Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Животный мир прибайкалья"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Задачи:

Организовать деятельность детей  по закреплению  знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере;

Организовать рефлексивную деятельность детей

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной и научно-познавательной литературы; просмотр презентации «Байкал»; беседы; дидактические игры;

Материал: Сундучок с конфетами, ключи, аудиозапись «Шум моря», детали напольного строительного материала – кирпичики (11 штук), , картинки с изображением рыб, игрушка – нерпа, мяч; карточки с заданиями; схема «Рыбы – звери»;

методы и приемы: рецептивный, словесный, поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir_pribaykalya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

(технология системно-деятельностноподхода:Петерсон Л.Г )  

Познавательно-исследовательская  деятельности в старшей группе.

ТЕМА: «Животный мир Прибайкалья»

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Задачи: 

Организовать деятельность детей  по закреплению  знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере;

Организовать рефлексивную деятельность детей

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной и научно-познавательной литературы; просмотр презентации «Байкал»; беседы; дидактические игры;

Материал: Сундучок с конфетами, ключи, аудиозапись «Шум моря», детали напольного строительного материала – кирпичики (11 штук), , картинки с изображением рыб, игрушка – нерпа, мяч; карточки с заданиями; схема «Рыбы – звери»;

методы и приемы: рецептивный, словесный, поисковый.

Здоровьесберегающие технологии: Физкультминутка:

Вот мы к озеру спустились,  

Наклонились и умылись.  

Раз, два, три, четыре -  

Вот как славно освежились.  

А теперь поплыли дружно.  

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,  

Одной, другой – это кроль.  

Вышли на берег крутой  

И отправились домой.  

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию(мотивация, постановка проблемы)

Введение детей в игровую ситуацию: Воспитатель вносит в группу сундучок, закрытый на замок, обращает на него внимание детей. Воспитатель: Ребята, посмотрите, вам прислали подарок (потрясти сундучок). Кто хочет посмотреть, что же находится в сундучке? Подходите поближе, посмотрим.

Как вы думаете, что это может быть? Но как же мы откроем сундучок? Посмотрите, здесь какое – то письмо зашифрованное.  Все понятно, чтобы получить этот подарок, узнать, что там  и кто его прислал, вы должны выполнить несколько заданий.  Если справитесь, получите ключ от сундучка и сможете его открыть.  Вы готовы?

Детей слушают

   Эмоциональный настрой. Создание интереса к содержанию предстоящей деятельности

2. Актуализация (повтор, закрепления знаний о Байкале

Коммуникативная технология. Ну что ж, нам пора! А вот куда мы отправимся, вы попробуете отгадать, это будет первое задание. Садитесь удобнее на ковер,  закройте глаза и послушайте, что я вам расскажу об этом месте. Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Шум моря».

 Воспитатель: Немало  сложено об этом месте  легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира.  Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири». Так как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на озеро Байкал. Но прежде, я хочу проверить, что вы знаете о Байкале?

Игровая технология. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», я буду задавать вопросы, и давать вам варианты ответа, вы должны из них выбрать один правильный. За каждый правильный ответ вы будете получать  дощечки, из которых будете строить мост, и, перейдя по нему - получите ключ. Итак, мы начинаем.

1. Байкал – это море, озеро или река?

2. Вода в Байкале соленая, пресная или минеральная?

3. Сарма – это птица, гора или ветер?

6. Какая река вытекает из Байкала – Селенга, Баргузин или Ангара?

7. Какая рыба-великан живет в Байкале – щука, осетр или сом? щука

9. Байкал озеро по форме – круглое, овальное, в форме полумесяца?

10. Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка)?голомянка

        За выполненное задание дети получают ключ, но он не подходит к замку

 (Ответы детей).

 Дети: Это озеро Байкал!

Ответы детей

Постановка и принятие образователь

ной задачи.

Обогащение активного словаря детей

3. Затруднение в ситуации

Раз этот ключ не подошел, значит, нужно выполнить другое задание?

Социоигровая технология. Прием…

Игра «Рыбаки и охотники». Для этого задания нам нужно разделиться на группы, дети выбирают фишки разного цвета.

В конвертах – картинки с изображением рыб и животных.  Задача детей:  отыскать свой добычу Если дети затрудняются, то помогают друг другу.

да

Развитие логического мышления связной речи                

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Детям предлагается доказать свой выбор, воспитатель корректирует.  ключ

Дети играют

Развитие исследовательских навыков, связной речи

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений 

Технология  коммуникативная.

Получают очередной ключ, но он опять не подходит. В  это время воспитатель как бы случайно замечает Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одна  рыба на попалась (вытягивают нерпу) Какая интересная рыба!

Воспитатель: Раз живет в воде, значит, рыба!  (выслушать предположения детей) . Я, ребята, права?

Проблемная технология.

А вы докажите мне, что это не рыба. Чтобы это доказать, мы поиграем в игру «Ты катись веселый мячик»

Дидактическая игра «Ты катись, веселый мячик» На столе разложены карточки -  задания с вопросами. Дети сидят за столом по кругу, передают друг другу мяч со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – тот сейчас расскажет нам …» С окончанием слов передача мяча прекращается. Тот, у кого в руках мяч – должен ответить на вопрос, выбрав себе карточку.  Правила игры: отвечает тот, у кого в руках мяч, остальные молчат и помогают в случае затруднения; если мяч второй раз оказывается в руках уже отвечавшего ребенка, мяч нужно передать следующему.

Вопросы – задания:

1. Как передвигается нерпа по суше и в воде? (На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может догнать ее шагом, а вот в воде она быстрая и ловкая – прекрасно плавает и ныряет)

2. Как дышит нерпа? (Дышит нерпа воздухом, поэтому каждые 8 - 12 минут поднимается на поверхность, чтобы набрать воздуха в легкие)

3. Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом? (Зимой, когда Байкал покрыт льдом, нерпы, чтобы дышать и добывать корм устраивают во льду лунки – продухи)

4. Чем питается нерпа? (Питанием нерпе служит голомянка и байкальский бычок, хищное животное.)

5. Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши? (в середине марта)

6. Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит? (обычно один, редко – два; мама нерпа кормит их своим молоком (млекопитающее), а подрастая, белек учится сам плавать, нырять и ловить рыбу)

7. Как называют детенышей нерпы и почему? (Они имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу, и называют их «бельками»).

8. Как называется убежище нерпы? (логово)

9. Можно ли назвать нерпу «эндемиком» и почему? (Байкальская нерпа — единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, она является эндемиком, т.е. обитает она только в Байкале)

Обобщить ответы детей, с помощью схемы доказать, что нерпа – млекопитающее животное, а не рыба.

Итог доказательства.

Дети получают еще один ключ, но он снова не подходит.

Воспитатель: Если хотите открыть сундучок, придется продолжить. Но сначала давайте отдохнем.физминутка

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Посмотрите, у нерпы слезы на глазах. Что же случилось? Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих  рук, своей любовью к природе  поможем им  вернуться к своей маме.

Воспитатель:  А камни какого цвета можно превратить в бельков?

Воспитатель: Правильно, согреем теплом своего дыхания холодные белые камни, они станут мягкими, и мы сможем слепить маленьких бельков. А как можно слепить белька из целого куска? (с помощью вопросов определить последовательность и способы выполнения работы) Предложить детям использовать для глаз бусинки, горошины и щетину от щетки или леску для усиков. (выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение, все работы размещают на одной «льдинке» - кусочке потолочной плитки)

Воспитатель: Вот вы и выполнили еще одно задание, получайте еще один ключик.

Дети отвечают на вопросы

Дети: Белого, потому что у детеныша нерпы белый мех.

Развитие речи детей, обогащение словаря.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Ключом дети открывают сундучок, в нем конфеты.

Воспитатель: Этот подарок прислал вам сам старик – Байкал. Это волшебные камешки с его дна. Они не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья.  Как вы думаете, Байкал остался вами доволен?  Вы справились со всеми заданиями? Почему? Что было самым трудным? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? А если бы вы по – настоящему оказались на Байкале, что вы хотели бы увидеть, где побывать? Отметьте эти места на карте Байкала цветными фишками, и ваше желание обязательно когда – нибудь осуществится.

Дети подводят итог

Развития активного словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Золотая Осень» Педагог Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи: Организация деятельности детей для закрепления  умений устанавливать связь ...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: -  организовать деятельно...

Технологическая карта по познавательной-исследовательской деятельности «Дикие животные Прибайкалья».

Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью. Задачи: -  организовать деятельность ...

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

технологическая карта познавательно- исследовательского занятия.

Занятие по позвательно - исследовательской деятельности расписано в виде технологической карты. На занятии использованы игры Воскобовича В.В.  и папки исследователя по методике Савенкова А.И....