Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему

Воробьёва Ираида Анатольевна

Проектная работа. Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного и начального образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ВЫПОЛНИЛА:

Воробьёва Ираида Анатольевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 12 г. Североморска


 РУКОВОДИТЕЛЬ:

Татур Елена Евгеньевна,

доцент кафедры  ДиНО

Мурманск

2016

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть

2.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОО………..5

2.2 Место и роль краеведения в ДОО……………………………….6

2.3 Формы и методы краеведческой работы………………………..7

2.4 Программы и технологии, используемые для решения задач по краеведению………………………………………………………….10  

3.Заключение…………………………………………………………11

4.Список литературы………………………………………………...12

Введение

C давних пор в народе словом «родина» называли местность вместе с небом, землей, водой, где родился человек.  Североморская земля. Северный берег Родины.  На много километров вдоль Баренцева моря тянется североморская земля. Берега ее причудливы и разнообразны. То встают над водой бурые скалы, похожие на разрушенный город, то лазоревыми озерами разливаются заросли иван-чая. Прозрачные голубые озера, говорливые речки, прекрасный загородный парк, сопки, Кольский залив с армадой военных кораблей- это и есть малая родина североморцев. Особенностью нашего города является то, что большинство взрослого населения-приезжие из разных регионов страны. Не секрет, что многие из них имеют слабое представление о растительном и животном мире Заполярья, его истории. А для малышей, которые родились здесь, Североморск стал родным домом. Задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить у детей интерес к родному краю, городу, ввести в мир природы, научить любить и беречь ее.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

В связи с этим целью моей  курсовой работы является рассмотрение краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Объектом курсовой работы является педагогическая работа в ДОО.

Предметом - краеведческая работа в ДОО.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-Раскрыть понятие, цель  и задачи краеведения,

-Определить место краеведения в ДОО,

-Рассмотреть формы и методы краеведческой работы в ДОО,

-Представить программы и технологии, используемые в ДОО для работы по краеведению.

2.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОО
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.

Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах.

Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень.

Краеведение - это комплекс знаний о городе, крае, который требует большой подготовки педагога, поэтому краеведение в детском саду ведет педагог, знающий и умеющий интересно и увлекательно рассказать о маленькой Родине, в которой живем мы - взрослые и дети.

Задачи краеведения.

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

2.2 Место и роль краеведения в ДОО

В настоящее время возрос  интерес  дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Цель краеведения - всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами.

Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Человек любого возраста, проживающий на определенной территории, должен быть сориентирован как в пространственном, так и во временном отношениях. Непонимание того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит к их разрыву в системе образования.

Органичному становлению и развитию представлений ребенка о своем городе, крае способствовала разработка в детском саду единой краеведческой образовательной концепции, что позволило решить ряд проблем:

-разработать содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом, краем;

-построить комплексную структуру краеведческой работы с детьми дошкольного возраста;

-восполнить нехватку методической литературы.

2.3 Формы и методы краеведческой работы
Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный образовательный процесс. К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в городском музейно-выставочном зале, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в процессе экскурсий в городской парк.
  • Беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями  на разные темы: "Почему наш город -воин?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Край морошковый" и др.
  • Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.
  • Праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения города, края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к культуре  нашего народа, а также города и края в целом. Музыка всегда играла не маловажную роль в воспитании и образовании, поэтому стараюсь использовать творчество композиторов и поэтов наших земляков, а именно: «Морошка» муз.  В.Боброва, ст. Т. Васенцевой, «Брусничный край» муз. Н.Степановой, ст. Т.Васенцевой, «Северное сияние» муз. И.Ярмак, ст. Т.Васенцевой, «Песня о Североморске» муз. В.Боброва, ст. Е.Шитиковой, «Мой дом за полярным кругом» муз. и сл. В.Рябининой и др.
  • Поэтическое творчество - величайшее достояние культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность  восприятию ребенка дошкольного возраста сделали поэзию важным средством воспитания и обучения. Замечательной традицией нашего детского сада стали литературные гостиные, на которых собираются вместе дети с родителями и гости. На них они знакомятся с  творчеством поэтов Кольской земли: О.П.Аксеновой, Т.Васенцевой,  Н.Колычева ,О. Бундура, И. Ядринцевой  и др.
  • Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
  • Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. В связи с этим хочется сказать о мини-музеях, организованных в каждой группе  детского сада. Эта форма краеведческой работы очень полезна и интересна для детей. Воспитанники и их родители являются главными в сборе информации и её оформлении. С удовольствием выступают в качестве экскурсоводов.  Экспозиции в них меняются в соответствии с перспективным планом работы группы. В апреле 2016 года наш город будет отмечать свой юбилей, этой дате посвящена последняя выставка  «Город, в котором живу, который люблю, которым горжусь».
  • Кроме того, широко использую такую форму работы, как лэпбук. Это сравнительно новое средство обучения воспитанников,представляющее собой познавательную книжку-раскладушку, создаваемую руками детей и педагога, посвященную одной теме («Осень в Заполярье», «Хозяин вечных снегов», «Что мы Родиной зовем? Край в котором мы живем »). Это отличный способ закрепить пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Значимым в работе по краеведению  является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами: «Семья-это счастье. Семья-это радость», « Город моего детства»,  «Почему моя улица так называется»,

« Солнечная ромашка» и др.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

Их можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях («Знатоки», «Пройдемся по улицам города», «Интервью», «Край морошковый» и т.д.)

Выбранный образовательный маршрут для воспитанников дошкольного учреждения позволяет расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой, стремление к здоровому образу жизни.

Проводимый мониторинг краеведческих знаний позволяет говорить о результативности работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2.4.Программы и технологии

Для решения задач ООП нашей ДОО по краеведению использую методическое пособие  «Край мой Севером зовется» Руденко Л.Г., Кухаревой Т.А.  как основу в формировании у воспитанников представлений о родном крае и явлениях общественной жизни. Работа ведется в следующих направлениях:

1.Родное Заполярье

2.Мурманск-главный город нашего края.

3.Кладовые нашего края.

4.Североморск-город, где мы живем.

5.Герои-моряки-североморцы.

6.Защитники Заполярного неба.

Для решения задач эстетического воспитания, а именно:

-Создание условий для накопления знаний об особенностях быта, жизни людей Кольского Заполярья, разных видов искусства.

-Систематическое накопление эмоционально-жизненного опыта детей в процессе соприкосновения с миром искусства, с учетом исторического прошлого и настоящего.

-Воспитания у детей умения видеть красоту окружающего мира и воплощать ее доступными изобразительно-выразительными средствами, постигать и осознавать значимость искусства в жизни человека,

 руководствуюсь рекомендациями, изложенными в региональной программе художественного воспитания детей дошкольного возраста  О.С. Грушаниной «Северное сияние».

Заключение

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

Список литературы

1.Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2011.

2.Герасимова О. Люби и знай родной свой край // Дошкольное воспитание.- 2014,- №8 -С.4.

3.Грушанина О.С. Северное сияние Региональная программа художественного воспитания детей дошкольного возраста. Мурманск,1996.

4.Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание.- 2011,  - №2-С.16

5.Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2015.

6.Руденко Л.Г., Кухарева Т.А. Край мой Севером зовется Методическое пособие. Мурманск,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...