самообразование
статья (младшая группа) на тему

Мелькина Ирина Викторовна

использование фольклора в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_a_m_o_o_b_r_a_z_o_v_a_n_i_e.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                  С А М О О Б Р А З О В А Н И Е

Воспитатель – Мелькина Ирина Викторовна

  ТЕМА: «Ознакомление с произведениями фольклора детей младщего дошкольного возраста через использование регионального компонента.»

Цель: определить содержание и методы работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с произведениями УНТ, опираясь на карельский фольклор.

Задачи:  1. Определить содержание работы детей второй младшей группы по теме.

                  2. Определить методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста по         ознакомлению с фольклорными произведениями.

                   3. Дать начальные представления о природе края, о мире людей и вещей карельской деревни.

                    4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

                     5. Развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

Актуальность:  литературное образование дошкольников – это освоение литературы как искусства слова. Актуальность проблемы литературного образования обусловлена тем, что чаще знакомство с литературой, сказками происходит через интернет. Снижается статус литературы, сокращается доля чтения в свободном времени детей, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения. Начинается литературное образование именно со знакомством с фольклорными произведениями. На протяжении многих веков фольклор питал и питает своими образами, сюжетами, мотивами все виды искусства, в том числе и литературу. Роль фольклора значительна в развитии дошкольника с самого раннего возраста. Ритмичность, мелодичность, образов этих произведений способствуют быстрому запоминанию и заучиванию, развивают творческие способности, речь. Федеральный Закон «Об образовании» предполагает включение в содержание программы 10-15% регионального компонента. Использование регионального компонента предполагает приобщение детей и к фольклору.

СРОК – 1 год

                                           Э  Т  А  П  Ы (на 2013-2014 год, 2 мл. группа)

  1. Изучение литературы по теме (сборников текстов карельских сказок, малых жанров фольклора, методическую литературу).
  2. Определение методов и приемов по ознакомлению с фольклорными произведениями.
  3.  Составление картотеки потешек, песенок, прибауток, используемых в ежедневной работе с детьми младшего возраста.
  4. Определение этапов работы по карельской сказке в младшем дошкольном возрасте.

                           О  Т  Ч  Е  Т

     В ходе работы я ознакомилась со сборниками карельских сказок для детей, произведениями малых фольклорных форм, используемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для ознакомления детей с карельскими сказками я выбрала 3 сказки о животных: «Лапоток», «Овод и козы», «Почему у лисы хвост пушистый». Сказки о животных – самые понятные детям младшего возраста. Это произведения с повторяющимся сюжетом, знакомыми героями. Зачастую детям в сказке непонятны некоторые слова, выражения. В этом случае необходимо провести с детьми предварительную беседу, обращая внимание на значение слов и выражений. Тем не менее, само же произведение не должно превращаться в средство освоения новых слов. (по мнению А.М. Бородича). Не следует прерывать чтение объяснением, так как это нарушает художественное восприятие текста. Основываясь на методической литературе (Бородич А.М., Гербова В.В., Тихеева Е.И.,) и инернет-источниках по данному вопросу, можно выделить несколько этапов ознакомления младших дошкольников со сказкой.

1 этап. Предварительный. 1. Беседа о карельской народной сказке. Почему народная? (сочинил народ, рассказывали друг другу, научились записывать – варианты записали). Почему карельская? (сочинили на территории нашего края, наш край – Карелия). Беседа по незнакомым словам и выражениям, используя прием показа картинок, иллюстраций.

2этап. Ознакомительный. Ознакомление с текстом сказки.1. Чтение сказки (дословная передача текста). 2.Беседа по содержанию.3. Рассказывание (свободная передача текста). Коллективно- воспитатель рассказывает, а дети дополняют. Индивидуально – по наводящим вопросам воспитателя.

3 этап. Закрепляющий. 1. Повторность чтения (вне занятий).  2. Инсценирование. (вид игровой деятельности, игры на тему сказки. Большое место занимает диалог. Должна быть правильно организована предметно-пространственная среда (уголок для игры, предметы, игрушки, предметный и непредметный театр).

Я составила картотеку песенок, потешек, прибауток, которые можно использовать в режимных моментах. Для их заучивания не отвожу специального занятия. Привязывание потешки к определенной ситуации (перед едой, одеванием, сном, умыванием) вызывает интерес детей к тексту, желание самому запомнить его. То есть потешка не заучивается специально, а запоминается при многократном повторении воспитателем. Ритмичность, образность таких произведений быстро находят эмоциональный отклик у маленьких детей.

     Итак, работа по ознакомлению с фольклорными произведениями – это начало пути, по словам  С.Я Маршака, к формированию большого и талантливого читателя, культурного, образованного человека.  

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...