Проект "Село-моё родное"
проект (старшая группа) на тему

Жерлицына Елена Ивановна

знакомство малой Родиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_selo_moe_lyubimoe.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Село моё любимое -Алексеевское село!!!»


Составитель:

Жерлицына Е.И.

воспитатель старшей группы «Почемучка»


Аннотация.

В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через открытие детьми старшего дошкольного возраста истории родного села, его достопримечательностей.

Проект предлагает цикл интересных познавательных экскурсий, разнообразных игр, дополнительные сведения. Всё это пробуждает у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания, любви к «малой родине».





Введение в проект

Актуальность

Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, селу, в котором он живёт. Педагог, воспитывая у детей любовь к родному селу, связывает воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Знакомство дошкольников с родным селом – это процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, она должна осуществляться ежедневно и постоянно.

Проект предполагает систему занятий – бесед, на которых дети узнают что-то новое, ранее им неизвестное. Для знакомства с местными достопримечательностями мы организовали цикл экскурсий по родному селу «Все работы хороши»: магазин, Храм,  почта, библиотека ,администрация, школа, памятник, ДК. В ходе экскурсии воспитатель не только обращает внимание на объект, рассматривает их, но и стимулирует детей задавать вопросы и высказывать своё отношение к увиденному.

После экскурсий дети обмениваются своими впечатлениями, проигрывают увиденное в сюжетно-ролевых и конструктивных играх, беседуют, участвуют в продуктивной художественной деятельности.

Для формирования у детей представлений о профессиях людей сельской местности педагог организует целевые прогулки по селу, хозяйственное предприятие ООО «Плюс», на котором дети наблюдают за трудом людей, непосредственно на их рабочем месте. Во время этих наблюдений дети знакомятся с тем, что и как делают люди разных сельскохозяйственных профессий, какие орудия труда и технику они используют. Кроме этого организуются встречи с интересными людьми, на которых специалисты своего дела самостоятельно рассказывают о своей работе и показывают результат. Такие встречи заканчиваются совместными играми или художественной деятельностью, чаепитием.

Любовь к малой родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо людей. С этой целью организовывалась акция «Чистая поляна», где дети принимали активное участие в уборке поляны от мусора.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Они не только помощники, но и активные участники в формировании личности ребёнка. Родители вместе с детьми принимают участие в викторинах, конкурсах, в создании семейных альбомов, фотовыставках, принимают участие в праздновании Дня села.

При ознакомлении детей дошкольного возраста создаются благоприятные условия, способствующие расширению кругозора, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Цель.

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента

Задачи:


  • способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;

  • вызвать интерес к познанию истории родного села «Алексеевское»;

  • уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.

  • пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;

  • приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.


Гипотеза.

Ознакомление детей с родным селом через познавательную деятельность будет способствовать расширению их кругозора, развитию познавательных способностей, любознательности, умственной активности, обогащению речи, воспитанию эстетического вкуса и развитию детского творчества, проявлению активности и преобразовании действительности через созидательную деятельность.

Ожидаемые результаты:


  • разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Алексеевское»;

  • оформление методического и практического материала по теме проекта;

  • изготовление дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Знакомство с родным селом»;

  • оформление фотоальбома «Моё село»;

активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми: ярмарки, развлечения, викторины, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.

 Этапы реализации проекта.



ЭТАПЫ



ЦЕЛЬ



СОДЕРЖАНИЕ


ВВОДНЫЙ


1. Анализ имеющихся представлений у детей и родителей об истории села «Алексеевское».


2. Разработать и систематизировать дидактический и практический материал, способствующий проявлению интереса и обретению новой информации о селе у детей


1. Анкетирование детей и родителей «Что я знаю о родном селе».


2. Подборка литературы о селе, её достопримечательностях. Сочинение родителей по данной теме.


3. Посещение педагогом библиотеки, музея школы.


4. Оформление альбомов о родном селе.


5. Педагогический совет «Становление основ гражданственности и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных социокультурных условиях».


6. Создание фотоколлекции «История моего села».


ОСНОВНОЙ


1. Способствовать познанию детьми истории возникновения села и его названия. Воспитать интерес к истории родного села.


2. Создать условия для обогащения знаний детей о деятельности сельских жителей.


3. Пробуждать интерес и уважение к людям, работающим на земле.


4. Привлечь родителей к практической деятельности, направленной на воспитание любви к родному селу.


1. Познавательная беседа с детьми: «Как возникло наше село и его название».

2. Экскурсия в музей школы «Зал Боевой Славы».

3. Целевая прогулка к автобусной остановке села. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в город».

4. Создание макета из бумаги и коробков «Достопримечательности нашего села».

5. Цикл экскурсий по селу «Все работы хороши - выбирай на вкус»:

- в магазин «Шумаков»;

- на почту;

- в сельскую библиотеку;

-церковь;

-в музей боевой славы.

6. Занятие познавательного цикла «Город-село».

7. Тематическая прогулка «К памятнику ВОВ».

8. Путешествие на поле села Алексеевское. Аппликация «Русское поле».

9. Экологическая акция «Чистая поляна».

10. Фотовыставка «Здания родного села».

11. Встреча с интересными людьми: отцом Даниилом-настоятелем храма Казанской Божьей Матери..

12. Конкурс детей и родителей «Знатоки родного села».

13. Конкурс семейных газет «Любимые места родного села».

14. Галерея детского и родительского творчества.

15. Фотовыставка «Моя семья- самая счастливая» Санькова Лидия Павловна.

16. Цикл рассказов-бесед о «тружениках села»(Показ презентации)




ЗАКЮЧИТЕЛЬНЫЙ


1. Участие в праздничном действии «Масленница».




2. Вызвать эмоциональный отклик у детей, интерес к общественной жизни.

3.Подвести итоги проекта


1. Выступление воспитанников ДОУ и родителей на празднике.


2. Галерея детского творчества «Моё село - мой край родной».


3. Благотворительный марафон (рассада цветов для  любимого села)

Акция «Украсим село цветами»


4. Представление фотоальбома «Село моё любимое, Алексеевское  село».

5.Презентация проекта «Мое любимое село»



Хочется отметить, что проектный метод облегчает работу с детьми в разных направлениях.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.

Практический материал по реализации содержания проекта.


Задачи:


  • пробудить интерес детей к истории возникновения родного села. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашли отражение исторические события;

  • рассмотреть разные по назначению здания села;

  • включиться с детьми в процесс познания природы родного села;



  • Темы:

    1. Местоположение села, его экономическое значение. История возникновения.

    2. Улицы моего села.

    3. « Малая родина - мой двор, дом, улицы села по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц: «Советская, Мира, Ленина, Свободы и т д.

    4. Природа родного села.

    6. Предприятия села.

    7.Экологическая акция «Чистая поляна»


    ^ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО СЕЛА»


    Задачи:

  • способствовать осмыслению понятия «малая родина – мой дом»;

  • вызвать интерес к истории возникновения села Алексеевское;

  • пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду.



Предварительная работа:


  • экскурсия по селу, рассматривание фотографий о селе, создание макета «Село моё любимое, Алексеевское село!!!».



Содержание.

Воспитатель приносит в книжный уголок фотоальбом: «Село Алексеевское». Рассматривает его с детьми.

Беседа о селе:

- как называется село, в котором мы живём?

- что вы можете рассказать о своём родном селе? Какое оно?

- чем занимаются люди на предприятиях села? Почему важен этот труд?

- какое самое красивое здание в селе Алексеевское?

Обращает внимание на то, что село большое, красивое:

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Пруд и небо надо мною –

Это все мое, родное!


Предлагает отправиться в путешествие в историческое прошлое села.

Наше небольшое село называется Алексеевское. Проживает в нём около 1,5 тысяч жителей. В последние годы оно стало многонациональным. Кроме коренного русского населения в нём живут даргинцы, аварцы, цыгане.

Главной достопримечательностью нашего села является собор Казанской Божьей Матери. Он подарен селу ещё до революции 1917 года одной богатой женщиной из купеческого рода, был привезён казаками на лошадях и собран на месте.

Официально  село стало называться Алексеевское с 1906 года. По одной версии оно названо в честь рождения цесаревича Алексея, по другой  - в честь Святителя Алексея. Икона Святителя Алексея (покровителя села) среди других святынь хранится в нашем храме и слывёт  чудотворной : избавление от болезней, помогает в учёбе, охраняет наше село от бед, приносит счастье.

Однако наше село существовало ещё задолго до 1906 года. Из устных источников известно, что основали здесь поселение немцы ещё при Екатерине 2, и оно так и называлось немецкий околонок( от слова «колония»). Доказательством этому служат сохранившиеся с тех времён длинные низкие хаты-землянки с толстыми метровыми стенами без потолков. В начале Великой Отечественной войны по приказу И.Сталина немцы были высланы из села в восточную часть страны, за Волгу.

Война не обошла и наше село. В августе 1942 года в село пришли немцы и были в нём до конца декабря 1942 года, оставив свой кровавый след. На месте бывшей колхозной заправки ими были расстреляны пленные евреи, в том числе женщины и дети, которых они пригнали с собой в село. К сожалению, это место до сих пор ни как не обозначено.

Со временем наше село очень изменилось. Построены новые улицы, проведён газ, почти в каждом доме есть спутниковое телевидение, интернет. Благосостояние жителей растет, повышается уровень жизни. Но главное богатство села – это его жители.

Алексеевцы – добрые, отзывчивые, оптимистичные, удивительные люди. Именно благодаря им село живёт,  развивается,  сохраняет свои традиции,  обычаи,  праздники.

Большой вклад в развитие села внесла глава администрации Зацарина Татьяна Васильевна. Прошло много лет. Сейчас наше село не узнать. Оно стало большое и красивое.В нашем селе много достопримечательностей. Рядом со школой открыт «Мемориал в память односельчанам, погибшем в Великой Отечественной Войне». Есть в селе детский сад «Лучик», «Алексеевская врачебная амбулатория», «Аптека», «Храм Казанской Божьей Матери», «Кафе», «Дом Культуры», «Сбербанк», «Почта», «Библиотека», множество магазинов, сельскохозяйственное производство ООО «Плюс», полиция, «Пекарня»,стадион.
Сейчас молодёжь всё больше уезжает со своей малой родины в город. Но хочется верить, что скоро всё изменится: больше молодёжи будет оставаться в нашем селе, и оно будет расти и развиваться.


Предлагает придумать загадки о селе.


Последующая работа:


  • проектирование: село, в котором было бы удобно и хорошо жить людям в согласии друг с другом и с природой;

  • художестенно - практическая деятельность: Поделка «Самый вкусный и красивый блин» на Масленницу.



-ТЕМА: «ГЛАВНАЯ УЛИЦА НАШЕГО СЕЛА».

Задачи:


  • способствовать проявлению интереса к главной улице «Ленина»

  • пробуждать любовь к родному селу и чувство гордости за него;

  • способствовать желанию детей составлять продолжение рассказа, начатого взрослым или другим ребёнком.



Предварительная работа:


  • рассматривание иллюстраций и фотоснимков с изображением родного села;

  • целевая прогулка по улице «Ленина»;

  • игры со строительным материалом «Здания нашего села».



Содержание.

Воспитатель предлагает сюжетно-ролевую игру «Путешествие на автобусе по главной улице нашего села «Ленина».
^ Но в автобусе будут не только жители села, но и гости. Поэтому предлагает себе роль экскурсовода.

Дети занимают места в автобусе, воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей нашего села: Ленина улица самая светлая и широкая, на ней расположены основные учреждения: почта, магазин, аптека, магазины, мемориал Победы. Обращает внимание на разнообразие учреждений. Везде работают люди, каждый делает то, что умеет, старается делать хорошо.

Экскурсовод предлагает гостям поделиться своими впечатлениями о главной улице.

Рассуждения – сочинения детей: «Что можно сделать, чтобы моя улица, моё село стали чище и красивее»?

Чтение стихотворения:

Обойди хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелико наше село,

А дороже нету!


Викторина: Дети делятся на команды. Каждой предлагается разный художественный материал для ответа на вопросы викторины.

- как называется главная улица нашего села. Что на ней находится?

- какие улицы села вы ещё знаете?

- любите ли вы своё село?

- что бы вы сделали, чтобы наше село стало ещё краше?

Последующая работа: конструирование «Главная улица села».


^ ТЕМА: «ЭКСКУРСИЯ НА предприятие ООО «Плюс».


Задачи:


  • пробудить интерес у детей к разнообразным профессиям на предприятии: лаборант, рабочий, водитель грузового автомобиля.

  • способствовать развитию внимания, памяти;

  • пробуждать воспитание уважения к труду взрослых.



Предварительная работа:


  • рассматривание альбома «Профессии родителей»;

  • дидактическая игра «Что где растёт?».

  • Беседа «Кто и как работает на предприятии «Плюс»



Содержание.

Викторина.

- Что же это за растение – пшеница?

- Как перерабатывают пшеницу на предприятии? Для чего?

- Что такое «умные машины» на заводе?


Проблемная ситуация: Что произойдёт, если на предприятии отключат электричество?

Последующая работа:


-рисование по замыслу «Что мы видели на предприятии?»



^ ТЕМА: ЭКСКУРСИЯ НА ПОЛЕ.


Задачи:


  • Обогащать знания детей о различных профессиях своего села

  • Способствовать развитию осознанного отношения к земле и всему, что нас окружает

  • Пробуждать уважение, интерес к труду работников сельского хозяйства;

  • Познакомить детей с различной сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд человека на земле;

  • Подвести к осознанию значимости трудовой деятельности людей, работающих на технике;

  • Обогащать словарь детей.



Предварительная работа:


  • рассматривание иллюстраций с изображением полей, фотографий;

  • наблюдение за работой сельскохозяйственных машин в поле в разное время года;

  • чтение рассказа



Содержание.

Воспитатель предлагает совершить путешествие на поле и узнать, чем занимаются люди, работающие в поле. Во время экскурсии дети наблюдают за работой комбайна, слушают рассказ комбайнера о его работе.
^ Анкета для родителей №1 «Значение воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста».


  1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

  2. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

  3. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и традициям родного края благодаря посещениям музея в школе?

  4. Какие выставки, посвященные родному краю, Вы посетили с Вашими детьми?

  5. Считаете ли Вы положительным организацию музея  в школе?

  6. Какие предметы старины есть в Вашем доме? Чем Вы могли бы поделиться с детским садом?

  7. Ваши пожелания по организации мини-музея в ДОУ.

  8. Готовы ли Вы к сотрудничеству с детским садом по воспитанию любви к родному краю Вашего ребёнка?



Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу: родители нашего детского сада считают актуальной проблему патриотического воспитания, но и в тоже время им трудно сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры в воспитании детей. Научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Они понимают, что любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребенка чистотой, красотой, глубоким содержанием. Поэтому возможность организации мини – музея на группе, которую посещает их ребенок, они одобрили и выразили желание помочь в создании выставок с экспонатами по теме мини – музея. Родители понимают, что мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей, родителей.


^ Анкета для родителей №2 « Воспитание любви к родному краю»

Уважаемые родители, дайте подробный ответ на предложенные в анкете вопросы:


  1. Знакомите ли Вы ребенка с достопримечательностями родного края?

  2. Знаете ли Вы историю образования нашего села, делитесь ли своими знаниями с ребенком?

  3. Посещаете ли Вы с детьми краеведческий музей, различные выставки?

  4. Каких  поэтов Ставрополья Вы знаете?

  5. Чем славится село Алексеевское и Благодарненский район ?

  6. Какие особенности природных условий Благодарненского района вы бы выделили положительными?

  7. Какие рыбы, птицы, звери встречаются в нашем районе?

  8. Организуете ли Вы с детьми отдых на природе, каким образом?

  9. Организуете ли Вы с детьми совместные трудовые действия по уходу за объектами природы?



^ Всё, что Вы знаете о своем селе (о своей малой Родине) необходимо бережно передать своему ребёнку и постараться воспитывать у него любовь к родному краю.


Родители понимают, что, воспитывая любовь к родному краю у детей, они сами должны знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, района, села в котором они живут. Давая детям краеведческие знания, необходимо выделять характерные особенности только нашей местности, а затем доступно показать связь родного села со всей страной. Из анкет мы видим, что далеко не все родители понимают и знают, как осуществить процесс познания окружающей действительности, как воспитать чувство любви к родному краю, ведь наш край так богат своими обычаями, традициями, народными умельцами и мастерами. Поэтому работа, организованная педагогами в мини – музеях поможет воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, своему селу, Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

"Родной дом-родная деревня"

Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...