Фольклорный праздник "Славься, край наш Донской"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

 

         Имя М. А. Шолохова – знаковое для донской культуры. И, естественно, мы, являясь детским образовательным учреждением со статусом казачьего детского сада, работаем  над  проблемой  содержания  донского регионального компонента в художественном и экокультурном образовании детей. Поэтому мы и обратились к образу Михаила Александровича Шолохова как сына и певца Донской земли, к его творчеству и  в связи с 110 годовщиной со дня рождения писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл к 110-летию М.А. Шолохова141.9 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник   "Славься, край наш Донской!"

Цели и задачи праздника:

  1. Знакомить детей с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить воспитанников  с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности ребят.

Дети под музыку заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

Лена:     (Звучит тихая музыка с донскими напевами)

          Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшимгнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

Таня:   Наш праздник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции  жителей Донского края.

Реб:   Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Реб:                 Россия- мать! Тебе хвала!

                В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Лена:        С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых    

                    позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Таня:               Во все времена казаки были преданными и смелыми

                          защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу не раз казаки были отмечены наградами.

Лена:              Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и

                красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Таня:           Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из

                       произведений писателя  М.А. Шолохова. В этом году в мае месяце исполнилось бы 110 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

 Лена:           Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района

            Ростовской области. Сегодня Кружилин - большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степномКружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты.

 Таня:         К крестьянскому труду казаки приучали детей

             сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Лена:             Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг-

               природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях.

Таня:        С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него

                  был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать - мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни?

Реб:    Тихий Дон, Тихий Дон
         
Знаменит повсюду он.
         
Наши песни, наши пляски,
         
Наши были, наши сказки.
Реб:         Песни катятся по свету,
         
Славят казаки свою страну.
         
Кто сказал, что не было и нету
         
Славного Баяна на Дону? 


Выходят дети в центр зала перед панно.

Лена:         Смотрите - казаки  идут 
                   
И песню весело поют.
Мальчик:    Здоровеньки бывали!
                   
Что играть без нас не стали?
Девочка:  Мы играем и поём, 
                 
На гулянье всех зовём!
Таня:         Здоровеньки живёте, 
                     
Покажите, как поёте!

   Песня «Эх, донские казаки!»        дети проходят на свои места и садятся

Таня: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных

           пословицах:

Где казак, там и слава.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

                  Выступление народного фольклорного ансамбля «Станица»  

Лена:  Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям

            с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы

узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы

заведём казачью песню о храбрых казаках - воинах.

Реб:            Клинок и седло да конёк быстроногий-

              Казачья судьбина- судьба…

              Зовёт казака из станицы в дорогу,

              В поход боевая труба.

                  Выступление народного фольклорного ансамбля «Станица»

Таня: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать

            и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться. А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы

казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах.  

Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

                       Выходят дети и поют частушки.
Все:         Мы казачки знатные, 
        
Красивые да ладные, 
        
Мы повсюду славимся,
        
Мы и вам понравимся.
Девочка:         Эх, топну ногой,
                  
Да притопну другой, 
                  
Устоять не могу,
                    
Характер такой!
Девочка: Говорят про меня
               
Что я худовата.
               
Мама сала не давала
               
Я не виновата.
Мальчик:         Мои глазки как коляски, 
                  
Только не катаются
                  
Я не знаю почему
                  
Девочки влюбляются.
Все: Мы казачки ладные
       
Всех на свете краше!
       
А Донские казаки
         
Кавалеры наши.                          Дети проходят и садятся.

Лена: Молодцы, ребята! А теперь исполните нам еще одну веселую песню.

Дети выходят в центр зала и встают полукругом.

Мальчик:        Ох, ноги мои
                   
Что мне делать с вами?
                   
Для хороших гостей
                   
Попляшите сами!
Девочка: Ох, топну ногой,
               
Да притопну другой!
               
Сколько я не топочу-
               
Всё равно плясать хочу!

Песня «Пчелочка златая»     исполняют дети.   Дети садятся на места

Лена:  Дроля, гармонист, кудесник,

            На вечернице в строю.

            Песне, доброй русской песне

            Слово снова я  даю.

Выступает ансамбль «Станица».

Таня:        У зачина есть разминка,

          Как бы нитка, паутинка-

          Та, что вяжет разговор.

          Как когда-то в век старинный,

          В те далёкие года

          Проводились викторины

          Типа "что, где и когда".

          Как тогда, друзья, для вас

         Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":   (для взрослых)

Лена:

  • Какие казачьи традиции вы знаете?
  • Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  • Назовите воинские звания войска донского.
  • Назовите родину М.А. Шолохова.
  • Как в древности называлась река Дон?
  • Почему Дон называется Тихим?
  • Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало сИван озера)

Таня:      Раз, два, три, четыре, пять,

                Мы собрались поиграть.

Игра- хоровод для всех.

Лена: Чтоб потешить вашу душу

           И в душе оставить след,

           Предлагаю вам послушать,

           Подпевайте нам в ответ

Девочки исполняют  песню «Ой сад во дворе!»  девочки проходят на места

              Входят  ведущие казачки с караваем на рушнике.

Лена: Добрых гостей угощаем

           Круглым пышным караваем.

           Он на блюде расписном

           С белоснежным рушником.

           Каравай мы вам подносим,

           Поклоняясь, отведать просим.

Таня:       Жива традиция.

                 Жива - от поколенья старшего.

                 Важны обряды и слова,

                 Из прошлого из нашего.

                 И потому принять изволь,

                 На этой праздничной тарелке

                 Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей и преподносят им каравай.

Реб: Не потухнет, не погаснет,

        Если ты не нем, не глух,

        Самый светлый, самый ясный

        Посиделок русский дух.

Реб:       Жизнь такая - не иная,

              Не заморская, чужая,

              Это наша сторона.

              Всё, что было вспоминая,

              Пусть живёт страна родная

              Очень русская, земная,

              В мире лучшая страна!

Реб: Мы делились новостями,

        Мы старались вас развлечь.

        Мы прощаемся с гостями,

        Говорим: (все хором) до новых встреч

Лена: И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова,

           которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи

целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью

политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

          Ей, ей, говори!

          Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

         Ей, ей, говори!

         Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

         Ей, ей, говори!

         Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

        Ей, ей, говори!

        На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Кровь геройская лилася, как река.

               Ей, ей, говори!

               Кровь геройская лилася, как река.    

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) ( куплет)

  тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

      2) припадание( куплет)

     поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

 3)назад тройной переменный шаг, ( куплет)

        «пружинка».

      поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен ( куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине.       (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

        

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) ( куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. ( куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.

  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

.5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

Край Донской - казачий край

Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Сценарий фольклорного праздника «Вербочка пушистая цветет – радость в край Донской несет».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Казачок»       Сценарий фольклорного праздника     «Как...