Познавательная деятельность: приобщение к социально-культурным ценностям.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кнапп Азатуи Павлушовна

Экскурсия в осенний парк им. «30-летия Победы»

 ст. Каневской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyat._ekskursiya_v_park.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию

Старший дошкольный возраст.

Тема: Экскурсия в осенний парк им. «30-летия Победы»

 ст. Каневской

                                   Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 10

   Кнапп А. П.

Программные задачи:

Познакомить детей с ценными, охраняемыми видами растений произрастающими в родной станице, о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью,  об особенностях труда взрослых в парке по уходу за растениями осенью. Воспитывать позитивное отношение к природному миру родной станицы.

Оборудование: Экологическая игра « Кто больше запомнит».

Подвижная игра «Заплети плетень», «Путешествие в опыт», «Летающие семена», «Лесное царство».

Стихотворение кубанского поэта и композитора Евгения Щеколдина «Весенняя песенка», стихотворение Н.Сергиенко; природный материал.

Ход занятия.

        Дети на экскурсии в парке любуются деревьями.

        Воспитатель читает отрывок стихотворения местного автора Анатолия Тихоненко «Каневской»:

Садов своих кудри, в Челбасе купая,

Не зря загляделась ты в зеркало вод:

Подобием, рая тебя, Каневская,

За парков красу называет народ.

        Ребята, создатель парка Борис Игнатьевич Сизонов – с удивительной любовью продумал каждую деталь своего проекта, соединяя в нем линии обычного парка и фантазию естественного леса.

        Представьте, что вы стали учеными – исследователями. Пусть каждый из вас выберет на этой поляне знакомое дерево, и мы подробнее узнаем о них много интересного.

Закружила осень

Рыжие метели.

Золотые листья

С кленов полетели.

        Декоративные клены очень похожи на огромные чупа – чупсы. Клен – высокое стройное дерево, ствол у него прямой покрытый гладкой, тонкой, серого цвета корой. Растут они очень быстро. Пчелы слетаются к кленам за душистым сладким нектаром. К концу лета созревают крылатые семена. Древесина клена прочная и красивая. Мастера – столяры делают из нее мебель, шкатулки, сундучки, гребни и духовые музыкальные инструменты.

        Дети, обратите внимание, земля под ногами усыпана золотыми листьями и кофейными каштанами. Они словно драгоценные камешки, блестят на солнце. Во время цветения деревья каштана стоят, как белые свечи, украшая своим видом наш парк, к тому же каштан лечебное дерево, как его цветы так и плоды.

В липовой аллее

Я бродить люблю.

Листик пожелтеет

Ляжет на скамью.

        Хорошо осенью побродить по старинной липовой аллее. Зацветает липа в середине лета. В цветах липы много сладкого сока – нектара. В старину про липу говорили: «Липа человека обувает, кормит и поит». В самом деле, из липовой коры драли лыко (верхний слой молодой коры), а из него плели лапти. Липовый мед – не только вкусный, но и полезный. Вспомните ребята, как мы летом собираем липовый цвет на территории нашего детского сада для  фитобара.

Задевая тучи

Головой седою

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

            Дуб могучее дерево с мощным стволом, густой кроной и сильными корнями. В народе говорят: «Могуч как дуб, потому и люб». Дубы растут медленно, плоды – желуди появляются через 30 – 40 лет, а живут эти деревья 400 – 500 лет.

   Дубовый лес называют – дубравой. Листья на дубах распускаются позже, чем на других деревьях.

  • Ребята, вспомните, пожалуйста, какое дерево считается символом Кубани, и как называют наш край?
  • Правильно: наш край называют «тополиным», а символом считается дерево тополь.

        Высокие и стройные тополя с зеленовато-серыми и гладкими стволами и зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки нашей станицы Каневской. Тополя чаще других сажают в станицах и городах, потому,  что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти. Один тополь вырабатывает столько кислорода, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Весной  на тополях набухают клейкие листочки, а в конце мая созревают коробочки с семенами, которые лопаются и тополиная метель заметает всю нашу станицу. Из мягкой и легкой древесины тополя делают бумагу, а почки используют для приготовления кремов, духов и одеколонов.

          Наше путешествие продолжается на залитую солнцем поляну. Мы видим здесь необыкновенную картину. Елочки большие и маленькие, зеленые и голубые, клены и березки, словно только что играли в прятки и вдруг замерли в самых неожиданных  позах. Растрепанные кустики испуганно присели, деревья наклонились друг к другу.

Давайте заглянем на соседнюю поляну, мы  видим, как там начинается бал. В центре круга вспыхнувший от смущения клен протягивает «руку» моднице  елке в голубом роскошном манто, словно приглашая ее на танец. А у елочки на макушке вздрагивают шишки, словно золотые кудри. Две подружки маленькие елочки и липки восторженно любуются балом.

Забреду в смолистый ельник,

Где и в знойный полдень тень,

Вижу рыжий муравейник

И замшелый темный пень. 

Ель – высокое могучее дерево. Растут очень медленно, и поэтому живут долго 500 – 600 лет. Ветви и стволы елей замшелые, смолистые, зеленовато – серого цвета. Как вы думаете, о каком дереве так говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево и в любое время года остается зеленым, а хвоинки не падают с него 5 – 7 лет. Шишки у ели узкие и длинные, семена в них с крылышками. Из еловых бревен люди строят теплые деревянные дома, делают красивую мебель. Бумага, из которой печатают книги, тоже сделана из ели. У ели самая певучая и звонкая древесина, поэтому из нее делают скрипки и другие музыкальные инструменты.

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят смело в небеса.

У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Воздух в сосновых  лесах особенный – сухой, легкий, целебный. Ребята в лесу можно собрать  желуди для поделок, а один посадим в горшочек и понаблюдаем, когда, появится росток. Соберем шишки хвойных деревьев: ели, сосны, лиственница и сравним их между собой, найдем различие между семенами.

Наш парк разрезает широкая прямая, центральная аллея, которая как праздничный ковер, тянется до самого берега реки. Алые розы, герб еры, ярко – фиолетовые ирисы на клумбах напоминают драгоценную вышивку. Клумбы с каннами похожи на выстроившихся в ряд драчливых петухов, у которых, как  огонь гребни и высоко поднятые зеленые хвосты. Вдоль клумб протекают  веселые фиолетовые  ручейки, тесно прижавшихся друг к другу.

Ребята послушайте стихотворение Каневского автора Николая Сергиенко о розах – королеве цветов, которые украшают наш парк.

Ребята обратите внимание, работники нашего парка, ежедневно заботятся о растениях: они готовят их к зиме  - укрывают розы, выкапывают клубни георгин, луковицы гладиолусов, очищают от сорняков и подвязывают раскидистые кустарники, обрезают сухие сучья, убирают опавшую листву на дорожках.

Ребята кто знает пословицы о труде, о чистоте и порядке?

Чисто и красиво не там, где метут, а там где не сорят.  

Улица – красавица, чистотою славиться!

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную станицу Каневскую.  Любите природу – это наше богатство!

Мы сегодня узнали много нового о своей родной станице. Совершили с вами прогулку по всем уголкам нашего замечательного парка и сделали для себя вывод:  чтобы наша станица Каневская была красивой, чистой, любимой, богатой и доброй, нужно заботиться о ней всем жителям: и взрослым и детям.

Приложение.

Игра: «Кто больше запомнит»

Нарисовать на земле большой квадрат или прямоугольник, разделить его на клетки, в каждую положить лист, плод или семена разных деревьев. Предложить посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы. Можно усложнить: ребенок должен запомнить, какой предмет лежит в левом углу, в правом нижнем, посередине.

Вопросы – загадки:

  1. Почему листья с ветвей верхушек опадают последними (они самые молодые, дольше живут)?
  2. Как называется дуб, который не сбрасывает листья на землю (зимний)?
  3. У каких, деревьев  семена снабжены «парашютиками»?
  4. Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Народные приметы:

Когда лист березы развернется полностью, то можно сеять картофель.

Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх – к  урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

 

   

                

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...

Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства

консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...

Познавательное развитие. Приобщение к социо-культурным ценностям "В гости к фермеру"

НОД по познавательному развитию «В гости к фермеру» Программное содержание. Образовательные: Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (приобщение к социально-культурным ценностям) на тему «Наша страна»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности  (приобщение к социально-культурным ценностям) на тему «Наша страна»...

Приобщение детей к социально-культурным нормам и ценностям, посредством сюжетно-ролевых игр.

Приобщение детей к социально-культурным нормам и ценностям, посредством сюжетно-ролевых игр.2 слайд. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается ...