Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сундук добра"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Солодовникова Светлана Викторовна

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи: Познакомить детей с последовательностью изготовления матрешки, видами росписи и многообразием матрешек. Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки. Развивать эстетическое восприятие и воображение; воспитывать уважение к труду народных умельцев

 Интеграция:

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

 

Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

 

Художественное творчество: развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы украшения платочков нетрадиционным способом плавления восковой стружки; развивать фантазию, творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность.

 

Коммуникация: расширять словарный запас.

 

Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе

 «Сундук добра»

Воспитатель

Солодовникова С.В.

г. Хабаровск

2015 г.

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи: Познакомить детей с последовательностью изготовления матрешки, видами росписи и многообразием матрешек. Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки. Развивать эстетическое восприятие и воображение; воспитывать уважение к труду народных умельцев.

 Интеграция:

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

Художественное творчество: развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы украшения платочков нетрадиционным способом плавления восковой стружки; развивать фантазию, творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Музыкапродолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

Материал: сундук, расписные ложки, свистульки, дудочки, матрёшка 5-местная, презентация «Русская матрёшка», белые платочки, в розетках – стружка восковых мелков, утюг.  

Ход НОД:

Под фонограмму русской народной мелодии дети с воспитателем заходят в зал.

- Ребята, обратите внимание, сколько сегодня пришло к нам гостей. Посмотрите, какие они добрые, улыбчивые, красивые. Давайте поздороваемся!

- Здравствуйте, гости дорогие!  Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу доброй, приветливой улыбкой. И поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

Дети: это добрые дела, доброе отношение к людям, животным, забота о них, любовь к ним…

- Да, дети, самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним. Это самое бесценное добро.

- Посмотрите, здесь сундук стоит. Его подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его твоя бабушка оставила. Береги его – он полон добра!» Вот я и берегу!

- А хотите узнать что в нём? Я загадаю вам загадку, а вы её отгадаете.

Загадка о ложке

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук,

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Воспитатель достаёт, кладёт корзинку с ложками на стол

Загадка о свистульке

Вот сидят в ладошках птички

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают,

В небеса не улетают,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят!

Загадка о дудочке

Звук хранится не простой

В дырках палочки пустой,

Кто на дырочки нажмёт

И подует – тот поймёт…

Воспитатель проводит беседу о русских народных музыкальных инструментах. Подводит детей к выводу, что они с теплом, добротой и любовью сделаны руками человека. Предлагает детям выбрать музыкальный инструмент.

Исполнение песни «Пришла весна»

Дети кладут инструменты в корзинку на столе.

- А это ребята, ещё не всё добро! Есть у меня для вас ещё одна загадка.

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

- Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. (Трясёт матрёшку). Ребятки, да она не одна, а со своими подружками! А где же её подружки? Девочки, расскажите!

1. Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

2. Эту куколку открой – будет третья во второй.

3. Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

4. Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!

- Молодцы, девочки! Какая удивительная игрушка! А вы хотите узнать, как изготавливают эти куколки?

Слайд 1

- Как вы думаете, из какого материала изготавливают матрёшки?

Слайд 2

- Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины - липы или березы.

- Посмотрите, ребята, здесь в корзинке разные заготовки (чурочки) для матрёшек. Как вы думаете, какую заготовку выберет мастер для изготовления матрёшки?  А почему эту не выберет?

Слайд 3

- Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок. Первой всегда делается самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Слайд 4

- Следующую заготовку распиливают на 2 части и удаляют древесину изнутри обеих частей.

5 слайд

- Готовые изделия мастера-художники расписывают цветами, растительными узорами и покрывают лаком.

- В разных местностях, где расписывают матрёшку, узор (рисунок) имеет свои особенности.

Слайд 6

- Эта матрёшка из города Семёнов, отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...

 Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

- Правильно вы заметили.

Слайд 7

- Следующая матрёшка из села Загорск – это Загорская матрёшка. Какие особенности этой матрёшки вы заметили?

Дети: Эти матрёшки в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана - фартук. Платок матрёшек украшает роспись.

Слайд 8

- И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. По форме эти матрёшки близки к загорским и семёновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции. Какие особенности росписи у этой матрёшки? Чем она не похожа на другие матрёшки?

Дети: У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – множество ярких цветов и на голове полушалок с цветами.

- Каждая матрёшка хороша по-своему. Но у них много и общего – се эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Слайд 9, 10

- Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки – сказочные персонажи, богатыри, зверята. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. 

        Матрёшки такие затейницы – весёлые плясуньи, любят плясать, да платочками махать. Вот бы и нам поплясать, как матрёшки!

Воспитатель: Заглянем-ка мы ещё в сундук, может среди всего добра и для вас платочки найдутся?

- Ой, ребята, платочки-то есть, да они не украшены… Что же делать?

Дети: можно украсить.

- Я предлагаю вам стать мастерами-художниками и украсить платочки необычным способом – способом плавления восковой стружки. А каким рисунком бы вы хотели украсить платочки?

-Украсьте их, как захотите: маками, васильками, листьями, горошками. Главное, чтобы с душой, теплотой да сердечностью. А чтобы получились красивые цветы восковую стружку аккуратно выкладываем на половину платочка, а затем закрываем второй половиной платочка и проглаживаем их горячим утюгом.

 

Дети украшают платочки под мелодию «Матрёшка»

По окончании работы воспитатель напоминает правила безопасности

- Ребята, утюг очень горячий, поэтому чтобы не обжечься, отойдите, пожалуйста на несколько шагов от стола, а мы прогладим ваши платочки.

Дети разворачивают платочки, воспитатель отмечает, что у всех они получились красивые, разные, у каждого украшен по-своему…

Муз. руководитель приглашает потанцевать с платочками

Исп. танец под песню «Доброта»

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, наши платочки несут добро? А почему?

- Куда же нам столько добра девать? Может, в сундук под замок положить?...  Может себе оставить? … Или людям подарить?

- Подарим платочки нашим гостям, пусть о нас с добром вспоминают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе «Добрые дела красят человека»

Интегрированное занятие в старшей группе «Добрые дела красят человека»...

"Добрым молодцам урок" конспект интегрированного занятия для старшей группы

конспект интегрированного занятия для старшей группы...

Конспект интегрированного занятия для старшей разновозрастной группы "Уроки добра".

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе люд...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Конспект занятия в старшей группе с целью уточнения и обогащения знаний детей об устном народном творчестве....