Проект по патриотическому воспитанию "Нам блокадные дни никогда не забыть!"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

С каждым годом все дальше от нас тот памятный день для нашего города – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, но ценность подвига ленинградцев и защитников города не должна меркнуть никогда. Все меньше остается тех, кто был свидетелем тех трагических событий. Представленный на конкурс сценарий Праздника является уникальным в своем роде, потому что он разработан человеком, пережившим блокадные дни, имеющим стаж работы по специальности более 50 лет – нашим музыкальным руководителем Иваницкой Валентиной Ивановной. Родители воспитанников и гости, посетившие памятные мероприятия, посвященные Дню снятия блокады в нашем детском саду, испытывают очень сильные и глубокие эмоции скорби, но и гордости за наш Город. Во многом благодаря их просьбам о сохранении и распространении нашего опыта, мы объединили все подготовительные материалы, посвященные Празднику и оформили их в единый Проект, представленный Вашему вниманию. Разработка Проекта имела особую важность и значимость для авторского коллектива, т.к. многие из его членов потеряли своих родных в годы блокады. Так же мы чувствуем свою особую роль по увековечиванию подвига Ленинграда, ведь мы работаем в одном из старейших детский садов города, который во время блокады был госпиталем для раненых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Близится значимый для каждого жителя нашего города день –

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ.

Великая Отечественная война вошла трагической и героической страницей в историю Ленинграда-Санкт-Петербурга. Память о своих защитниках город увековечил в названиях улиц и площадей, надписях на стенах домов и в монументах.

Посетите в выходные с детьми памятные места нашего Города-Героя:

  • Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда  (Соляной

Переулок, 2).

  • Пискаревское мемориальное кладбище.

  • Музей Тани Савичевой (В.О., Кадетская улица, школа№35).

  • Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (Кондратьевский пр., 83, корпус 1).

  • Монумент героическим защитникам Ленинграда (Московский проспект, площадь Победы).

  • Московский парк Победы.

  • Приморский парк Победы.

  • Памятники Дороги Жизни.

И в ночи январской, беззвездной,

Сам  дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96  компенсирующего вида Петроградского  района Санкт-Петербурга

Сценарий праздника, посвященного Дню снятия блокады для детей подготовительной к школе группы

«Нам блокадные дни никогда не забыть»

Оборудование и материалы (оформление зала): проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», календарь с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня, цветы.

Приглашенные на праздник гости, ветераны, дети старшей группы  проходят в торжественно украшенный музыкальный зал и занимают свои места.

Звучит музыка песни «О нашем городе» муз. и сл. И.Якушиной

Входят дети подготовительной группы, свободно останавливаются, поют:

1. Мы, ребята, очень рады,

     Что живем

В городе таком красивом

И большом.

Сколько в нем садов и парков

И дворцов!

Сколько в нем каналов,

Сколько островов!

Припев: Нева, Нева

               Обнимает острова,

               А на ней мосты

               Несравненной красоты.

2. Вот какой прекрасный

Город наш родной,

Мы гордимся им и летом

И зимой.

Всех зовем в свой город –

Приезжайте к нам,

Вместе с нами

Прогуляйтесь по мостам.

Припев.

Дети расходятся на свои места, садятся.

Ведущий: Сегодня, в этот светлый день,

Мы будем вспоминать

Войны, блокады лихолетье…

Мы будем отмечать

«День снятия блокады»

Как возвращенье города из преисподней ада,

Как воскрешенье из руин, из пепла воскрешенье,

Как пробуждение души и сердца пробужденье!

Дети перестраиваются в полукруг, поют 1 куплет песни «Город наш любимый». Муз. и сл. М.Д. Быстровой.

Друзья дорогие, хотим для вас спеть,

Чтоб в этих словах рассказать вам успеть

О городе нашем любимом, родном,

Его Петербургом мы с честью зовем.

Город наш любимый, город наш родной!

Мы любуемся мостами над прекрасной Невой.

Город наш любимый, грод наш родной!

Никогда мы не расстанемся с тобой!

Дети читают:

Открылась мне в ночную пору

Дворцов и шпилей красота,

Когда я на великий город

……………………………….

В широкой глади отражала

Нева сияние огней.

И ни одна река планеты

Не выдержит сравненья с ней.

Санкт-Петербург – гранитный город,

Взнесенный словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой.

Не простое слово «город»,

Если в зеркале прочесть –

Ты увидишь слово «дорог».

Город дорог, так и есть.

Раннее утро. Туман легкой дымкой

Плывет над дворцами и синей Невой.

Санкт-Петербург, ты гордость России,

Как много побед совершено тобой!

Дети поют 2 куплет песни «Город наш любимый»:

В суровые грозные годы войны

Шум взрывов услышали воды Невы.

Вздыхали и плакали своды дворцов,

А дети теряли любимых отцов.

Город наш любимый, город наш родной!

Никогда мы не расстанемся с тобой!

Ведущий:      В 1941 году 22 июня нам объявили, что началась война.

Звучит песня «Священная война» (трек №2)

Ведущий:       И встала страна огромная,

Встала на смертный бой

С фашистской силой темною, с проклятою ордой!

Наш город не дрогнул в бою,

Он в едином строю

Был со всею страною.

Лютый холод и сотни тревог,

Все он вынес и все превозмог.

Исполняется песня «Мой Ленинград боевой». Муз. и сл. Сидоровой.

  1. Ветер балтийский нам дует в лицо

Так же как в годы войны.

Город блокадный зажат был в кольцо.

Но не склонил головы.

Припев:  Мой город, ты непобедим.

 И не сдавался ты врагу,

 Хоть пулями изранен был,

 Бомбежками по Ладожскому льду.

2. Вечный огонь неустанно горит,

Каждый погибший – герой!

Память о павших мой город хранит,

Мой Ленинград боевой!

Дети садятся.

Ведущий:       На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

Ребенок:         Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Ведущий:       И грозные тучи фашисткой блокады

Разверзлись над городом Ленинградом.

Звучит 7 симфония Д.Шостаковича, дети опускаются на колени, как-будто пытаются спрятаться от обрушевшейся на них звуковой лавины (трек №1).

Ведущий:       Вы слышите?

Музыка бушует так, что трудно дышать.

Это враг наступает на Ленинград.

Он грозить гибелью. И что же? 

Дети ( подняв головы): Не боимся, не отступим.

                                         Не отдадим себя в плен.

Ведущий:  Началась эвакуация жителей в глубь страны, подальше от  

                   врага. В первую очередь увозили детей и стариков.

Дети:          Груз драгоценный баржа принимала –

Дети блокады садились в нее.

Лица не детские цвета крахмала,

В сердце у каждого горе свое.

Девочка куклу к груди прижимала.

Старый буксир отошел от причала,

………………………..

Ладога нежно детишек качала,

Спрятав на время большую волну.

Черная тень по воде пробежала,

Два «Мессершмита» сорвались в пике.

Бомбы, оскалив врывателей жала,

Злобно завыли в смертельном броске.

Девочка куклу сильнее прижала…

Вхрывом баржу разорвало и смяло.

Ладога вдруг распахнулась до дна.

И проглотила и старых, и малых.

Всплыла лишь кукла одна,

Та, что девчушка к груди прижимала.

Ведущий:  Что такое блокадный город?

Дети: Блокадный город – это город окруженный со всех сторон. Не уехать,      

           не приехать, ничего не привезти в город.

Если бы вы видели кусок блокадного хлеба! Когда его брали в руку, с  него стекала вода. Хлеб, испеченный в умирающем городе, только наполовину состоял из муки, остальное – добавки.

Ведущий:   О, мы познали в декабре –

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб и тяжкий грех –

Хотя бы крошку бросить наземь:

………………………………….

Таким людским страданьем он,

……………………..

Для нас отныне освящен.

Дети:             Ребята постарше помогали взрослым защищать город.

Они забирались на крыши домов и дежурили там, гасили зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали с самолетов днем и ночью.

С той страшной поры много лет пролетело.

Но боль не прошла, а болит, как болело.

За всех ленинградцев, погибших в блокаду,

Мальчишек, стоявших у стен Ленинграда.

Исполняется песня «В далеком тревожном военном году» сл. Ю. Коростылева, муз. И.Шварца.

  1. В далеком тревожном военном году

Под гром батарей, у земли на виду,

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

  1. На парте осталась раскрыта тетрадь.

 Не выпало им дописать, дочитать,

 Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

  1. И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

Ведущий:   Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Налеты самолетов становились все чаще. И только одна дорога осталась, по которой можно вывезти больных детей, раненых, привезти муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога – стала спасением, стала «Дорогой жизни».

Дети:            Зима. Блокада. Голод все острее

…………………

На Ладоге на мысе Сосновец

Позиция сто первой батареи.

Летят отсюда точные снаряды,

Чтоб защитить, укрыть и сохранить

«Дороги жизни» тоненькую нить,

Единственной дороги сквозь блокаду.

Да, если бы не Ладога родная,

Едва ли смог бы выжить Ленинград

И выстоять в страшнейшей из осад.

Исполняется песня «Песня о Ладоге» - Сл. П.Богданова, муз.Л.Шенберга, П.Краубнера.(трек№4)

  1. Сквозь ветры, штормы, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Припев:    Эх, Ладога, родная Ладога!

Метель и штормы, грозная волна.

Недаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа.

  1. Зимой машины мчались верницей,

И лед на Ладоге трещал.

Грузили хлеб для Родины любимой

И Ленинград нас радостно встречал.

Припев:

Ведущий:         На Невском надписи пестрели.

Кричала каждая стена:

«Внимание!

При артобстреле

Опасна эта сторона!»

В осажденном Ленинграде понимали, что самое страшное – молчание. Радио не замолкало. Неприрывный стук метронома звучал ночью и днем, успокаивая жителей города. Это означало, что враг не вошел в город, вселяло надежду – не войдет.

Ребенок:              Месяцы, долгие месяцы…

Страшные ночи и страшные дни.

Ничто не сломило сильного духа,

Духа народа российской земли.

Ведущий:         Давайте же вспомним о тех, кто погиб и почтим их светлую  

                           память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как

                           в годы блокады, ленинградский метроном.

Все встают. Минута молчания. Звучит метроном.

Ведущий:         Дань слово сказать о солдатской медали,

Ту медаль в 43-ем на фронте вручали.

Поздравлял награжденных комбат

И темнел за спиной Ленинград!

Ребенок:            «Медаль за оборону Ленинграда»

Не просто наша память о войне,

Металл ее окован в дни блокады

И закален в невиданном огне.

Ребенок:            Да! Выстоял город в неравном бою

                            И жизнь сохранил – и твою, и мою.

Ведущий:         И вот, наконец, зиминм утромна фашистов обрушились                    

                          залпы 14 тысяч орудий, минометов, Катюш. Блокада была            

                          прорвана.

Звучит финал 7 Симфонии Д.Шостаковича»Победа» (трек№6). На фоне этой музыки ведущий говорит:

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

Как медленно он приближался –

Прорыва святой день и час!

И этого дня не дождался

Почти каждый третий из нас.

(А.Молчанов)

Через год блокада города была снята.

Он пришел, ленинградский торжественный полдень,

Тишины и покоя, и хлеба душистого полный.

О, какая отрада, какая великая гордость

Знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:

- Я жила в Ленинграде в декабре сорок первого года,

Вместе с ним принимала известия первых побед.

(О.Берггольц)

Дети:                     И памятника нет героям краше.

Чем наше сердце,

Жизнь простая наша.

Обычнейшая жизнь пож этой кровлей,

Где каждый камень отвоеван кровью.

(О.Берггольц)

Звучит «Гимн великому городу» - муз.Э.М.Глиэра, сл.О.Чупров (трек №7)

Державный град, возвышайся над Невою,

Как дивный храм, ты сердцам открыт!

Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Припев:    Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

  1. Санкт-Петербург, осавайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь – жить единой судьбой!

Припев:

Дети поздравляют ветеранов, пришедших на праздник. Выходят из зала под песню «Солнечный круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Нам блокадные дни никогда не забыть!"

С каждым годом все дальше от нас тот памятный день для нашего города – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, но ценность подвига ленинградцев и защитников города не должна меркну...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников " Никто не забыт, ни что не забыто..."

       Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально ...

Нравственно – патриотический проект «Этот день мы не забудем никогда!»

Нравственно – патриотический  проект«Этот день мы не забудем никогда!»...

Гражданско - патриотический проект "Этот день мы не забудем никогда"

День победы - один из важный праздников, которые отмечают в нашей стране. Это память о нашем прошлом, благодаря которому мы живем и радуемся жизни. Не забыть нам годы Великой Отечественной войны, не л...

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Блокадный Ленинград. Дорога жизни»

В наше время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является  одной из самых актуальных.     У каждой страны своя история с неповторимым ходом разви...