Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК " Путешествие по столице Татарстана"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Уфимцева Елена Владимировна

Занятие знакомит детей с историей столицы Татарстана  городом Казань. На занятии дети учат слова на татарском и русском языках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_stolitse_tatarstana.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием исполнительного комитета

 Бугульминского муниципального района республики Татарстан

МБДОУ № 22 “ Золотая рыбка”

Конспект

НОД по обучению детей

двум государственным языкам

с использованием УМК и ИКТ

На  тему:         “Путешествие

по столице   Татарстана”

“ Татарстан  башкаласы буенча

сәяхәт”

(Старший дошкольный возраст).

 

                                                 Разработала:

                                                 Уфимцева Е.В.

                                         Воспитатель высшей

                                                квалификационной

                                                                категории

2014 уч.год

Цель занятия: 

       Социально – коммуникативное развитие: Развивать у детей желание общаться на татарском языке со взрослыми и сверстниками. Воспитывать у детей толерантность.

          Познавательное развитие: Познакомить с фрагментами истории и современностью столицы Татарстана.Способствовать развитию логического и образного мышления.

          Речевое развитие: Обогощать активный словарь детей русскими  и татарскими словами. Помочь детям пополнить лексический запас единиц татарского языка в соответствии с УМК по обучению детей татарскому языку. Добиваться выразительного обыгрывания сценки. Сформировать первоночальные навыки чтения.

          Художественно – эстетическое развитие: Познакомить детей с фольклором народав Татарстана, с творчеством татарских композиторов С.Сайдашева, А.Ключаева.

           Физическое развитие: Способствовать правильному формированию опорно – двигательной системы организма. Вызвать положительные эмоции во время занятия.

         Предварительная работа: Подготовка иллюстраций города Казань(исторического и современного), подготовка кроссвордов, слушание музыкальных произведений композиторов Татарстана, разучивание татарских народных игр, посещение краеведческого музея, подготовка костюма. Заучивание стихов на татарском языке, разучивание татарских игр.

           Методические пособия:  Иллюстрации достопримечательностей Казани и исторических памытников, ноутбук, записи музыкальных произведений композиторов  Татарстана, кроссворды, мультимедийная  доска, иллюстрации к сказкам, костюм Хана, краски, карандаши, альбомы, кисти, баночки с водой, салфетки.

           Словарная работа:  столица – башкала, город - шәһәр, котел - казан,  змея -елан, часы-сәгать , семь - җиде,  башня - манара, река – елга.

Ход  занятия:

(Дети сидят на ковре полукругом, перед ними пакеты с буквами, ноутбук, мультимедийная доска).

          Воспитатель: Дети, балалар! Сегодня мы отправимся в путешествие. А в какое вы скажите сами. Назовите столицу – башкала (дети повторяют) Татарстана?

           Дети:  Казань. (На ноутбуке идёт слайд исторических мест Казани)

            Воспитатель: Правильно, мы и отправимся в путешествие по городу –шәһәр   (дети повторяют)  Казань. Мы побываем на реке Казанке, посетим Кремль, башню  Сююмбике.  Путешествие у нас будет необычное.

Первая остановка.

            Воспитатель:  Когда – то Казань была пограничной крапостью. В древности    слова “каз  ан” означали начало границы, пограничье. Одна из легенд гласит:

( выходят мальчик в одежде Хана и девочка в татарском платье)

           Воспитатель:  Повелел своей дочери Хан:

           Хан:  ( обращается к красавице)  

             “ К той реке снеси ты казан,

                Не простой тот казан, золотой,

                Ты держи его верной рукой...”

 ( на мультимедийной доске появляется изображение реки Казанки и девушки с казаном)

Девочка:  И красавица к речке сбежала,

                    Крепко-накрепко пальчики сжала.

                    Но слишком тяжел был котёл,

                    Миг - из рук и под воду ушел.

( дети садятся, на ноутбуке появляются кроссворды)

Воспитатель: Ребята!  Балалар! Давайте отгадаем, как называлась река,  в которую  по преданию,  красавица уронила  казан. В кроссводе 7 букв, первая “ К” последняя “ А”.

Дети: Казанка.(Повторяют хором)

(на ноутбуке появляется кроссворд с отгаданным словом, воспитатель предлагает детям  выложить перед собой слово “Казанка”.

Воспитатель:  Правильно! Как назывался котел? В слове пять букв , первая “К” последняя “Н”.

Дети: Казан ( повторяют хором).

( На ноутбуке появляется кроссворд с отгаданням словом. Воспитатель предлагает детям выложить перед собой слово “ казан”)

Наше путешествие подолжается.

Вторая остановка:

(На мультимедийной доске появляется герб Казани)

Воспитатель: Внимательно рассмотрите герб  Казани. Кто на нём изобра- жён?  Подумайте, почему? ( ответы , рассуждения детей)

Воспитатель: Правильно, змея - елан ( повторяют хором)

Послушайте сказку. Любуясь на Волгу с прибрежных вершин, Чудо-город построить решил царь Саин. Задрожала земля, небосвод потемнел: Аждана- лютый змей на людей налетел. С ним другие ползли смерть и ужас несли. Тут нашелся батыр удалой. Змея он обвёл чертой колдовской, тростником тот круг обложил,    вмиг поджег и разом спалил. Это, конечно,легенда. Но то, что на Кремлевском холме было много змей,- это правда. Ребята, в каких еще русских и татарских сказках герой побеждает змея?

( Ответы, рассуждения. На ноутбуке появляется слайд с изображением сказочных героев)

Балалар! Выходите, беритесь за руки. Мы поиграем с вами

в  игру “ Тимербай” (звучит произведение А. Ключаева “ Родина”)

Воспитатель: Мы продолжаем свое путешествие.

Следующая остановка: “Каменная сказка”

( на мультимедийной  доске появляется Кремль)

Воспитатель:  Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.Часто Казанский кремль называют каменной сказкой. Почему? ( ответы детей) Главная башня кремля - Спасская? Свое название башня получила от Спасской церкви, которая находится примерно на том же месте. Когда - то эту башню украшали необычные часы  - сәгать (дети повто- ряют)  цеферблат которых вращался вокруг неподвижной стрелки.

( На мультимедийной  доске появляются четыре цеферблата, на двух  из  них стрелки показывают одинаковое время, а на двух других - разное)

Воспитатель: Ребята, найдите часы которые показывают одинаковое время. (ответы, рассуждения детей,  на доске появляется башня Сююмбике)

Вот и  третья  остановка,  последняя.

            А что за башня в далеке?

            Не та ль, которую зовут Сююмбике?

            Нас красотой и статью покорила.

            А по легенде вот как дело было.

            Сююмбике, прекасна царица,

            Красой Ивана Гразного пленила.

            Решил царь на красавице жениться

            И на Казань пошел военной силой.

            Чтобы войну от града отвести,

            Она царю велела башню возвести.

            И прыгнула с вершины башни той,

            Не став Ивана Грозного женой.

( на ноутбуке  появляется кроссворд)

Воспитатель: Сколько ярусов имеет башня - манара?

              В слове 4 буквы, первая буква “С” последняя “ Ь”.

Дети: семь – җидә (повторяют хором, появляется кроссворд с отгаданным словом в русском варианте, дети выкладывают слово перед собой).

Воспитатель: Ребята! Балалар! Правильно в башне Сююмбике семь – җиде ярусов. Сейчас я предлагаю вам пройти за свои столы и нарисовать башню Сююмбике.  (Дети  рисуют, звучит музыка С.Сайдашева)

Воспитатель:  Столица Татарстана раскинулась на левом берегу красавицы Волги. (Идёт слайд современной Казани). В самом центре города радует своей живительной  прохладой и искрящимися фантанами река – елга (дети повторяют) Булак.Особое очарование придает городу озеро Кабан. Казань – город студентов. В Казань приезжают учиться студенты со всего мира. В Казани иного исторических памятников и памятников архитектуры.

Дорогие ребята! Где бы вы ни жили – в Казани, или Бугульме, -  помните, что Казань – сердце нашей республики. Здесь вас любят и ждут. На этом наше путешествие закончено. Все красиво нарисовали башню Сююмбике и хорошо занимались, молодцы.

- До свидания!

- Саубулыгыз!

Литература:

И.Ш.Плетнёва, А.Я. Звездина

“ Учебное пособие для первого класса по изучению государственных языков республики Татарстан”  2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «Витамины и их влияние на здоровье».

Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о пол...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов орфовской педагогики "Зеленая прогулка".

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возрастас использованием элементов орфовской педагогики"Зеленая прогулка"Цель: объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной...

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов.  Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой

Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных му­зыкальных импровизаций детей....

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий

Музыкальное занятие затрагивает решение таких задач как:  формирование  представления о звуке, учит  правильному  овладению  певческими  навыками.  ра...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы.

КОНСПЕКТ   МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИС...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий В. В. Воскобовича. Тема: «Кругосветное путешествие в страну БУКВАРИИ»

В ходе организованной образовательной деятельности дети «отправляются в кругосветное путешествие» для того, чтобы помочь гусенице Фифе пережить лютую зиму, холод и голод. Для этого и...