Творческо - исследовательский проект в старшей группе "Их взрастила Кубань-земляки космонавты!"
проект (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Формирование у детей представлений о вселенной, планетах, воспитывать чувство патриотизма и гордости за кубанских космонавтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vid_proekta.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ВИД ПРОЕКТА: творческо – исследовательский

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный (30.03. – 10.04. 2016.уч.г.)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы «Капитошка», воспитатель, родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

             С давних времен загадочный мир далёких планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. С тех пор прошло несколько тысяч лет, а желание узнать, что же там, выше облаков, не стало меньше. Менялись века и на нашей Земле выросло много поколений умных людей, которые доказали, что Земля – шар и полёт в космическое пространство – не несбыточная мечта, а реальная возможность. И в подтверждение тому, в этом году мы отмечаем замечательную дату - 55 лет со дня первого полета человека в космос.

             Многоплановый мир космоса очень привлекателен, он несёт с собой множество тайн и открытий. Важным средством познания окружающего мира для детей дошкольного возраста  является не только окружающая их  природа, но и неизведанный мир Вселенной. Ведь он такой огромный, а дети  знают о нём пока так мало! Поможем узнать им больше! А для этого отправимся в увлекательное космическое путешествие и  познакомимся   с загадочным миром открытого космоса, с космонавтами Кубани, прославившими свою малую родину.  Дети познают красоту и разнообразие небесного пространства, изучат свершения кубанских космонавтов в этой области. Всё это  позволит   развить их  индивидуальные и творческие  способности, познавательную активность.

ПРОБЛЕМА:

Дети моей группы задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у них интерес, она привлекательна, как и все далекое, таинственное.

И поэтому я решила предоставить детям  возможность  вместе «прожить» интересующий для них материал, стать непосредственными участниками, сформировать знания, необходимые для них, сформировать навыки общения, развить любознательность, творчество и многие актуальные задачи, а самое главное, воспитывать чувство гордости о космонавтах, уроженцев Кубани.

Итак, «космическое путешествие « начинается

ЦЕЛЬ: формирование  у детей представлений о Вселенной, Солнечной системе и планетах,  способствовать развитию познавательной и творческой активности; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями кубанских людей.

ЗАДАЧИ:

  • Создать развивающие условия, стимулирующие познавательную и творческую активность детей.
  • Систематизировать детские представления о жизни и деятельности кубанских космонавтов: А.Н. Березовой, В.И. Севастьянов, Г.И. Падалка, В.В. Горбатко и др.
  • Обогатить словарный запас детей словами: космос, космонавт, ракета, скафандр, шлем, невесомость, планеты, звезды, день космонавтики, космодром, инопланетяне и др.
  • Развивать  познавательные и интеллектуальные способностей детей, их  творческий потенциала;
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития детей.
  • Воспитывать у детей чувства гордости за космонавтов – уроженцев Кубани, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: спортивно – познавательный досуг  с использованием ИКТ «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

        Дать детям возможность экспериментировать, творить и исследовать вместе с педагогами и  родителями, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Освоение детьми доступных знаний о космосе. Формирование бережного отношения к живому миру нашей планеты. Появление у детей чувства гордости за достижения отечественной космонавтики. Совершенствование   навыков коммуникативного общения, посредством организации сюжетно-ролевых игр у детей произойдёт развитие навыков управления собственным поведением и регулирование его в соответствии с общепринятыми нормами. Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1.Подготовительный

2. Содержательный.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Подобрать методическую, познавательную  и художественную литературу по данной теме.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Создать соответствующую развивающую среду к теме «Космос»: подбор энциклопедий, художественной литературы; настольно – печатные игры-«Времена года», «Космические бои», демонстрационный материал; создание настенного панно «Солнечная система», развивающие игры «Сложи планету», «Сложи картинку», «Пифагор, «Геоконт» «Блоки Дьенеша»; картинки – «Космическая техника», «Космонавты Кубани»,  «Впервые в космосе», «Космос», «Планеты», «Все о космосе»; атрибуты к сюжетно – ролевым играм: макет ракеты, одежда космонавта, маски инопланетян, луны, земли, солнца, настольные и напольные конструкторы, игрушки для драматизации; трафареты, обводки, схемы лепки и аппликации ракет, раскраски на тему «Космос».

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

     С детьми:

      - Просмотр электронных презентаций: Сказка «Как колобок небесную сестрицу догонял», «Космос», «Такие разные планеты», « Белка и Стрелка» «Космос. Вселенная, Звезды»;

       - мультфильмы: «Белка и Стрелка», «Тайна третей планеты», «Возвращение»

     С родителями в домашних условиях:

       - «Незнайка на луне», «Главный звездный», «Возвращение со звезд».

 

(см. Приложение «Космическая лаборатория»)

      С детьми:

       - проведение опытов: «Делаем облака», «Солнечная система», «Солнце и земля», «Кто придумал лето?»  и др.

       - игровые упражнения: сравнить хвосты комет, планеты по величине, сосчитать звезды, планеты и др.

     С родителями:

      - проведение опытов: «Вода в скафандре», «Голубое небо», «Дневные звезды и др.

С детьми:

     - Заучивание стихотворения В. Степанова  «Космонавт», В. Орлова «Летит корабль», чтение Г. Юлин «Что внутри?», С.Маршак «Времена года», русская народная сказка «Бобовое зёрнышко», К.Ушинский «Четыре желания», В.Маяковский «Кем быть», Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом», П.В.Куманцев «О чём рассказал телескоп», К.Булычёв «Тайна третьей планеты», албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

   С родителями в домашних условиях:

    - Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах, Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе, чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»

    С детьми:

    - НОД: рисование «Космические пришельцы»

Программные задачи: Направить детей на поиск новых способов фантастических образов. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию, мелкую моторику рук. Предложить нарисовать, используя эскизы, разные  средства передвижения пришельцев в космическом пространстве. Воспитывать аккуратность, творческую активность.

- НОД: рисование «Путешествие в космос»

  Программные задачи: Систематизировать представления детей о космосе. Формировать речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов). Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба, желание отразить свои впечатления в рисунке.

- НОД: лепка «Кометы и звезды»

Программные задачи: Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию. Развивать умение использовать в лепке знакомые приемы лепки. Развивать фантазию, воображение, моторику у детей. Воспитывать желание интерес к теме космос.

- НОД: ручной труд «Мы – космонавты»

   Программные задачи: Расширять знания детей о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый, образованный человек.  Упражнять в складывании конуса, вырезывании кругов из квадрата. Развивать аккуратность, моторику рук у детей. Воспитывать желание быть смелым, трудолюбивым, ловким, приходить друг другу на помощь.

- НОД: лепка «Ракета»

Программные задачи: Совершенствовать умение самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, активизировать словарь по теме «Космос». Воспитывать  умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища.

 -  Работа с трафаретами, раскрашивание картинок на тему «Космос» - развивать у детей цветовосприятие, умение работать с трафаретом,  воспитывать аккуратность.

   С родителями в домашних условиях:

 - выставка совместных работ «Космос»

      - Домашнее задание: нарисовать любую планету и найти информацию о ней для книги «Тайны космоса»

  1. НОД:  «Кубанские покорители космоса

 Программные задачи: Дать представление об освоении космического пространства.

Познакомить детей с основоположниками русской космонавтики: Циолковским К. Э. , Королевым С.П. , Гагариным Ю.А. Рассказать детям  о космонавтах уроженцах Кубани. Развивать любознательность и кругозор. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

НОД: ФЭМП «Космическое происшествие»

Программные задачи: Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственное отношение объектов и направление их движения в пространстве: прямо, направо, налево; самостоятельно   передвигаться в пространстве,  ориентируясь  на условные обозначения (знаки и символы). Развивать умение выкладывать фигуру по моделям, умение решать логическую задачу на установление закономерностей. Совершенствовать умение коллективно составлять предмет из геометрических фигур по собственному замыслу. Закреплять счет  в пределах

5. Воспитывать у детей умение выполнять начатое дело до конца.

  1. НОД: ребенок и окружающий мир «Этот загадочный космос».

Программные задачи: Познакомить детей с историей развития космонавтики, с созвездиями, вызвать интерес к космосу. Дать понятие о строении Солнечной системы», сформировать первоначальное представление о планетах, закрепить знания детей о Солнце. Вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. Активизировать словарь по теме «Космос»: планетарий, невесомость, иллюминатор, инопланетяне. Развивать навык целостного восприятия,  творческое воображение, фантазию, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку

                               

4. Беседа «Знаете ли вы что такое космос?»

Цель: Расширить представления детей об окружающем мире (о космосе). Развивать речь, мышление  и воображение, способность устанавливать простейшие связи, умение   обобщать. Побуждать  к совместной поисковой деятельности. Совершенствовать умение слушать взрослых и  друг друга, умение  детей взаимодействовать друг с другом. Активизировать словарь: планета, созвездие, ракета, инопланетяне, Луна. Воспитывать чувство сопричастности к жизни страны.                                                                            

       5. Обобщающая беседа  «Загадочный мир космоса»

Цель: Обобщить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, особенная планета Земля, т.к. на ней существует жизнь, современные летательные аппараты. Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.  Активизировать словарь детей: космонавты, астронавты, космодром, космический корабль, луноход.

  1. Сюжетно – ролевые игры: Космодром», «Космическая экспедиция», «Космическое путешествие к планетам», «Встреча с марсианином», «Работа – космонавт», «Мы –космонавты».

Цель: Развивать конструктивное воображение, формировать умение использовать чертежи  и схемы. Расширять знания детей о профессиях: космонавт, конструктор ракет. Формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Совершенствовать умение выстраивать диалоги между героями.

  1. Дидактические игры (см. приложение «Дидактические игры по теме «Космос») : «Разложи планеты по порядку», «Космос», «Волшебные звезды», «Узнай по силуэту», «День и ночь», «Космос», «Метеоритный дождь» и др.

Цель: Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о созвездиях, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

    3. Настольно – печатные игры: «Космические бои», Космические приключения», «Кто быстрее долетит?», «Собери созвездие», «Полет на луну» и др.

Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Уточнить и конкретизировать понятия: космос, солнечная система, метеорит,  комета. Обогатить словарный запас по теме. Развивать память, внимание, сосредоточенность. Воспитывать умение у детей согласовывать свои действия с действиями сверстников по игре.

4. Конструктивные игры: «Готовим ракету к полету», «Космодром», «Космический корабль», «Вот такие разные планеты», «Собери ракету» и др.(из деревянного пластмассового конструкторов, конструктора «Лего», геометрических фигур, счетных палочек, бросового материала)

  Цель: развивать конструкторские способности у детей, умение работать по схеме, воображение, фантазию, зрительно – моторную координацию, пространственную ориентировку, воспитывать умение создавать совместные постройки.

    5. Словесные игры: «Ракеты», «Полет в космос», «Раз, два, три  к планете лети», «»Далекие края», «день и ночь», «Дружат солнце и луна» и др.

 Цель: развивать эмоциональную сферу у детей, активизировать словарь по теме, воспитывать умение сопереживать, заботиться о других.

  1. Утренняя гимнастика «Полет в космос» (с флажками) (см. приложение : Утренняя гимнастика)
  2. Подвижные игры и эстафеты: «Космодром», «Ждут нас быстрые ракеты!», «Найди сове место в созвездии», « Ловкие космонавты», «*Готовимся к полету», «Черная дыра», «Дружный экипаж», «Космические дворники», «метеоритный дождь» и др.

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение преодолевать препятствия, ориентировку в пространстве, воспитывать чувство сопережи3.НОД: физическое развитие «Подготовка космонавтов»

Программные задачи: закреплять знания о космосе, планетах, космонавтах, Упражнять в прыжках на фитоболах, метании в вертикальную цель, равновесии. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. Воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

4. Пальчиковая гимнастика: «Лунтик», «Звездочка», «Чудесная книга созвездий», «В космосе».

 Цель: развивать координацию речи с движением рук, мелкую моторику пальцев, создать условия для снятия напряжения и расслабления мышц.

вания, умение действовать по сигналу и выполнять

  1. Беседа «Каким должен быть космонавт»

  Цель: расширять знания детей о профессии космонавт, о качествах, которыми должен обладать космонавт, воспитывать уважение к труду космонавтов, желание бить на них похожими.

  1. Беседа «Что едят космонавты?»

  Цель: Расширять представления детей о продуктах питания. Совершенствовать умение различать их по внешнему виду. Закреплять умение анализировать, классифицировать. Развивать связную речь, активизировать словарь.

  1. Составление меню для космонавтов.
  2. Беседа «Что делают космонавты, чтобы быть здоровыми?»
  3. Д/и «Готовим космический обед»

     6. Дыхательная гимнастика: «Ветер на планете», «На планете дышится легко», «Инопланетяне», «Достанем звездочку».

Цель: укреплять мышечный тонус дыхательной системы.

7. Динамические паузы: «»Земля, трясучка, вибрация», «Ракета», «Комета», «Лень отбросим»

  1. Прослушивание  музыкальных произведений:  «На пыльных тропинках далеких планет» (С.Трошин), «И на Марсе будут яблони цвести» (Д.Хворостовский), «Разноцветные планеты» (Луконина, Чазова), «Космическая симфония» (группа «Спейс»), « Трава у дома» (гр. Земляне), «Тайна третей планеты» (А. Зацепин), «Этот большой мир» (ремейк из фильма «Отроки во Всеоенной).
  2.  Разучивание песен: «Марш юных  космонавтов» (муз. Т. Шутенко, сл. В.Антоновой), «Наш звездолет».
  3. Просмотр театральной постановки «Планета Земля в опасности».

3.ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

1. Проведение спортивно – познавательного  досуга   с использованием ИКТ «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» (см. Приложение);

2. Презентация проекта «Кубанские космонавты»

3. Выставка совместных работ детей и родителей «Космос»

4. Создание книги «Тайны Космоса»

Работа с семьей:

  1. Организация выставки совместных поделок и рисунков по теме «Космос».
  2. Выпуск памятки «Что рассказать ребенку о космосе»
  3. Домашнее задание: нарисовать любую планету и найти информацию  о  ней для составления книги «Тайны космоса»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Проект «Космические путешественники» интегрировал систему работы по теме «Космос».

             Деятельность детей в процессе реализации проекта позволила получать им информацию комплексно, благодаря чему у дошкольников расширился кругозор, сформировались целостные представления по теме «Космос», воспитывалось чувство патриотизма через знакомство с вкладом Кубанских космонавтов.

    Использование технологии проектирования  обеспечило тесное сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, создало условия для саморазвития, экспериментирования и систематизации полученных знаний, способствовало развитию   творческих способностей и коммуникативных навыков детей. Ребята научились контролировать и оценивать себя.

Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от проведенного проекта большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...

Творчески – исследовательский проект в старшей группе "Создание ЛЭПБУКА «Яркие странички лета»

Данный проект рассматривает изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста, а также ормирование у детей заинтересованности и любознательности, повышение и...

Творческо- исследовательский проект в старшей группе «Моя Родина - Усть-Ишим»

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зов...

Творческо – исследовательский проект в старшей разновозрастной группе «Радуга» «Волшебница Зима»

Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости  живой  и  неживой  природы.Воспитывать бе...

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «От песчинки к песку»

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «От песчинки к песку»...

Краткосрочный познавательно-творческий проект в старшей группе «Н. Бударин – знаменитый космонавт Чувашии»

В настоящее время остро встаёт проблема воспитания патриотизма у детей, воспитания чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие нашего народа. Дошкольное детство - наиболее благоприятн...

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Моя малая Родина»

Цель проекта:Воспитание гражданина и патриота своей страны.Формирование у детей любви к Родине, родной деревне и её истории, чувство ответственности, желание беречь его.Воспитание любви к родному краю...