О родном крае
статья (подготовительная группа) на тему

Теникеева Розалия Расуловна

Данный материал поможет педагогам при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой республики Башкортостан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rodnom_krae.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Наша Родина – Башкортостан, небольшой уголок России, с «березовый листок величиной», по словам башкирского поэта Мустая Карима. Богат наш край своими недрами и искусством, которое создавал башкирский народ многие тысячелетия, вырабатывая свой самобытный художественный стиль, воплощенный с произведениях ткачества, вышивки, в декоративной обработке дерева и металла, аппликации, в украшении одежды и жилища.

В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему, познание его тайн, облагораживает человека, делает его более чутким, отзывчивым.

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Взрослые передают детям свою любовь к родным местам, знание того чем знаменит родной край, красота и величие природы, каким трудом заняты люди. Это чрезвычайно важно знать педагогам для воспитания любви к родному краю.

Начиная работу по ознакомлению дошкольников с родным краем, педагог  должен хорошо знать его, продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что только здесь, он должен подумать, как и через что наиболее ярко иллюстрирует образ жизни.

Любой край, город неповторимы. Детей сначала знакомим с картой Башкортостана, показываем на карте месторасположение города, в котором мы живем. Рассказываем, что Уфа расположена в окружении трех рек – Агидели, Караидели и Демы. По ознакомлению с городом используем следующие формы работы:

- беседы;

- экскурсии;

- показ иллюстраций, картин;

- рассматривание фотографий, фотоальбомов;

- просмотр слайдов, презентаций.

Интересно прошла образовательная деятельность с использованием мультимедиа по ознакомлению дошкольников с историей возникновения города Уфы. Дети узнали, что 440 лет назад на берегу реки Агидель отряд русских стрельцов заложил крепость. Небольшое поселение, возведенное на горе, носило поначалу имя этой горы – Тура-Тау. Чуть позже, когда вокруг были построены дубовые стены, местные жители называли его «Именкала» - «Дубовый город». Почти одновременно крепость стала называться «Уфа». Далее ребятам были показаны старинные и современные фотографии Уфы, изображение достопримечательностей.

Познавательно для дошкольников прошло занятие по совершенствованию знаний о театрах родного города. Детям с помощью мультимедиа была представлена презентация с ведущими театрами Уфы – Башкирского государственного театра кукол, Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, Башкирского государственного театра оперы и балета, Национального молодежного театра имени Мустая Карима, уфимского государственного татарского театра «Нур», государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. Дети увидели своеобразное внутреннее убранство каждого театра, детский репертуар. В итоге занятия дети высказались о желании посетить тот или иной театр, спектакль и рассказали о театрах и представлениях, которые посетили с родителями ранее.

 Воспитание любви к родному краю и городу наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе. При организации образовательной деятельности педагог должен вызвать интерес, познавательную активность, развивать любознательность. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о родной республике,  городе, природе, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к прекрасному.

При ознакомлении с художественной литературой работу начинаем с рассказывания сказок и легенд, знакомим с устным народным творчеством башкирского народа, произведениями писателей  Мустая Карима, Фарита Исангулова, Марьм Буракаевой и др., поэтов Я. Кулмыя, А.Игебаева, Г.Гумера и др.

Творчество художников Башкортостана вызывает особый интерес у дошкольников, так как эта работа мало проводится в детском саду. Мы знакомили детей  с А. Ф. Лутфуллиным и его картиной «Женский портрет», с Касимом Давлеткильдиевым, Б. Ф. Домашниковым и его работой «Это все березы». Ребятам рассказывали о творчестве художников, совершенствовали их умения рассматривать картины, высказываться об увиденном, своем отношении к работе.

Наряду с музыкальными руководителями, знакомящими дошкольников с композиторами Башкортостана и России, мы в свою очередь знакомим детей с кураистами и кубызистами, танцевальными коллективами нашей республики.

Природа Башкортостана очень красива и разнообразна. В процессе образовательной деятельности рассказываем и показываем детям о достопримечательностях нашей республики. Нами подготовлены следующие презентации – «Природа Южного Урала», «Реки Южного Урала», «Водопады», «Горы Южного Урала», «Пещеры Южного Урала».

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют и родную природу, улицы, памятники родного города и Башкортостана.  

Хорошим помощником в работе по ознакомлению с родным краем являются игры. Из них дети узнают о быте башкирского народа, его обычаях, знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством родного края, его орнаментикой и средствами художественной выразительности: контрастностью колорита, композиционным строем узоров на разных изделиях, стилизованностью изображения элементов орнамента, учатся украшать башкирским орнаментом предметы быта – полотенца, ковры, одежду.

Для удобства передачи информации детям и педагогам нами были подготовлены картотеки: «Знаменитые личности Башкортостана», «Уфа – маленьким уфимцам», «Музеи Уфы», «Крупнейшие театры Уфы», «Природа», «Культура», «Туризм», «Семь чудес Башкортостана», «Башкирские пословицы и поговорки», «Стихи о Родине», «Эхо Аксаковских дней», «Кураисты и кубызисты Башкортостана» и др.

Литература:

  1. Человек – творец рукотворного мира. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З. А. Загитова, И. А. Кантемирова, З. И. Тукаева и др. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан»», 2004. – 72 с.: ил.
  2. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е. Н. Антипова, Т. В. Балукова, А. С. Камалетдинова и др. Под редакцией Р.Х. Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан»», 2004. – 96 с.: ил.
  3. Культура Башкортостана. Демонстрационный материал для детей дошкольного и школьного возраста. Учебно-методический центр «Эдвис» «Маленький гений Башкортостана».
  4. Знакомство детей с культурой башкирского народа. Рабочая тетрадь/ Сост. И.А.Кантемирова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан»», 2004. – 64 с.: ил. и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....