Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
проект (старшая группа) на тему

Мельникова Людмила Идрисовна

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.

   В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом? 

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт кубанских казаков».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Информационно-творческий проект:

«Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»

Старший дошкольный возраст

C:\сад\00989074.jpg

Автор-составитель: воспитатель МБДОУ ЦРР №5

Мельникова Людмила Идрисовна

Торлина Светлана петровна

Усть-Лабинск

2016 год

  «Патриотизм, соединенный с интересом и  

любовью по всем нациям- непременное условие

                                нормального здоровья, ума и сердца.

                                             Ибо для человека естественно любить свою                                       землю, свое село и город, свою страну и ее народ,

а также свих соседей, другие народы

 и весь земной шар - и нашу большую Родину.

Д.С. Лихачев

Характеристика проекта.

Автор проекта: Мельникова Людмила Идрисовна, Торлина Светлана Петровна

Тип проекта: информационно-творческий проект

По характеру содержания: включает ребенка, общество и культуру

По числу участников проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог.

По времени проведения: три месяца.

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Сроки и этапы проведения:

1 этап: организационный (3 недели)

2 этап: практический (2 месяца)

3 этап: результативный (1 неделя)

Выбор темы.

   В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.

   В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?  

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт кубанских казаков».

 

Актуальность проекта: 

   Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

Гипотеза проекта: Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной ДОО.

Новизна проекта:

   Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения ее новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями кубанских казаков по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Цель проекта: создание у детей представления о фольклоре и традиционной

культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи проекта: 

- знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа,

- воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;

- обращение детей к традициям кубанского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.

Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:

   Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:

Риск при реализации проекта

Мероприятия для их минимизации

Недостаточная информационная компетентность педагогов

Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах.

Недостаточная информационная компетентность родителей

Консультирование по теме проекта

Нежелание родителей принять активном участие в проекте.

Стимулирование родителей через проведение мастер-класса, круглого стола по теме проекта.

Этапы реализации

ЭТАП

ОПИСАНИЕ

  1. Организационный

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ - технологий

  1. Практический

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования.

  1. Результативный

Проведение итогового открытого мероприятия с детьми, отзывы родителей и детей – в форме интервью, с последующим монтажом видеофильма, презентация проекта «Традиции и быт кубанских казаков» педагогам и администрации ДОУ.

Перспективный план

Примерное время проведения

Деятельность педагогов

Деятельность

детей

Деятельность родителей

Организационный

В течение трех недель

1. Составление анкет

-

Анкетирование

2. Составление перспективного плана

-

Внесение идей и предложений

3.Сбор необходимого инвентаря, фотоматериалов.

-

Участие в сборе инвентаря, фотоматериалов

4.Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций

-

-

Практический

1 неделя

1.Оформление уголка по патриотическому воспитанию в группе: мини-музей  «Кубанское подворье».

Участие в оформление

В течение месяца

2. Создание  

«Семейного портфолио»

Совместное составление родителями и детьми, при консультации педагогов.

Каждые две недели

3.Выпуск тематических газет

Отражение деятельности детей, родителей и педагогов.

1 неделя практического этапа

4.Организованная образовательная деятельность «Традиции и быт кубанских казаков»

(приложение)

Участие в мероприятии

-

Весь период

5. Проведение кубанских подвижных игр (приложение)

Участие в играх

-

2 неделя практического этапа

Спортивный праздник «Карусель народных игр» Инструктор по ФК

Совместное мероприятие с детьми и родителями

Весь период

6. Проведение дидактических игр по теме проекта.

Участие индивидуально или по подгруппам

Консультация «Кубанские народные игры. Играем с детьми»

2 – 3 неделя практического этапа

7. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанский костюм»

(приложение)

Активно отвечать на вопросы и задавать их самим.

-

3 неделя практического этапа

8. Проведение организованной образовательной деятельности  «Рисование орнамента кубанской одежды».

Составление выставки работ

Просмотр тематической выставки.

 4 неделя практического этапа

9. Посещение городского краеведческого музея

Совместная с родителями экскурсия

5-6 неделя практического этапа

10. Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта: «Знакомство с предметами быта», «Воспитание детей в казачьих семьях»,

«Старину мы уважаем, старину мы бережем!».

Активно отвечать на вопросы и задавать их самим.

Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего»

7-8 неделя практического этапа

11. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, песни, стихи»

(приложение)

Активно отвечать на вопросы и задавать их самим.

Разучивание дома с детьми.

8 неделя практического этапа

12. Совместное мероприятие- конкурс «Кубанский фольклор»

Конкурс лучшего чтеца

Подготовка детей к конкурсу

8 неделя практического этапа

13. Изготовление альбома «Мой любимый Усть-Лабинск»

Совместное составление детьми, родителями и педагогами.

Заключительный

Последняя неделя проекта

1.Итоговое мероприятие «Маленькие казачата» Музыкальный руководитель.

Мероприятие для родителей и приглашенных из городского казачества гостей.

Последняя неделя проекта

Аналитический отчет по итогам проекта для педагогов и администрации ДО

-

-

Последняя неделя проекта

Итоговое родительское собрание « «Воспитание нравственных качеств и патриотических качеств  у дошкольников».

-

Активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий.

Описание актуальных мероприятий проекта:

Мини-музей - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, музей - это незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее проходили не только занятия с детьми, развлечения, праздники, ярмарки, театрализованные представления, посиделки совместно с родителями, он стал центральным местом нашего детского сада, где проходят традиционные встречи гостей, знаковые мероприятия.

Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. И в результате каждая семья создаст «Семейное портфолио». Его наполнение это кропотливая работа всех членов семьи: создание семейного герба, генеалогического древа, описание семейных традиций, увлечений, фотографии совместных путешествий, посещений достопримечательных мест города, края, информации о знаковых событиях в стране, в городе, в крае, в день рождения малыша, достижения ребенка, сочинение, написанное родителями на тему «Мой ребенок».

В тематических газетах целесообразно отражать всю деятельность детей и родителей по теме проекта.

 В течение всего периода дети могут приносить в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывать интересные истории из жизни семьи. По теме «Особенности быта и традиции кубанских казаков» проводить много бесед, экскурсий, наблюдений. Приносить книги, энциклопедии, домашние рисунки. Необходимо организовать активное участие детей и их родителей в фольклорных праздниках, развлечениях. В рисунках по замыслу нацеливать детей на темы, связанные с казачеством, рисование орнамента кубанской одежды.

    Для реализации творческого потенциала дошкольников и развития у них художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку творческих проектов педагоги могут использовать материал, собранный в данных рекомендациях, прилагаемых к проекту: «Историческое прошлое Кубани, история заселения», «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».

       С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной

культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа в данных рекомендациях собран дидактический материал: картотеки пословиц и поговорок, кубанских подвижных игр. Также представлены фотоальбомы «Казаки в картинах русских художников»,  «Национальная одежда кубанского казака и казачки».

     Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и могут использоваться педагогами дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических заведений.

  Данные методические рекомендации направленны на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.

 Пособие не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие детей, педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  5. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  6. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
  7. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
  8. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи Кубанских казаков»

Знакомство детей дошкольного возраста  с  историей, культурой, традициями кубанского народа...

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"

конспект непосредственно образовательной деятельности...

"Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков"

Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име...

Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые ...

Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"

Обычаи и традиции кубанских семей....

Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"

quot;Человек  без Родины,что соловей  без песни"...