Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Ашенкова Наталья Александровна

Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна, вселенный

круг".

Русская пословица

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов - любви к малой родине, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в суете, спешке приносит только вред. Не объем знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе. Помогают нам и родители. Мы предлагаем им темы для домашних заданий

  • На какой улице находится наш детский сад, ваш дом?
  • Почему ее назвали этим именем?
  • Какие улицы и площади города знаете?
  • Какие памятники и достопримечательные места есть в нашем городе? Проводили с детьми и родителями тематические беседы с использованием

фотографий, иллюстраций. Мы, побуждаем детей, делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. В помощь родителям предлагается литература, материалы папки-передвижки.

На занятиях организуем практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Животные наших лесов». Регулярно устраиваем выставки детских работ, на которых дети сами становятся экскурсоводами - рассказывают о своем городе.

 

 

 

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания).

Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту мордовского края, быт и праздники коренных жителей Мордовии)

Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)

Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)

Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки.

Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, панно, предметов в технике аппликация мордовской одежды.

Изучая традиции, жизнь и быт мордовских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к людям, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Свои впечатления дети отражают в играх. Сюжетно-ролевая: «Путешествие по городу». В группе развертывается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новую стену дома.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее актуально при обращении к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

В последнее время наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам. Потребность в этом необходима потому, что происходит возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Необходимы условия для осознания ребенком своего места среди людей, в природном и социальном пространстве.    

 

Тенденция развития современного общества таковы, что складываются условия для смешения различных национальных культур и мировоззрения. Но у каждого народа формируется национальное чувство, чувство любви к своей Родине, своему дому. Культура влияет на формирование языкового сознания, поэтому мы должны обеспечить ребенка тем наглядным материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании.

Наша задача пробудить интерес у детей к общению на мордовском языке. Познакомить со сказками, праздниками и традициями мордовского народа. Помочь детям осознать собственную национальную принадлежность. Воспитать в духе уважения к мордовскому народу и его культуре.

Мы знакомим детей с устно-поэтическим и музыкальным фольклором, произведениями поэтов, писателей и художников республики, с детским фольклором, народными играми и забавами, изделиями народно-прикладного искусства и народным костюмом мордвы.

Детям предлагается знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, с названиями городов и улиц.

Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Они являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетические аспекты.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций. А также содержит в себе много информации о родном крае, дарованиях, культуре народа.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших источников Формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукты человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Мордовские игры несут в себе историческую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Более успешно данная проблема будет решаться, если родители будут всячески содействовать этому, поощрять стремление ребенка к знаниям собственным примером и поступками. Знакомить их с бытом бабушек и дедушек, хорошо знать свою родословную. Наша задача научить ребенка замечать красоту родного края, самобытность мордовского народа, его отличительные особенности, показать, что мордовский народ неотделим от русского народа, что нас связывает много общего в прошлом и в настоящем. Неоценимый вклад в этом направлении несут и экскурсии по историческим местам и по улицам родного города. Мы советуем родителям,    в выходные дни старайтесь чаще посещать с детьми выставки, музеи, посещать театры. Все это сближает и сплачивает семью, дети будут видеть, что вы интересуетесь их жизнью, они будут стремиться подражать вам и быть достойными патриотами родного города и республики.

Патриотическое воспитание детей будет не полным без духовно-нравственного воспитания.

В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали, к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного "общества потребления" оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю - семьи.

Крайне редки в наше время здоровые укладные семьи.

Причин тяжелого положения России много. Но в последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа.

Бездуховность - коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа... Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная - дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Я. А. Каменский считал, что "забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства... опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу".

По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем
начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос
среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные
основы культуры в дошкольном учреждении.          Мы организовали

опрос родителей. Цель опроса: выяснить - хотят ли родители, чтобы их дети изучали во внеурочное время на правах кружка Основы Православной

культуры и нравственности. Результат оказался положительным, родители были очень довольны, что детям будут даны уроки православия.

Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя мы предлагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому надо отбирать литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Стараться придать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, для дошкольников является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybam_voda.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна, вселенный

круг".

Русская пословица

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов - любви к малой родине, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в суете, спешке приносит только вред. Не объем знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе. Помогают нам и родители. Мы предлагаем им темы для домашних заданий

  • На какой улице находится наш детский сад, ваш дом?
  • Почему ее назвали этим именем?
  • Какие улицы и площади города знаете?
  • Какие памятники и достопримечательные места есть в нашем городе? Проводили с детьми и родителями тематические беседы с использованием

фотографий, иллюстраций. Мы, побуждаем детей, делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. В помощь родителям предлагается литература, материалы папки-передвижки.

На занятиях организуем практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Животные наших лесов». Регулярно устраиваем выставки детских работ, на которых дети сами становятся экскурсоводами - рассказывают о своем городе.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания).

Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту мордовского края, быт и праздники коренных жителей Мордовии)

Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)

Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)

Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки.

Практические навыки приобретаются в процессе творческого труда: изготовление рисунков, панно, предметов в технике аппликация мордовской одежды.

Изучая традиции, жизнь и быт мордовских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к людям, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Свои впечатления дети отражают в играх. Сюжетно-ролевая: «Путешествие по городу». В группе развертывается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новую стену дома.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее актуально при обращении к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

В последнее время наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам. Потребность в этом необходима потому, что происходит возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Необходимы условия для осознания ребенком своего места среди людей, в природном и социальном пространстве.    

Тенденция развития современного общества таковы, что складываются условия для смешения различных национальных культур и мировоззрения. Но у каждого народа формируется национальное чувство, чувство любви к своей Родине, своему дому. Культура влияет на формирование языкового сознания, поэтому мы должны обеспечить ребенка тем наглядным материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании.

Наша задача пробудить интерес у детей к общению на мордовском языке. Познакомить со сказками, праздниками и традициями мордовского народа. Помочь детям осознать собственную национальную принадлежность. Воспитать в духе уважения к мордовскому народу и его культуре.

Мы знакомим детей с устно-поэтическим и музыкальным фольклором, произведениями поэтов, писателей и художников республики, с детским фольклором, народными играми и забавами, изделиями народно-прикладного искусства и народным костюмом мордвы.

Детям предлагается знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, с названиями городов и улиц.

Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Они являются неиссякаемыми источниками выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетические аспекты.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций. А также содержит в себе много информации о родном крае, дарованиях, культуре народа.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших источников Формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукты человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Мордовские игры несут в себе историческую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Более успешно данная проблема будет решаться, если родители будут всячески содействовать этому, поощрять стремление ребенка к знаниям собственным примером и поступками. Знакомить их с бытом бабушек и дедушек, хорошо знать свою родословную. Наша задача научить ребенка замечать красоту родного края, самобытность мордовского народа, его отличительные особенности, показать, что мордовский народ неотделим от русского народа, что нас связывает много общего в прошлом и в настоящем. Неоценимый вклад в этом направлении несут и экскурсии по историческим местам и по улицам родного города. Мы советуем родителям,    в выходные дни старайтесь чаще посещать с детьми выставки, музеи, посещать театры. Все это сближает и сплачивает семью, дети будут видеть, что вы интересуетесь их жизнью, они будут стремиться подражать вам и быть достойными патриотами родного города и республики.

Патриотическое воспитание детей будет не полным без духовно-нравственного воспитания.

В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали, к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного "общества потребления" оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю - семьи.

Крайне редки в наше время здоровые укладные семьи.

Причин тяжелого положения России много. Но в последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа.

Бездуховность - коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа... Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная - дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Я. А. Каменский считал, что "забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства... опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу".

По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем
начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос
среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные
основы культуры в дошкольном учреждении.        Мы организовали

опрос родителей. Цель опроса: выяснить - хотят ли родители, чтобы их дети изучали во внеурочное время на правах кружка Основы Православной

культуры и нравственности. Результат оказался положительным, родители были очень довольны, что детям будут даны уроки православия.

Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя мы предлагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому надо отбирать литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Стараться придать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, для дошкольников является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...