Образовательная деятельность. Тема "Бабушкин сундучок" (познавательное развитие)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Звягина Любовь Сергеевна

Конспект занятия направлен на развитие интереса детей к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_babushkin_sunduchok.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино

 Конспект открытого занятия

в ходе методической недели:

 «Духовно – нравственное развитие ребёнка,

как важнейший компонент социального заказа общества»

Тема:

«Бабушкин сундучок»

старшая группа

Воспитатель: Звягина Любовь Сергеевна

ноябрь 2015год.

Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа,  к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народной  тряпичной игрушкой и народной  игрушкой – матрёшкой. Сравнительная характеристика игрушек наших предков и игрушек  детей нашего времени.

Задачи:
Образовательные:
 - продолжать знакомить с историей русского народа;

 - учить делать из ткани русскую народную куклу  бесшовным способом;

 - совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам;

 - познакомить детей с историей создания матрешки,  как видом народной игрушки (особенности внешнего вида и декора, наиболее известные (семеновская, загорская, полхов-майданская);
- упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
Развивающие:

- развивать интерес детей к народному творчеству;

 - развивать творческие способности детей;

 - развивать эстетический вкус
Воспитательные:
 -  продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания в народном творчестве;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
-  показать связь между всеми видами народного творчества;

- воспитывать любовь к народному искусству;

 - формировать любовь к Родине, к традициям русского народа

Материал: кусочки ткани разных размеров и разного цвета, белая ткань 20 х20 см., кусочки шерстяных ниток, кусочки тесьмы,  несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки, матрёшки, раскраски матрёшек, цветные карандаши.

Предварительная работа: Дети расспрашивают родителей, бабушек и дедушек  какими игрушками они играли в детстве.

Интеграция образовательных  областей:

«Социально – коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие»,  «художественно – эстетическое развитие, «физическое развитие»

                                                      Ход занятия

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель в русском национальном костюме.

Ребята, посмотрите сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте подарим им частичку своего настроения и доброты, улыбнёмся гостям.

Воспитатель: А как мы можем поприветствовать гостей   по старым обычаям: приложить руку к груди и сделать поклон.

Воспитатель: Ребята, наверное вам очень хочется узнать почему на мне такая одежда?    (Да)

Воспитатель: - На мне русский  костюм: сарафан и рубашка. Так одевались люди много – много лет тому назад. Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки.   Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них. И познакомимся с современной русской куклой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите - что это?      (ответы детей) .

Воспитатель: - Да, это сундук. А для чего он служил?     (ответы детей) .

Воспитатель: Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Это сундук наших предков.  Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный. Чтобы его открыть, надо сказать:

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок! »

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

                       (Дети произносят  слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:

Воспитатель: -Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

                                                  (Воспитатель открывает сундук)

- Что же это (достает сарафаны)

Воспитатель: Ой ребята, а вы хотите примерить эти  сарафаны? (Да) Мне так хочется что бы вы стали тоже хранительницами культуры наших предков.

                                    (Дети надевают сарафаны и рубашки)

Воспитатель: Ребята вам так идёт этот наряд, вы такие красивые, да и у вас я чувствую настроение улучшилось.

Воспитатель: Ну ребята, как говорили в старину: давайте  присядем рядком, да поговорим ладком.

                                   (Дети садятся на стульчик)

Воспитатель: У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Подарили родители). Где их покупают? (В магазине). А как вы думаете, где делают игрушки? (На фабрике). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.

Воспитатель: Ребята, скажите,  а вот в те далёкие времена, когда  жили наши предки, бабушки и про бабушки ваших бабушек во что они могли играть, если не было фабрик для изготовления игрушек.

Воспитатель:  Правильно,  люди  сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.

Воспитатель: Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте.

Воспитатель: Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из резины? (резиновая)

Из тряпочки? (тряпичная)

Воспитатель: Ребята, а давайте ещё посмотрим, что лежит в этом сундуке

                              (Дети  подходят к сундуку)

Воспитатель: В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: эти игрушки мастерили сами, своими руками.

                                 (Дети подходят к столу с игрушками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот на этом столе что расположено?  (Игрушки)

Воспитатель: Сравните вот эти игрушки(сделанные на фабрике) и вот эти игрушки (сделанные своими руками). Они одинаковые или нет? А чем они отличаются?     (одни фабричные, другие сделаны раками человека)

Воспитатель: Таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.

Воспитатель: А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они  необычные. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил  символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.

Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Они хранились в сундуках. К изготовлению  куклы относились серьезно и ответственно.  Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила и свой сокровенный сундук с куклами.  

Кукла Зерновушка

С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа.  Это кукла – мешочек. В неё насыпали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай.

Кукла Травница

Это тоже кукла – мешочек. В него помещали  сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав.

Кукла Пеленашка

Пеленашка – кукла - младенец.

Кукла Утешница

Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.

Воспитатель: Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. А вам сколько сейчас лет?  

                                             (Ответы детей  - 5, 6 лет)

Воспитатель: Ребята, значит мы тоже сможем сделать такую куклу?     (Да)

Воспитатель: А из чего же мы будем их делать?

                                                       (Ответы детей)

   - Ребята, давайте посмотрим, может  бабушкин сундук нам в этом поможет?

Воспитатель:  В сундуке лежат  лоскуты разные, нитки, тесемки – это всё для нашей куклы?                          

Воспитатель:  Садимся на стульчики за  маленький стол и сейчас мы с вами  попробуем тоже  сделаем куклу Утешницу.  В народе  говорят « Одной рукой узла не завяжешь».  Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, нитки.

                                               (Русская народная мелодия)

2- плетут косу, 1 – скручивает материал, 1 -  перетягивает. завязывает ниткой, 1 – отделяет руки. Завязывает ниткой, 1 – делает платье, завязывает ниткой, 1 – подвязывает передник, завязывает ниткой, 1 – подвязывает платок, 1 – рисует глаза, нос, губы.

 Воспитатель:

 Кукла  получилась такой  красивой, потому что вы вложили в неё  тепло своих рук, доброту, внимание.

Обыгрывание: укачивание младенца в кроватке.

Воспитатель: Ой ребята, смотрите в кроватке проснулась кукла Малаша.

                                      ( Дети подходят к кроватке.)

Воспитатель: Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку, и споём Малаше колыбельную песенку. Но мы не знаем, какие песенки тогда пели, а давайте посмотрим в бабушкином сундуке- может там лежит подсказка.

                                    (Воспитатель достаёт песню)

Воспитатель: А вот и  слова колыбельной песенки. Давайте споём. Вы создавайте музыку ля-ля-ля, а я буду проговаривать слова.

                                 (один ребёнок качает кроватку)

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Воспитатель: Ребята, пусть наши куколки спят, а у меня есть для вас ещё сюрприз. Садитесь на стульчики.

                                          (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:   Ребята, игрушки постепенно стали совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни ремесленников. И вот появилась первая народная игрушка

Воспитатель:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ………

Дети.

Матрёшка.

Воспитатель                          (Показывает игрушку матрёшку)

Правильно, матрёшка!  Вам она нравится?      (Да)

А чем она вам нравится?              (Яркая, красивая, разноцветная)

Воспитатель:

Матрёшка – наш национальный сувенир.

Прошло более ста  лет с тех пор, как замечательные художники придумали и
создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали  игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин переодел её в русский сарафан с передничком, на голову повязал  яркий платочек, нарисовал  ей красивые глазки  и положил  на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет.

Ни дать ни взять – простая деревенская Матрёна. Так игрушка и получила имя столь популярное в наши дни: матрешка.

Воспитатель: Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь!
Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим,  что из себя представляет игрушка Матрёшка.

                (Ребёнок раскрывает и ставит их на стол в одну линию) 

Воспитатель: Давайте мы споём песенку для наших матрёшек.

                                     (Включить песню «Матрёшки»)

Физкультминутка.

Мы веселые матрешки –
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
(Дети шагают. При произношении слов «Ладушки, ладушки» дети хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу  на пятку.  Далее кружатся, руки на поясе)

Воспитатель:  Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Воспитатель

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрёшку.

                                              (Дети садятся за столы)
-Мастера  просят вас до раскрасить матрёшек – орнамент на сарафане.
-Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь?      (Да)

Воспитатель:

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

 Вот красавицы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять
Их не трудно сосчитать.

Воспитатель: Чтобы сарафаны наши были яркими, мы раскрашиваем аккуратно, не заходя за линии, штрихи наносим ровным слоем без белых пробелов. Вы аккуратно раскрашиваете орнамент, а матрёшка за вами наблюдает и радуется, а как  только  с вашего стола матрёшка уходит, вы передаёте свою матрёшку следующему, по кругу  и с появлением новой  матрёшки продолжаете рисовать.

 (Звучат русская песня «Народные матрёшки»,

дети изготавливают  матрёшек)

Воспитатель: Ребята, заканчиваем работу, вы молодцы, у вас получились такие красивые матрёшки.

-А зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).

- Скажите а кому бы вы могли подарить матрёшку, сделать доброе дело, что бы у того человека  стало хорошее настроение?              (Ответы детей)

Итог:

 - Ребята , мы с вами сегодня говорили

 - Ребята, что интересного и нового вы узнали на нашем занятии?

 - Что вам больше всего понравилось?

 - А что вызвало у вас затруднение, что для вас было сложно?

 - Какую куклу мы делали сегодня?

  - А что раскрашивали у матрёшке?

 - Какой вывод мы с вами должны сделать по нашему занятию?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились на занятии, были активными. И в дальнейшем будете хранителями старины и культуры наших предков. Молодцы. На этом наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»

В данном материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Здоровые зубы - залог здоровья". Здесь показано как в форме игры   можно познакомить детей с правилам...

Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме: "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....

Памятки «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

Памятки «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...