Перспективное планирование по краеведению "Люби и знай свой край"
рабочая программа на тему

Дошкольное детство – важный этап в становлении ребенка как личности. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. поставила перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем г. Воронежа, расширение детского кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_-_lyubi_i_znay_svoy_kray.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЛАДШАЯ ГРУППА

Месяц

                                              Непосредственно образовательная деятельность

Беседы и досуг

Развлечения

Сентябрь

I. «Вот какие мы большие»

2. Знакомство  с группой и цветами на клумбе,

        Д/и «Кто быстрее найдет предмет» (ориентировка в групповой комнате)Игры с песком на участке.

3.Наш детский сад

4.        «Мой город, моя улица».

II. «Собираем урожай».

1.        Знакомство с овощами и фруктами. Д/и
«Чудесный мешочек» (отгадывание на
ощупь),  «Угадай на вкус»

3.        Загадывание загадок.

4.        Рисование «Заготавливаем картофель»

Мой братишка ходит в школу.

«Репка»–

драматизация

Октябрь

I. «Золотая осень».

1.        Наблюдение за деревьями осенью.

2.        Д/и «Найди листочек из букета»
3.        Д/и «На что похож листочек»

4.        П/и «Раз, два, три к березке (тополю) беги».

II. «В гости к сказке».

1.        Знакомство со сказкой Корольковой «Кот,
петух и лиса» (настольный театр).

2.        Разучивание потешки «Петушок, петушок»

3.        П/и «Лиса и цыплята».

Здравствуй, осень золотая!

День соседей (веселые игры и

конкурсы)

Ноябрь

I. «Петушок с семьей».

1.        Знакомство с русской избой.

2.        Разучивание стихотворения  «Ладушки, ладушки, испечем оладушки».

3.        Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик, где
ты был».

II. «Кот на печку пошел ...»

1.        Знакомство с обитателем избы - котом Вась
кой.

2.        Разучивание потешки «Кот на речку пошел»

3.        Д/и «Похвалим котика».

4.        Д/и «Чем угостим Ваську».

Куда идут

машины

Драматизация

сказки

«Колобок»

Декабрь

I. «Уж ты, зимушка-зима!»

1.        Д/и «Оденем куклу на прогулку».

2.        Разучивание потешки « Уж ты, зимушка-
зима!».

3.        Рисование «Вот зима - кругом бело ...»

II. «Сундучок с загадками».

1.        Загадки о зиме, зимней одежде.

2.        Д/и «Отгадай, что в мешочке»
3.        Рисование «Украсим шарф для снеговика».

Заучивание

стихотворения

И.С.  Никитина «Зашумела, разгулялась ...»

Викторина по народным сказкам «Посиделки».

Январь

I. «Рождественские колядки»

1.        Знакомство с Рождеством.

2.        Заучивание колядки «Пришла Коляда - отворяй ворота».

3.        Лепка рождественского печенья – «Козули».

Чтение сказки «Лиса и журавль»

(в обр. А.Афанасьева).

«Волки семеро

Козлят» –

настольный театр.

Февраль

I. «Угостим мишку чаем».

1.        Знакомство с самоваром.

2.        Д/и «Напоем мишку чаем».

3.        Лепка «Чашка для мишутки».

II. «К нам Масленица пришла»

1.        Рассказ Хозяюшки о Масленице, пение

    закличек.

2.        П/и «Сиди, сиди Яша».

3.        Угощение блинами. Д/и «На что похож

   Блинок».

Про то, как папы нас защищали.

Концерт для пап.

Март

I. «Мамы всякие нужны, мамы разные важны».                                                          

1.        Беседа «Моя любимая мама».

2.        Д/и «Назови детенышей».

3.        П/и «Наседка и цыплята».

4.        Аппликация «Платочек для мамы».

II. «Хозяйкины помощники».

1.        Знакомство с коромыслом и ведрами,

    стиральной доской.

2.        Д/и «Для чего что нужно».

3.        Д/и «Постираем кукле платье».

Как весна пришла на нашу улицу.

Теневой театр «Лиса и заяц».

Апрель

I. «Встреча весны».

1.        Разучивание заклички «Весна, весна

 красная!»

2.        Д/и «Когда это бывает».

3.        Пальчиковая игра.

4.        Лепка «Угощение для жаворонков».

II. «И расцвел подснежник ...».

1.        Беседа о первом весеннем цветке.

2.        Д/и «Какой цветок исчез из букета».

3.        Рисование «Подснежник»

О домашних

животных.

«Солнышко -

Колоколнышко»

- закликивание

весны.

Май

I. «Как Сорока-белобока кашу варила».

1.        Пальчиковая игра.

2.        Знакомство с горшком и ухватом.

3.        Д/и «Что нужно сделать, чтобы кашу

   Сварить».

II. «Веселые ложки"»

  1. Отгадывание загадок о ложке,

    рассматривание расписных ложек.

2.        Д/и «Узнай по звуку и на ощупь"» (ложки из
дерева или металла).

3.        Хоровод «Наши ложки».

Я и детский сад

«Ложкари»

праздник

народных игр и

хороводов,

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц

                                                 Непосредственно образовательная деятельность

Беседы и досуг

Развлечения

Сентябрь

I.  «Во саду ли, в огороде»

1.        Д/и «Что где растет».

2.        Загадки об овощах и фруктах.

3.        Заучивание потешки «Наш козел».

4.        П/и «Колышки».

II. «Наши пернатые друзья».

1.        Беседа о птицах нашей местности.

2.        Д/и «Зимующие – перелетные».

3.        Д/и «Чей голосок».

4.        Лепка «Птицы».

Дом, в котором я живу.

Драматизация

сказки «Два

жадных

медвежонка».

Октябрь

I. «Хлеб - всем голова».

1.        Беседа о том, как хлеб в старину растили,
знакомство с серпом, цепом.

2.        Словесная игра  «Назови по порядку».

3.Д/и  «Конкурс пословиц о хлебе».

4. Лепка «Бублики».

II,  «Без чего ярмарка не весела».

1.        Знакомство с промыслом по изготовлению
глиняных свистулек.

2.        Д/и  «Из чего сделано»  (глина, дерево,

металл).

 3.Изготовление из глины свистульки
«Курочка».

Что нам осень подарила.

Концерт «Осень разноцветная».

Ноябрь

I-'-'.

I. «Народная мудрость».

1.        Знакомство со сказкой Корольковой «Как
умная дочь отца выручила».Инсценировка.

2.        «Испытай себя»- конкурс мудрецов.

3.        Д/и «Добро-зло».

II. «Экскурсия к водоему».

1.        Беседа об обитателях водоема.

2.        Отгадывание загадок.

3.        Д/и «Хорошо - хлопни, плохо - топни»

(правила поведения в природе).

 4.П/и  «Море волнуется раз ...».

Мы в автобусе.

2Воронежские коробейники».

Декабрь

I. «Зимовье зверей».

1.        Беседа о том, как звери зимуют.

2.        Д/и «Где чей дом».

3.        Пальчиковая игра.

4.        Д/и «Чей след».

5.        Аппликация «Одень зверей»(с элементами
оригами  - коллективная)

II. «Небывальщина».

1.        Знакомство с небылицами.

2.        Д/и «Так бывает или нет».

3.        Д/и  «Где были не скажем, что видели - по
кажем».

4.        Д/и  «Что напутал художник».

Когда я был в цирке.

Пальчиковый

театр

«Перчатки».

Январь

I. «Золотое веретено».

1.        Знакомство с прялкой и веретеном.                                                                      

2.        Выставка изделий народных мастериц.

3.        Рисование – «Украсим фартук»  (Полотенце, одежда, салфетки).

Как я ездил на елку.

Рождественские колядки

Февраль

I. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

1.        Беседа о защитниках Воронежа в годы

 войны.

2.        Поговорки о храбрости, смекалке.

3.        Знакомство со сказкой Барышниковой «Как
солдат из боронного зуба кулеш варил».

II.  «Экскурсия в театр».

1.        Знакомство с правилами поведения в

   театре.

2.        Беседа «Какие бывают театры».

3.        Представление-инсценировка С. Я. Маршака
«Сказка о глупом мышонке».

Как мы помогаем

птицам.

Хочу быть как

папа.

Литературная  викторина  по русским

народным сказкам.

Март

I. « Испечем пирог для мамы».

1.        В гости пришла лисичка со скалочкой -
знакомство со скалкой.

2.        Д/и «Трудовая лесенка».

3.        Пальчиковая игра.

4.        Лепка «Приготовление пирога».

II. «Сошью маме сарафан».

1.        Знакомство с женской народной одеждой.

2.        Пословицы о мастерицах.

3.        Аппликация «Узор для вышивки».

Хочу быть как мама.

Настольный театр «Детки а клетке» (по Маршаку).

Апрель

I.  «Красная горка»

1.        Беседа о народных традициях.

2.        П/и «Сиди, сиди, Яша!»

3.        Прослушивание частушек Мордасовой.

4.        Рисование «Распишем крашенку».

II.  «На лесной полянке».

   1. Путешествие в лес к трем медведям
(первоцветы, деревья).

2.        Д/и «Приметы весны».

   3.        Пальчиковая игра «Цветок».

    4. Д/и «Отбери и назови знакомые цветы"».

Если бы я жил в деревне.

■■   ■■.!"'-.

«Весна, весна,

поди сюда!»-

встреча весны.

Май

I. «Мы едем, едем, едем».

1.        Беседа о транспорте на улицах города.

2.        Правила безопасности на дорогах.

3.        Д/и «Исправь ошибки пешехода –

Буратино».

II.  «Старик-годовик».

1. Рассказ с использованием иллюстраций,

закличек, загадок, стихов И.С. Никитина,

 А.В. Кольцова.

2.        Д/и «Когда это бывает».

3.        Д/и «Так бывает или нет».

4.        Рисование «Исправь незнайку».

Мое любимое

место в городе

Воронеже.

Конкурс

«Праздник

цветов».

.

СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц

                                              Непосредственно образовательная деятельность

Беседы и досуг

Развлечения

Сентябрь

I.»Зеленая аптека» (Знакомство с лекарственными растениями края).

1.        Беседа о лекарственных растениях,

рассматривание гербария и иллюстраций.

2.        Д/и «Угадай по запаху траву» и «Загадай!» 

3.        Заваривание целебного чая для Незнайки.

II.  «Дети леса»   (грибы и ягоды).

1.        Беседа о дарах леса, правилах сбора и

использования, рассматривание иллюстраций.

2.        Д/и «Что в корзинку мы берем».
(дикорастущие и культурные ягоды, съедобные грибы).

3.        Лепка: «Дары нашего леса».

Беседа об осенних дарах

воронежской земли.

Развлечение «Праздник улицы».

Октябрь

I.  «Край наш хлеборобный».

1.        «Путешествие" в гости к хлеборобам»,

беседа «Как каравай на стол попал».

2.        Стихи, загадки  о хлебе.

3.        Д/и  «От зерна до булки».

4.        Лепка: «Калачи из печи».

II.  «Что такое дом»

1.        Знакомство с типами жилищ
(рассматривание иллюстраций).

2. Беседа «Мой дом».

3.        Д/и «Кто где живет».

4.        Д/и «Трудовая лесенка».

Чтение сказок в обработке А. Афанасьева.

Разучивание народной игры «Колышки»

Инсценировка сказки А. Корольковой

«Заветный

меч - кладенец и

волшебное кольцо".

Ноябрь

I. «Экскурсия на близлежащие улицы».

1.        Беседа «Улицы и люди» (найти сходство).

2.        «Как помочь родной улице».

3.        Помощь детей в благоустройстве участка
для прогулок.

II.   «Улицы родного города».

1.        Беседа «Какие бывают улицы»,

 рассматривание фотографий.

2.        Д/и «В гостях у соседей»  (презентация улиц).

3.        Рисование: «Самое интересное на моей улице», «Улица будущего».

Экскурсия в парк. Беседа о парках, скверах и

площадях Воронежа.

Развлечение «Ярмарка».

Декабрь

I. «Знакомство с творчеством воронежской сказочницы Корольковой».

1.        Беседа о творчестве Корольковой и о
сказке - частице фольклора.

2.        Викторина по сказкам  Корольковой.

3.        Рисование «Иллюстрируем сказку».

II.   «Город мой родной».

1.        «Путешествие по карте-схеме Воронежа»
(прикрепляются виды города).

2.. Беседа «Дорогие места».

3.        Д/и «Гости города»

4.        Рисование  «Воронеж в будущем».

Заучивание

наизусть

стихотворения И.С. Никитина «Елка».

«В светлой горенке» (посиделки).

Январь

I. «Зимние встречи».                                                                                                      

1.        «Экскурсия" в зимний ле» (Показ иллюстраций, рассказ о животных.).

2.        Д/и «Травоядные, хищники, грызуны» (классификация).

3.        Д/и «Найди хозяина»    (кому принадлежат следы на снегу).

4.        Д/и «Лисы и зайцы».

Беседа о

рождественских и крещенских традициях.

«Рождественские колядки».

Февраль

I. «Знакомство с творчеством поэта

С. Я. Маршака».

1.        Путешествие в литературном трамвае по
стихотворениям С.Я. Маршака.

2.        Чтение названий и отрывков из стихов.

3.        Д/и «Что перепутал художник» (по мотивам стихов).

4.        Д/и «Найди рифму».

II.   «Воронеж - колыбель русского флота».

  1.        Беседа об истории возникновения

   г. Воронеж, его причастие к созданию флота.

2.        Петровские места в городе.

3.        Решение кроссвордов.

4.        Д/и «Где был Петя».

Беседа о

предприятиях города и их продукции.

Инсценировка

сказки

А. К.

Барышниковой

«Волк серый

- смелый».

Март

I.   «Транспорт на улицах нашего города».

1.        Загадки  о видах транспорта.

2.        Беседа «Зачем нужен транспорт».

3.        Д/и «Так бывает или нет».

4.        Конструирование  «Троллейбус».

II.   «Знакомство с творчеством А.К. Барышниковой».

11.        Беседа о жизни и творчестве знаменитой
сказочницы.

2.        Инсценировка сказки  «Иван – болтун».

3.        Д/и  «Добро – зло».

4.        Рисование  «Что мне запомнилось в сказке».

Беседа о народных промыслах нашего края.

«Сороки».

Апрель

I.   «Знакомство с поэзией И.С.Никитина».

1.        Рассказ о творчестве поэта. -

2.        Рассматривание книг стихов, портрета

поэта.

3.        Чтение стихотворений  И.С.Никитина

4.        Прослушивание песен на его стихи.

II.   «Деревья Воронежского края».

1 1. Экскурсия в лес, беседа о пользе деревьев,
рассматривание иллюстраций.

2.        Загадки  стихи о деревьях.

3.        П/и  «Сосновая шишка».

4.4.        Д/и  «Пищевая    цепочка».

Беседа о праздновании Пасхи.

 Беседа о хоре им. Пятницкого,

прослушивание песен в его исполнении.

«Почемучки-Знатоки» (экологическая

викторина о родной природе).

Май

I.  «Знакомство с работами художника А. Куприна».

1.        Беседа о профессии художника,

биографии А. Куприна.

2.        Рассматривание и обсуждение

 репродукций.

3.        Конкурс рассказов по картинам.

II.  «Они защищали наш город».

1.        Встреча с ветераном ВОВ.

  2.         «Аллея памяти» (дети приносят фотографии
прадедушек, воевавших во время ВОВ).

Беседа о

фольклоре Воронежского края. Разучивание народной игры «Сиди Яша».

«Звездный час». (Викторина

по краеведению)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Месяц

                                               Непосредственно образовательная деятельность

Беседы и досуг

Развлечения

Сентябрь

I. «День знаний».

1.        Беседа о начале учебного года и первых
школах на Воронежской земле.

2.        Чтение отрывков повести Е. Милицыной
«Волшебный фонарь"»

3.        Экскурсия в школу на торжественную

линейку.

 I.   «Красная книга  Воронежского края».

1.        Беседа и рассматривание иллюстраций
редких и исчезающих видов животных и
растений.

2.        Д/и  «Природа и человек»

3.        Д/и  «Пищевая цепочка».

4.        Дети рисуют и собирают «Красную книгу»

Беседа об

интересных названиях

географических объектов края.

«Сладкое дерево»

(развлечение -

викторина |.

Октябрь

I.   «Звери А.Л. Дурова, музей артиста».

1.        Знакомство с работой циркового артиста,
клоуна и дрессировщика, жившего в

Воронеже.

2.        Рассказ А.Л. Дурова «Хрюшка-
финтифлюшка» .

3.        Рисование: «Когда я был в цирке».

II.   «Щедрость родной земли».

1.        Встречаем гостей  (традиции

гостеприимства, хлебосольство).

2.        «География  гостинцев»   (рассказ о

 районах области, известных производством
продуктов и полезными ископаемыми).

3.        Сладкий стол.

Беседа о музеях

города.

Беседа о населении края.

«Капустки»

 (25 сентября по старому стилю).

Ноябрь

I.   «Исторические места г.Воронежа».

1.        Экскурсия по историческим местам го
рода.

2.        Беседа о бережном отношении к

памятникам.

3.        Викторина  «Знатоки города».

II.   «А.В. Кольцов - певец Воронежской земли».

1.        Беседа о творчестве А.В. Кольцова, о
местах города, связанных с его именем.

2.        Конкурс чтецов стихов А.В. Кольцова.

3.        Песни на стихи поэта.

4.        Рисование иллюстраций к стихам.

Беседа о

красноречиях Воронежского

торжка в старину.

«Коробейники»

Декабрь

I.   «Карта Воронежской области».

1.        «Путешествия»  по карте области
(разместить значки: портреты известных
земляков, полезные ископаемые).

2.        Беседа о названиях на карте.

3.        Д/и  «Собери карту».

II.   «Памятник И.С. Никитину».

1.        Беседа и рассматривание иллюстраций.

2.        Конкурс чтецов произведений

И.С. Никитина.                                      

3.        Изготовление цветов (из бумаги) к

памятнику поэта.

Заучивание наизусть стихотворения Никитина «Встреча

Зимы» (отрывка). Изготовление

атрибутов к инсценировке сказки «Кошкин дом».

Инсценировка сказки

С Л. Маршака «Кошкин дом».

Январь

 I.  «Знакомство с воронежской керамикой».

1.        Выставка рамонской керамики.

2.        Беседа о керамике - худ. промысле, труде
гончара (его отражение в устном

творчестве, сказке).

3.        Лепка «Кувшин».

4.        Д/и «Из чего и кем сделано».

Беседа о традиции справлять

Рождество в Воронежском

крае.

Беседа о Воронеже

в годы ВОВ.

«Русский сувенир»

(фольклорный

праздник)

Февраль

I.   «Ковроткачество на Воронежской земле».

1.        Знакомство с народным промыслом

изготовления ковров, особенностью ковров
нашей местности.

2.        Рассматривание иллюстраций.

3.        Д/и «Трудовая лесенка».

4.        Аппликация  «Ковер-самолет"»

I.  «Имена защитников города Воронежа в названиях улиц».

1.        Беседа о защитниках Воронежа и

улицах, увековечивших их имена.

2.        Памятники героям (Чижовский плацдарм, Задонское шоссе и т.д.).

Беседа об архитектуре Воронежа и его наиболее известных архитекторах.

Масленица.

Март

 I.   «Выступает будто пава».

1.        Знакомство с женским народным костюмом Воронежской губернии. Рассказ
Марьюшки (одета в национальный костюм).

2.        Рассматривание репродукций картин

Бучкури, Васнецова.

3.        Хоровод  «Со вьюнком я хожу».

II. «Жаворонки прилетели».

1.        Беседа о перелетных защитных птицах.

2.        Рассказ Марьюшки о празднике
«Сороки».

3.        Изготовление  «Жаворонков»  их теста.

4.        Заучивание закличек.

Беседа о первоцветах воронежских лесов. Беседа о степях нашего края, заучивание отрывка из стихотворения А.В.Кольцова «Путник».

«Играй гармонь»

 (музыкальный конкурс частушек, припевок Воронежского края.)

Апрель

I.   «На выставке знаменитых художников, уроженцев нашего края».

1.        Рассказ о творчестве Крамского, Бучкури,
Куприна, Ге.

2.        Рассматривание иллюстраций
(репродукций).

3.        Д/и  «Подбери к картине музыку».

4.        Рисование:  «Что навеяла музыка».

II.   «Театры города Воронежа».

1.        «Экскурсия» в театр (Беседа о театре, о
правилах поведения).

2.        Д/и  «Где был Петя»  (определение

объекта по описанию).

3.        Изготовление простейших пальчиковых
кукол (из скорлупы) и показ  «спектакля».

Беседа о великом русском писателе И.А. Бунине.

Заучивание стихотворения «Догорел

апрельский светлый вечер».

КВН «Их имена

носят улицы

г. Воронежа».

Май

I.  «Царство цветов».

1.        Выставка цветов (беседа, рассматривание
экспонатов, иллюстраций).

2.        Цветы в жизни людей, творчестве поэтов,
музыкантов (прослушивание Чайковского
«Вальс цветов»).

3.        Д/и   «Каждому месяцу свой цветок».

4.        Составление букета.

II.   «Краеведческий музей»   (итоговое).

1.        "Экскурсия" в музей (экскурсоводы-
дети).

2.        Стихи воронежских поэтов.

3.        Песни на стихи А. В. Кольцова и

И.С. Никитина.

4.        Хоровод.

Беседа о водоемах Воронежского края. Экскурсия к озеру.

Кукольный

спектакль  «Ведьма и Солнцева сестра» (по сказке в

обработке

А. Афанасьева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Перспективный план реализации проекта «Люби и знай свой край»

В данном материалы раскрываются этапы реализации педагогического проекта в старшей дошкольной группе по теме "Люби и знай свой край"...

Перспективно-тематическое планирование по региональному компоненту «Родной свой край люби и знай»

В работе с воспитанниками, использую данное  планирование для формирования у детей  нравственно-патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре Красноярского кра...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....