Конспект
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия "У карты Чувашии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_u_karty_chuvashii.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Познавательная деятельность в подготовительной группе на тему

«У карты Чувашской Республики»

Программное содержание:

 Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о Родине, о государственной символике Чувашской Республики, о городах Чувашской Республики и их гербах, о животном и растительном мире, о полезных ископаемых  родного края, о достопримечательностях города Новочебоксарска.

Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважительное отношение к символике Республики, любовь к родному краю,  к её природе.

Оборудование и материалы:

Магнитная доска, мольберт, ноутбук.

Демонстрационный: карта Чувашской Республики, изображения гербов России, республики Татарстан, республики Башкирии, Чувашии, флаг Чувашской Республики,  иллюстрации  с изображениями достопримечательностей города Новочебоксарска, конверты с заданиями, волчок со стрелочкой, презентация «Новочебоксарск».

Раздаточный: картинки с изображениями животных, деревьев, ягод, рыб, полезных ископаемых, бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши, карточки небольшого размера с изображением герба и  флага Чувашии, флага города Новочебоксарска.

Предшествующая работа: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах республики Чувашии, целевые прогулки по улицам города, занятия по ознакомлению с государственной символикой  Чувашии, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов о Родине.

Ход занятия.

Воспитатель.  Дети, пожелайте друг другу доброго утра и улыбнитесь. Я знаю, что детям нравится улыбаться, а больше всего им нравится играть. Ребята, а в  какие игры вы  любите играть? (ответы детей) Играть любят не только дети, но и взрослые. А кто слышал про  игру «Что, где, когда?»  Как называются игроки?

Дети. Знатоки

Воспитатель.  Каких людей называют знатоками? (ответы детей). Знатоки играют в игры, требующие внимания, сообразительности и разносторонних знаний.  Ребята, а  вы хотите стать знатоками? Я вам предлагаю  поиграть. Наша игра называется «Что, где, как?» Если все задания выполните правильно, вы тоже станете знатоками. Тема нашей игры – моя Родина.

 - Дети, скажите мне, пожалуйста, что такое Родина и как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей). В нашей стране много республик, городов, рек, лесов, полей. Всё это - наша большая Родина и мы гордимся нашей Родиной.

Ребенок. (читает стихотворение Н.Забила «Наша Родина»)

 Как велика моя земля,

 Как широки просторы!

 Озёра, реки и поля,

 Леса и степь и горы.

 Раскинулась моя страна,

  от севера до юга:

 Когда в одном краю весна,

 В другом – снега и вьюга.

Воспитатель. Ребята, а как называется наша республика?

Дети.  Чувашия.

Воспитатель. Она у нас не очень большая, но  мы не можем окинуть её одним взором, но можем объездить из одного конца в другой на транспорте.  Но где  мы можем увидеть сразу её границы и реки, и леса, и города?

Дети. На карте.

Подходят к карте Чувашской Республики, расположенной на магнитной доске.

Воспитатель.  Посмотрите на карту Чувашской Республики и найдите её границы. Вот какая наша Республика большая. (Приложение 1.)

 - А сейчас начнём игру. Посмотрите, какой красивый волчок,  вокруг волчка расположены конверты, а  в конвертах лежат задания – вопросы. На какой конверт укажет стрелка, то задание будем выполнять. А кто из вас первым раскрутит волчок, подскажет считалка:

 Мы собрались поиграть,

 Ну, кому же начинать

 Раз, два, три – начинаешь ты.

 ( дети, выбранные с помощью считалки, поочередно раскручивают волчок, берут конверт и передают воспитателю)

 1вопрос.

Воспитатель. Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) А сейчас _______ (имя ребенка) расскажет стихотворение о малой Родине.

 Малая Родина – островок земли.

 Под окном смородина, вишни расцвели,

 Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

 Ласковая, малая Родина моя!

Воспитатель.  Наша малая Родина - город Новочебоксарск -  город,  в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом. Чем вам нравится наш город?

Дети. Он красивый, молодой, чистый, в нём много домов. Здесь есть Ельниковская роща, где мы гуляем с родителями.  Город стоит на берегу Волги.

Воспитатель. Мы все очень любим наш город. Он красивый. Давайте  погуляем по городу. Я покажу вам самые известные и любимые горожанами места города. А вы угадайте как они называются.

Игра  «Угадай достопримечательность» (мультимедийная презентация на ноутбуке «Достопримечательности») (приложение).

Слайд 2. Соборная площадь.

Слайд 3. Музей истории Новочебоксарска

Слайд 4. Автостанция

Слайд 5. Пожарная часть.

Слайд 6. Кинотеатр «Атал»

Слайд 7. Ельниковская роща.

Слайд 8. Чебоксарская ГЭС

Слайд 9.  Детский сад №28 «Ёлочка».

Воспитатель. Отметьте на нашей карте флажком город Новочебоксарск (приложение 2).

Дети прикрепляют флажок Новочебоксарска к карте

Чувашии на магнитной доске.

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

 Мы по городу шагаем      (идут по кругу)

 То, что видим, называем  (образуют пары)

 светофоры и машины,      (поворачивают голову вправо)

 ярмарки и магазины,        (поворачивают голову влево)

 скверы, улицы, мосты.      (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)

 И деревья, и кусты!           (поднимают руки вверх, опускают)

2вопрос.

Воспитатель. Следующее задание для знатоков. Найдите среди предложенных гербов  герб Чувашской Республики.  

Воспитатель на доске размещает гербы России, Республики Татарстан,  Башкирии, Марий Эл и Чувашской Республики. (Приложение 3.)

Воспитатель. Правильно.  Что означают символы на гербе Чувашии?

Дети.  Герб Чувашской Республики желтого и красного цвета. В центре герба  - "Древо Жизни", сверху эмблема «три солнца», и изображения листьев и шишек хмеля.  Желтый цвет символизирует  все самое прекрасное и свет, красный цвет - достоинство, могущество, мужество, силу.  Эмблема "Древо жизни" напоминает почитаемое чувашами дуб -  могучее,  долговечное, стойкое дерево.

Эмблема «Три солнца» символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение солнца означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.")

3задание.

Воспитатель. Новое задание – нарисовать  флаг Чувашской Республики.

Дети рисуют флаг Чувашской Республики

Воспитатель.  Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей. На флаге Чувашской Республики также как и на гербе изображены «Древо жизни» и «Три солнца».

Воспитатель. Прикрепите герб и флаг Чувашской Республики к карте на мольберте.

Дети прикрепляют карточки с изображением герба и флага Чувашии к магнитной доске

4. Задание-игра «Природный мир Чувашии»

Воспитатель.  Сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее?» (Детям раздаются картинки с изображениями животных, ягод, деревьев, рыб).

Разложите, пожалуйста, на стол картинки с изображениями животных, внимательно рассмотрите их  и скажите, какое животное здесь лишнее и почему?

(Дети раскладывают на столе картинки с изображениями животных: волк,  лиса, лось, верблюд, два вида медведей, затем называют лишнее животное)

Дети. Верблюд и белый медведь не живут нашей Республике. Верблюд – животное жарких стран, а белый медведь обитает на севере.

Воспитатель. Молодцы. Прикрепите к карте изображения  животных, которые обитают в Чувашии.

Дети прикрепляют изображения волка, лисы, лося, бурого медведя, зайца к карте Чувашии.

В  такой же последовательности продолжается игра с деревьями (клён, ель, кедр, липа, карликовая берёза, берёза, сосна), с ягодами (малина, клубника, брусника, калина, смородина, клюква) и с рыбами  (лещ, сом, щука, дельфин, акула, карась).    

Музыкальная пауза. А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам  Чувашскую народную   игру «Ходит Ваня».

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего (Ванюк), он становится в центре круга. Дети  проговаривает текст:

Сурет Ванюк,

Сурет Ванюк

Саврашка херрипе

Саврашка херрипе .

Шырать Ванюк

Шырать Ванюк

Хаен юлташне,

Хайен юлташне.

После проговаривания слов, Ванюк останавливается около одного игрока. Тот игрок, рядом с которым  остановился  Ванюк,  показывает элемент чувашского танца.  

    5 задание.  «Полезные ископаемые». (Приложение 4).

Воспитатель. Какими полезными ископаемыми богата наша Чувашия?

Дети. Торф, известняк, гипс, глина, песок.

Воспитатель. Выберите карточки с обозначением полезных ископаемых, которые встречаются в нашей республике и прикрепите их к карте.

Дети прикрепляют карточки с условным обозначением полезных ископаемых к карте Чувашии.

Воспитатель. Почему вы не выбрали такие карточки как нефть и газ?

Дети. Их нет в Чувашии.

    6 задание.

Воспитатель. Ребята, в этом конверте тоже очень интересное задание. Нам нужно разгадать кроссворд «Города Чувашии» и угадать ключевое слово кроссворда.

Воспитатель выставляет на мольберт кроссворд.

Воспитатель.  Правила игры такие: нужно угадать  города  нашей республики по гербам.  Я показываю герб и даю небольшую подсказку, а вы угадываете город (Приложение 5.)    (Дети разгадывают кроссворд).

По горизонтали:

Герб города

Подсказка

Ответ

1

Столица Чувашии

Чебоксары

2

Расположен в западной части республики. Основан в 1916 в связи с постройкой железной дороги

Шумерля

3

Город-спутник Чебоксар

Новочебоксарск

4

Расположен, на левом берегу реки Сура, при впадении в неё притока реки Алатырь. Основан в царем Иваном Грозным.

Алатырь

5

Расположен в центре республики, крупный железнодорожный узел.

Канаш

6

Расположен южнее Чебоксар, при слиянии рек  Большой Цивиль_Большого и Малого Цивиля

Цивильск

7

Город расположен на реке Суре

Ядрин

Воспитатель. Какое ключевое слово кроссворда? Что объединяет эти города

Дети. Чувашия. Все это города Чувашской Республики.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и  оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Я вас объявляю знатоками и вручаю вам эмблему  знатоков - умную и мудрую сову (воспитатель раздаёт всем детям эмблему с изображением совы) (Приложение 6).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....