Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурными памятниками, составляющими ансамбль Дворцовой площади Санкт-Петербурга
методическая разработка (старшая группа) по теме

Резвых Ульяна Владимировна

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovaya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Группа №2 «Любознайки»

Непосредственно-образовательная деятельность

(с использованием ЭОР)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Дворцовая площадь»

Старшая группа (1-й год обучения)

Цель: формировать у детей первоначальные представления о Санкт-Петербурге.

Задачи:

-образовательные: закреплять представления о блокадном прошлом Санкт-Петербурга, познакомить с архитектурными памятниками, образующими ансамбль Дворцовой площади, обогащать словарь названиями достопримечательностей (Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Главный штаб, Александровская колонна);

-развивающие: развивать любознательность, познавательные способности, умение отгадывать загадки, читать стихотворения о Санкт-Петербурге наизусть, образовывать отглагольные существительные;

-воспитательные: воспитывать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Предварительная работа: чтение книги «Как родился Петербург», рассказов «Имя города», «Возраст города», заучивание стихотворения «Город у залива», составление описательных рассказов о городе, рассматривание открыток с видами Санкт-Петербурга, развивающая игра «Петербургская мозаика», художественно-продуктивная деятельность по петербургской тематике.

Оборудование: «Звуковое письмо», изображения монумента Матери-Родины, Зимнего дворца, здания Главного штаба, Александровской колонны,  презентация «Легенды арки Главного штаба» (авторы О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева), непрозрачный мешочек с кусочками гранита, лото «Дворцовая площадь», строительный набор «Санкт-Петербург».

Ход НОД:

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о нашем родном городе Санкт-Петербурге.

Вы сегодня рано встали

В детский сад опять попали.

В Петербурге мы живем,

Речь о нем здесь поведем.

Петербургские детишки

И девчонки, и мальчишки

Любят город свой родной,

Что над славною Невой.

Ушки навострите,

Глазки распахните.

Раз, два, три, четыре, пять

С чудом встретимся опять!

2. Наш город необычный. В его истории случаются настоящие чудеса.

Для начала, по порядку,

Я прочту для вас загадки.

Их вы отгадайте,

Слово добавляйте.

1.Люди мирно дружно жили,

Вдруг враги их окружили.

Нет ни хлеба, ни воды,

Трудно людям без еды.

Взрывы, бомбы, канонада.

 Ленинград в кольце… (блокады).

2.Город наш не растерялся,

Здесь любой с врагом сражался:

Взрослый и ребенок,

Здоровый и больной.

Потому наш город,

Город - … (герой).

-Что это за памятник? (монумент Матери - Родины). Где он находится? (на Пискаревском мемориальном кладбище). Мы героя поздравляем и стихи о нем читаем. (дети читают)

Город у залива

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу.

С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые смелые люди живут,

И славится всюду их доблестный труд.

Н. Полякова

-Кем работают жители Петербурга?

Словесная игра. "Кто это делает?"

1. Кто машину водит? (водитель)

2. Кто в магазине товар продает? (продавец)

3. Кто детей в детском саду воспитывает? (воспитатель)

4. Кто дома строит? (строитель)

Физкультминутка.

Мы строителями стали

Инструменты в руки взяли,

Строим мы красивый дом,

Чтобы люди жили в нем.

Высокий и просторный,

Светлый и удобный.

-Если люди в доме живут, то дом какой? (жилой)

3. Звучит фонограмма «Звуковое письмо»: «Когда-то давно и я был жилым домом, и жила у меня царская семья. Я – дворец, дом старинный и очень красивый. Сегодня я - здание общественное, во мне размещается самый известный художественный музей России - Эрмитаж. Доскажите словечко, и вы узнаете как я называюсь».

На Неве дворец - музей

Ежедневно ждет гостей,

Он красивый, весь резной

Изумрудно-золотой.

На волнах, как будто иней,

А дворец зовется… (Зимний)

Фонограмма:

«Рассмотрите внимательно мой портрет. Какого я цвета? Сколько во мне этажей? Чем я украшен?»

«Молодцы! Приглашаю вас посетить площадь, на которой я, Зимний дворец, стою. Как может называться площадь, на которой стоит дворец? (подвести к высказыванию "Дворцовая площадь") Кроме меня на Дворцовой площади находятся и другие замечательные сооружения».

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Дидактическая игра "Экскурсия"

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал

И автобус побежал.

Стоп! Машине красный свет.

Дальше нам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошко

И послушайте немножко:

Что за здание перед вами?

- Напротив Зимнего дворца стоит здание Главного штаба (штаб - здание, где находятся военные начальники, управляющие войском). Рассмотрите это здание. Чем оно отличается от Зимнего дворца, чем похоже? (цвет, этажность, украшения)

Далее используется презентация «Легенды арки Главного штаба»

-В середине знания - арка (проем в стене в виде дуги). Чем украшена арка? (варианты ответов)

-Арку Главного штаба украшает Колесница Славы. В колеснице крылатая богиня победы Ника. Римские войны ведут по уздцы шестерку коней, сдерживая их порыв. Для кого построена эта арка? (мнения детей).    

-Такие арки строили для встречи воинов-победителей. И арка Главного штаба построена в честь победы России в войне с французским императором Наполеоном.

-В память о победе всего народа России в этой войне возведено и это замечательное сооружение в центре (середине) Дворцовой площади. Самая высокая в мире колонна - Александровская. Названа она именем русского императора Александра I. Какого она цвета? Какую форму имеет колонна?

-Определите, из какого материала построена колонна? (определяют на ощупь, называют: из камня, гранита). Такого камня в наших краях много, называется он гранит.

-Колонна из гранита какая? (гранитная)

Некоторые ребята обязательно заметят, что таким словом называется улица, на которой они живут.

-Рассмотрите украшения колонны, что вы видите на рельефах? (шлемы, щиты, мечи, оружие, женские фигуры). Кого вы видите на вершине колонны? (ангела)

-Это ангел мира. Правую руку он поднимает к небу, призывая нас жить в мире. А ногой давит змея (образ врага). Изобразите ангела мира (поднимите вверх правую руку).

Фонограмма: «Замечательные ангелы получились! Вы почаще приходите к нам в гости на Дворцовую площадь, ведь много ещё интересного здесь можно увидеть».

-Спасибо, Зимний дворец, до встречи! А пока мы вернёмся в детский сад и поиграем в игру, которая поможет нам вспомнить, что мы увидели сегодня на Дворцовой площади.

4. Лото "Дворцовая площадь"

Цель: закреплять умение узнавать и называть  памятники архитектуры, составляющие ансамбль Дворцовой площади.

Оборудование: крупные изображения Зимнего дворца, Александровской колоны, здания Главного штаба; картинки с элементами украшений этих построек; "Загадки Дворцовой площади":

1. Я - колонна из гранита.

На весь мир я знаменита.

Высока и величава,

И побед российских слава!

2. Здание строгое большое,

Сразу видно - боевое.

Кони с силой бьют копытом,

И победы не забыты.

3. Дворец ажурный и прекрасный,

И в светлый день, и в день ненастный.

Жила в нем царская семья,

Теперь могу бывать и я.

Задание: определить и назвать, какие детали украшают то или иное сооружение Дворцовой площади.

 5.  Вы все молодцы! В подарок за внимание, старание и любознательность вам в подарок строительный набор «Санкт-Петербург». (дети по желанию организовывают самостоятельную конструктивно-модельную деятельность со строительным набором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"

Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурным сооружением Тема: «Особняк купца Ф. П. Ефремова»

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового ис...

Методическая разработка Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....