самообразование
статья (младшая группа) на тему
использование фольклора в работе с детьми
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
С А М О О Б Р А З О В А Н И Е
Воспитатель – Мелькина Ирина Викторовна
ТЕМА: «Ознакомление с произведениями фольклора детей младщего дошкольного возраста через использование регионального компонента.»
Цель: определить содержание и методы работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с произведениями УНТ, опираясь на карельский фольклор.
Задачи: 1. Определить содержание работы детей второй младшей группы по теме.
2. Определить методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с фольклорными произведениями.
3. Дать начальные представления о природе края, о мире людей и вещей карельской деревни.
4. Развивать речь, пополнять словарный запас.
5. Развивать творческие способности, коммуникативные навыки.
Актуальность: литературное образование дошкольников – это освоение литературы как искусства слова. Актуальность проблемы литературного образования обусловлена тем, что чаще знакомство с литературой, сказками происходит через интернет. Снижается статус литературы, сокращается доля чтения в свободном времени детей, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения. Начинается литературное образование именно со знакомством с фольклорными произведениями. На протяжении многих веков фольклор питал и питает своими образами, сюжетами, мотивами все виды искусства, в том числе и литературу. Роль фольклора значительна в развитии дошкольника с самого раннего возраста. Ритмичность, мелодичность, образов этих произведений способствуют быстрому запоминанию и заучиванию, развивают творческие способности, речь. Федеральный Закон «Об образовании» предполагает включение в содержание программы 10-15% регионального компонента. Использование регионального компонента предполагает приобщение детей и к фольклору.
СРОК – 1 год
Э Т А П Ы (на 2013-2014 год, 2 мл. группа)
- Изучение литературы по теме (сборников текстов карельских сказок, малых жанров фольклора, методическую литературу).
- Определение методов и приемов по ознакомлению с фольклорными произведениями.
- Составление картотеки потешек, песенок, прибауток, используемых в ежедневной работе с детьми младшего возраста.
- Определение этапов работы по карельской сказке в младшем дошкольном возрасте.
О Т Ч Е Т
В ходе работы я ознакомилась со сборниками карельских сказок для детей, произведениями малых фольклорных форм, используемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Для ознакомления детей с карельскими сказками я выбрала 3 сказки о животных: «Лапоток», «Овод и козы», «Почему у лисы хвост пушистый». Сказки о животных – самые понятные детям младшего возраста. Это произведения с повторяющимся сюжетом, знакомыми героями. Зачастую детям в сказке непонятны некоторые слова, выражения. В этом случае необходимо провести с детьми предварительную беседу, обращая внимание на значение слов и выражений. Тем не менее, само же произведение не должно превращаться в средство освоения новых слов. (по мнению А.М. Бородича). Не следует прерывать чтение объяснением, так как это нарушает художественное восприятие текста. Основываясь на методической литературе (Бородич А.М., Гербова В.В., Тихеева Е.И.,) и инернет-источниках по данному вопросу, можно выделить несколько этапов ознакомления младших дошкольников со сказкой.
1 этап. Предварительный. 1. Беседа о карельской народной сказке. Почему народная? (сочинил народ, рассказывали друг другу, научились записывать – варианты записали). Почему карельская? (сочинили на территории нашего края, наш край – Карелия). Беседа по незнакомым словам и выражениям, используя прием показа картинок, иллюстраций.
2этап. Ознакомительный. Ознакомление с текстом сказки.1. Чтение сказки (дословная передача текста). 2.Беседа по содержанию.3. Рассказывание (свободная передача текста). Коллективно- воспитатель рассказывает, а дети дополняют. Индивидуально – по наводящим вопросам воспитателя.
3 этап. Закрепляющий. 1. Повторность чтения (вне занятий). 2. Инсценирование. (вид игровой деятельности, игры на тему сказки. Большое место занимает диалог. Должна быть правильно организована предметно-пространственная среда (уголок для игры, предметы, игрушки, предметный и непредметный театр).
Я составила картотеку песенок, потешек, прибауток, которые можно использовать в режимных моментах. Для их заучивания не отвожу специального занятия. Привязывание потешки к определенной ситуации (перед едой, одеванием, сном, умыванием) вызывает интерес детей к тексту, желание самому запомнить его. То есть потешка не заучивается специально, а запоминается при многократном повторении воспитателем. Ритмичность, образность таких произведений быстро находят эмоциональный отклик у маленьких детей.
Итак, работа по ознакомлению с фольклорными произведениями – это начало пути, по словам С.Я Маршака, к формированию большого и талантливого читателя, культурного, образованного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
