Конспект открытого мероприятия подготовительного дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем на тему «Тряпичные куклы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кизилова Галина Николаевна

Знакомство с историей народной куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 51»  города Карталы

Конспект открытого мероприятия подготовительного дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем на тему «Тряпичные куклы»

Выполнила: Воспитатель подготовительной группы

 Кизилова Г.Н.

г.Карталы 2016г.

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям Южного Урала.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

Развивающие:

-  через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь.

- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к  культуре Южного Урала, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

 - Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки.

Предварительная работа:

Беседа о истории возникновения кукол. Изготовление кукол. Знакомство с историей и культурой родного края. Создание мини – музея «Русская изба». Разучивание стихов о родном крае, слушание пословиц, поговорок.

Методы и приёмы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;

- наглядное рассматривание кукол.

- словесные загадки, вопросы, ответы.

 Оборудование:

куклы (обереговые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол.

Ход:

Под русскую народную музыку в зал заходят дети который украшен как русская изба. Воспитатель в русском народном костюме обращается к детям.

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

Нравиться?

-А сейчас носят такие наряды?

-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

- Ой, а что это у вас в руках?

Дети: ваша помощница Ксюша прислала нам письмо и пригласила в необычное путешествие.

Заходит Ксюша с исполнителями песен.

Воспитатель: А вот и моя помощница Ксюша со своими друзьями. Вы ребята сегодня отправитесь в прошлое. Вставайте в круг и закрывайте глаза.

Исполняется песня, дети ведут хоровод, под конец песни дети открывают глаза.

Воспитатель:  Я вас приглашаю в свой дом, в свою русскую избу. Милости прошу!

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома! Вот моё жилище, а попросту изба.

О чём мы с вами будем говорить, вы узнаете из загадки

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель: Ребята, что означает слово кукла?

Ответы детей: (кукла – детская игрушка, напоминает она человека).

Воспитатель: зачем нужны куклы?

Ответы детей. (Куклы украшают дома, оберегают жилища, и вообще они хорошие игрушки).

Вместе с детьми обходим русскую избу.

Воспитатель: Красный угол,  являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Вдоль стен шли неподвижные лавки. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола соединяются две лавки, присаживайтесь.  В русском быту различали следующие виды скамей:  переносную, приставную, со спинкой. Скамья со спинкой служила для сидения и сна. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. На этих лавках  спали ,клали постель, состоявшую из двух частей: пуховика или перины,  и подушки. Постели были принадлежностью только богатых людей а бедные поселяне спали на печах, или же на голых лавках. (на лавочке дети находят куклу «Берегиня »).

Даша: Кукла берегиня - такая кукла бережет дом, хозяйство, защищает от дурного глаза. Изготавливается она из старых ненужных вещей. Куклы Берегини передавались по наследству и насчитывалось их несколько десятков.

Воспитатель: Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Во многих избах она была обычно из глины. Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. А еще в печи мылись. Топили печь, в чугунке грели воду, а потом угли выметали, стелили солому, в печь залазили,  дети вмещалось по трое детей. Брызгали водой и был пар, а теплой мылись.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые ветки, солома или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в жизни крестьян.

Дети ухватом пробуют достать чугунок из печи и находят в нем куклу («каша»).

Денис: кукла Каша помогала девочке научиться варить кашу. Кукла шилась в виде мешочка, наполненного крупой, к ней пришивались ручки и ножки. Тело её являлось  инструкцией по приготовлению «правильной» каши:  по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку – кашка.

Воспитатель: Особое значение в убранстве избы имел   стол. Трапеза была важным обрядом в жизни крестьян. За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. В обычное, незастольное, время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Стол покрывался скатертью.

(На столе лежит кукла «Зернушка»).

Никита: Кукла Зернушка - ее дарили на Рождество. Кукла делалась из мешковины и небольшой мешочек наполнялся зерном, чтобы урожай был богатым.

Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Воспитатель обращает внимание детей на маленькую игрушечную люльку.

Для чего она нужна?

Ответы детей.

Люльку, которую подвешивали к потолку называли зыбка.

Дети качают, рассматривают люльку и обнаруживают там куклу («рванка»).

Ксюша: Кукла рванка -  делалась она из старых вещей матери, без ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после кукла висела висела  над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал он играл с ней.

Ксюша поет колыбельную песенку.

Воспитатель: Важным атрибутом в жизни крестьянских женщин была - прялка.

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.  Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки. 

Дети крутят колесо прялки и видят куклу («на выхвалу»)

Алена: Эта кукла называется  на выхвалку. Девочки 12 лет должны были уметь делать таких куколок и хвалиться ими на празднике. Если кукла красивая , то девочку приглашали на посиделки. Эта кукла была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданное старшим сестрам.

Воспитатель: Воспитатель:А это кукла Берегиня дома  она помещалась ближе к входной двери, чтобы смотреть на входящих. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей, а почему куклы безликие?

Ответы детей: (кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца).

Воспитатель : - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Дети : - Да!

А ещё на Урале и на всей Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, (звучит тихая музыка) повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Воспитатель: - Молодцы ребята!  Проходите и садитесь за стол и мы приступим к работе. В старые времена длинными вечерами девушки занимались рукоделием и пели песни.

Звучит народная песня.

Воспитатель: А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Дети водят хоровод.

-А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

- А что вам понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

конспект открытого занятия "Использование логических игр в ознакомлении с родным краем" средняя группа

Видеофизкультминутку, нашла на просторах интернета. Очень жаль что не грузится мультимедиа......

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...