"Уральская роспись"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Радаева Ирина Трофимовна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию " Уральская роспись" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uralskaya_rospis.doc33 КБ
Microsoft Office document icon uralskaya_rospis.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию  «Уральская роспись»

Цель: знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.

Задачи:

• Учить детей создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи;

• Учить особым приёмам техники мазка-разживки;

• Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;

• Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.

• Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;

• Развивать внимание, память, мышление.

• Совершенствовать речь, как средство общения;

• Совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Предварительная работа: объяснения слов красильщики, разживка; беседа о Урало-Сибирской росписи.

Материалы к занятию:

Шаблоны досок, гуашь зелёного, светло-зелёного цвета, красного, жёлтого, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.

Ход занятия:

Воспитатель:

Воспитатель приветствует детей и приглашает их в горницу, где находятся Каслинское литье, столики накрытые вязанными скатертями, цветы, расписные изделия, половички на полу, на лавках вышитые изделия, валенки, образцы расписных досок.

-Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь красивых вещей! Все они созданы народными мастерами, руками человека

Воспитатель: Какой росписью расписаны эти предметы?

Дети: Уральской.

Воспитатель: Уральская роспись зародилась в начале 19 века в крестьянском быту. Жители деревень расписывали в доме стены, двери, рамы, потолок, прялки и домашнюю утварь. Уральская домовая роспись отличается своей монументальностью: расписывались обширные площади, горницы, избы, дома.

Элементы Уральской росписи известны всем: дерево, куст, ветка, букет, от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птицы.

Роспись в домах создавала уют и тепло. Считается, что Уральская роспись оберегает дом от злых духов. Дети с раннего детства имели представление об окружающем мире: птицах, животных, цветах.

Воспитатель:- А вы помните, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале?

Дети: красильщики.

Воспитатель: Правильно, они также украшали росписью посуду, мебель, шкафы, полочки, лавки и другие предметы.

Воспитатель: Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью.

Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики, давайте повнимательней рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся изнутри и кажутся волшебными.

Воспитатель: А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? (Рассматривание)

Воспитатель: Вот эта роспись сделана на тёмном фоне, а края у лепестков светлые или тёмные?

Дети: Светлые.

Воспитатель: Они светлые, будто светятся.

-А какой фон здесь – светлый или тёмный?

Дети: Светлый.

Воспитатель: Вы правы, светлый.

- А края у лепестков какие?

Дети: Темные.

Воспитатель:. Поэтому все эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается какой секрет знали мастера – красильщики! Если фон тёмный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи тёмный.

Запомните этот секрет!

- Посмотрим ещё раз на листья и цветы в уральской росписи. Какие краски использованы? Обратите внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую.

Я сердцем всё это вбираю

Свой край полюбив навсегда

Но главная сила Урала

В великом искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.

- А хотите сами стать мастерами? Смогли бы мы с вами сделать что-то похожее на эти предметы? Что именно?( ответы детей)

Уральская роспись на первый взгляд проста и незатейлива. На самом деле росписи свойственна особая техника мазка-разживка. Используется несколько необычный способ держания кисти – в вертикальном положении. Способ набора краски на кисть тоже необычен, как и сама роспись – ворс кисти располагается вертикально.

На один край ворса набирается краска основного цвета, на другой край краска другого цвета.

Техника росписи требует смешения одновременно двух используемых красок.

Для этого кисть располагается горизонтально на листе («лопаткой») и делается несколько мазков на одном месте.

- Попробуем показать  приём росписи?( несколько детей делают мазки на мольберте)

- Как он называется?

- Перед тем, как работать мастерами-красильщиками, давайте отдохнём.

Игра «Мы на пальчиках играли и ужасно хохотали»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на образцы. Может быть, кто-то нарисует такие же или придумает свои.

- В старину, в мастерской молча  не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили.

Воспитатель: А вы знаете пословицы о труде?

Дети говорят пословицы:

• Не будет скуки, когда заняты руки.

• Делаешь наспех, сделаешь на смех.

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Землю красит солнце – а человека – труд!

• Была б охота – будет ладиться работа!

• В доме красиво, опрятно и самому, весело приятно.

Дети выполняют работу под русскую народную мелодию.

Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает технику выполнения уральской росписи.

Воспитатель:Мы славно потрудились! А теперь полюбуемся на свою работу.

Итог: Все предметы, созданные руками человека, дарят тепло, уют, вызывают желание делать добро.

Я сердцем всё это выбираю,

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию  «Уральская роспись»

Цель: знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.

Задачи:

• Учить детей создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи;

• Учить особым приёмам техники мазка-разживки;

• Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;

• Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.

• Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;

• Развивать внимание, память, мышление.

• Совершенствовать речь, как средство общения;

• Совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Предварительная работа: объяснения слов красильщики, разживка; беседа о Урало-Сибирской росписи.

Материалы к занятию:

Шаблоны досок, гуашь зелёного, светло-зелёного цвета, красного, жёлтого, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.

Ход занятия:

Воспитатель:

Воспитатель приветствует детей и приглашает их в горницу, где находятся Каслинское литье, столики накрытые вязанными скатертями, цветы, расписные изделия, половички на полу, на лавках вышитые изделия, валенки, образцы расписных досок.

-Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь красивых вещей! Все они созданы народными мастерами, руками человека

Воспитатель: Какой росписью расписаны эти предметы?

Дети: Уральской.

Воспитатель: Уральская роспись зародилась в начале 19 века в крестьянском быту. Жители деревень расписывали в доме стены, двери, рамы, потолок, прялки и домашнюю утварь. Уральская домовая роспись отличается своей монументальностью: расписывались обширные площади, горницы, избы, дома.

Элементы Уральской росписи известны всем: дерево, куст, ветка, букет, от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птицы.

Роспись в домах создавала уют и тепло. Считается, что Уральская роспись оберегает дом от злых духов. Дети с раннего детства имели представление об окружающем мире: птицах, животных, цветах.

Воспитатель:- А вы помните, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале?

Дети: красильщики.

Воспитатель: Правильно, они также украшали росписью посуду, мебель, шкафы, полочки, лавки и другие предметы.

Воспитатель: Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью.

Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики, давайте повнимательней рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся изнутри и кажутся волшебными.

Воспитатель: А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? (Рассматривание)

Воспитатель: Вот эта роспись сделана на тёмном фоне, а края у лепестков светлые или тёмные?

Дети: Светлые.

Воспитатель: Они светлые, будто светятся.

-А какой фон здесь – светлый или тёмный?

Дети: Светлый.

Воспитатель: Вы правы, светлый.

- А края у лепестков какие?

Дети: Темные.

Воспитатель:. Поэтому все эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается какой секрет знали мастера – красильщики! Если фон тёмный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи тёмный.

Запомните этот секрет!

- Посмотрим ещё раз на листья и цветы в уральской росписи. Какие краски использованы? Обратите внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую.

Я сердцем всё это вбираю

Свой край полюбив навсегда

Но главная сила Урала

В великом искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.

- А хотите сами стать мастерами? Смогли бы мы с вами сделать что-то похожее на эти предметы? Что именно?( ответы детей)

Уральская роспись на первый взгляд проста и незатейлива. На самом деле росписи свойственна особая техника мазка-разживка. Используется несколько необычный способ держания кисти – в вертикальном положении. Способ набора краски на кисть тоже необычен, как и сама роспись – ворс кисти располагается вертикально.

На один край ворса набирается краска основного цвета, на другой край краска другого цвета.

Техника росписи требует смешения одновременно двух используемых красок.

Для этого кисть располагается горизонтально на листе («лопаткой») и делается несколько мазков на одном месте.

- Попробуем показать  приём росписи?( несколько детей делают мазки на мольберте)

- Как он называется?

- Перед тем, как работать мастерами-красильщиками, давайте отдохнём.

Игра «Мы на пальчиках играли и ужасно хохотали»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на образцы. Может быть, кто-то нарисует такие же или придумает свои.

- В старину, в мастерской молча  не работали, шутки шутили, песни пели, пословицы да поговорки говорили.

Воспитатель: А вы знаете пословицы о труде?

Дети говорят пословицы:

• Не будет скуки, когда заняты руки.

• Делаешь наспех, сделаешь на смех.

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Землю красит солнце – а человека – труд!

• Была б охота – будет ладиться работа!

• В доме красиво, опрятно и самому, весело приятно.

Дети выполняют работу под русскую народную мелодию.

Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает технику выполнения уральской росписи.

Воспитатель:Мы славно потрудились! А теперь полюбуемся на свою работу.

Итог: Все предметы, созданные руками человека, дарят тепло, уют, вызывают желание делать добро.

Я сердцем всё это выбираю,

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас

Традиции народов продолжая

Мы у народа учимся сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению  для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему "Уральская роспись"

Цель этого занятия: познакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.                         ...

Серия конспектов НОД по изобразительной деятельности «Уральская роспись»

Представляю вам серию конспектов НОД по изодеятельности....

Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»

Программное содержание:1.  Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.2.  Развивать образное восприятие детей.3. ...

" Уральская домовая роспись"

Рисование узоров "Уральская домовая роспись"...

Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»

В моей группе прошла неделя «Про П.П.Бажова детям»Предложила детям хотят ли они узнать кто такой П.П.Бажов. Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»...