края.         

Дать представление  о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: лес, улица.        

Мир человека        

IV Человек         

 Познакомить с названием родного города, воспитывать к нему любовь.         

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с некоторыми названиями улиц, рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Познакомить детей с народными промыслами – филимоновская ирушка,  с промыслами Тульских мастеров.        

 Продолжать формировать интерес к «малой Родине», к родному городу, к его достопримечательностям.

Расширять представления о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий как  оружейник, энергетик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный семинар по теме : « Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований » Государственное образовательное учреждение Тульской области «Суворовская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад»

Слайд 2

Актуальность темы и проблема В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Слайд 3

Детский сад является реальным средством культурного возрождения России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Слайд 4

Основными целями регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития; обеспечение единства образовательного пространства на территории.

Слайд 5

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач: развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории региона; обновление содержания общего образования; овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона; воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Слайд 6

Педагогические условия: формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социальной среды группы; подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования; создание культурно-развивающей среды дошкольной группы; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Слайд 7

Основные положения реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования : определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования, использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Слайд 8

Использование регионального компонента предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс. 2. Принцип постепенного перехода. 3. Деятельностный подход. 4. Осознанный выбор методов.

Слайд 9

Программа «Край мой Тульский» Тип программы: образовательная. Образовательные области: Познание, Социализация, Художественное творчество, Художественная литература, Музыка, Физическая культура. Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная. Возрастная направленность: II младшая группа, средняя группа, старший дошкольный возраст. Продолжительность реализации программы: четыре года.

Слайд 10

Направленность программы приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями.

Слайд 11

Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем Задачи: Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Тульского края; Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории

Слайд 12

Отличительные особенности содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Слайд 13

Основные направления программы: I Мир природы. 1. Царство растений. 2. Царство животных . 3. Неживая природа. II Мир человека 1. Человек .

Слайд 14

Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований

В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образ...

Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме "Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...