Проект по социально-нравственному воспитанию "Мой любимый город - Нижний Новгород"
проект (средняя группа) на тему

Правительством была принята программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016 - 2020 годы", направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан Росссии. Не остался без внимания и дошкольный возраст. С опорой на данную программу был разработан проект "Мой любимый город - Нижний Новгород"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород»». Средняя группа

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)


Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 1год 
Проблема

 Проведенный среди детей и родителей воспитанников средней группы опрос показывает, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; некоторые родители затрудняются в знании истории города.
Актуальность 
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. К сожалению, приходится констатировать, что в современном обществе материальные ценности стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации, когда природные закономерности свидетельствуют  о том, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с  людьми, которые прославили наш город.
Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;

- Заинтересовать родителей и привлечь их к реализации проекта.

Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Нижний Новгород, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:

  • Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях;
  •  Диагностирование детей, с целью выявить уровень осведомлённости детей среднего дошкольного возраста о родном городе;
  • Анализ программы детского сада и включение в содержание перспективного планирования  мероприятий по ознакомлению с родным городом.
  • Проектирование развивающей среды группы: оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи», мини-музея группы.

II этап - основной, включает в себя:
• Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
• Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
• Пополнение развивающей среды.
• Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.

Период

Содержание

Работа с родителями

Сентябрь

1.  Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель: Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них.
Выучить адрес детского сада

Анкетирование родителей.
Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород.

Привлечь родителей к прогулке по городу.

Октябрь

1. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов  

2. Место работы родителей
Цель: Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада.
Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах

Организовать конкурс для детей и родителей «Дары земли Нижегородской» (Поделки из природного материала).

Ноябрь

1. НОД «Мой город – Нижний Новгород»»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

2. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов
Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

Привлечь родителей к оформлению мини-музея группы, пополнения его семейными фотографиями.

Рекомендации родителям по домашнему чтению.

Декабрь

1. Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города
2. Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи». Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижний Новгород. Воспитывать уважительное отношение к символике города

Планирование совместно с родителями маршрутов выходного дня к историческим местам города.

Январь

1. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Цель: Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности
2. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

Привлечь родителей к оформлению газеты «Шагая по улицам города».

Февраль

1. Беседа «Чем помочь родному городу?» 
Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.
2. Они прославили наш город.
Беседа о важности труда всех людей
Цель: Вызвать у детей интерес к жизни города Нижний Новгород, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливание зимующих птиц).

Март

1. Фотовыставка «Природа родного края».
Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Нижний Новгород.

Привлечь родителей к оформлению фотовыставки в мини-музее «Природа родного края».

Апрель

НОД «Что мы знаем о родном городе»
Цель: Выявить знания детей о родном городе. 
Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Нижний Новгород.

Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на воспитание нравственных качеств детей.

Май

1. Боевая слава города.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток
Цель: Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми
2. Итоговое диагностирование детей.

Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород в ходе реализации проекта.

Оформление совместно с родителями стенгазеты «Боевая слава города». Повторное анкетирование родителей.



III этап: заключительный.
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности. 
-Обобщение опыта на педсовете.


Литература.

  1. Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина»  - Нижний Новгород 2005 г.
  2. «Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика -  Нижний Новгород 2013 г.
  3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.
  4. Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.
  5. Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.
  6. Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г.
  7. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.
  8. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» – Москва «Просвещение» 1990 Г.
  9. Т. П. Виноградова, И. Г. Дементьева, Т. В. Кучерова, О. И. Наумова «Нижний Новгород 790 вопросов и ответов»  - Нижний Новгород «Кварц» 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Мой любимый город Нижний Новгород"

У детей расширить представления об истории и современности города, о достопримечательностях, о знаменитых земляках, о нижегородских промыслах....

проект Тема: «Мой город-Нижний Новгород»

Актуальность проекта: «Родина для человека – самое дорогое и священное,                                ...

Проект "Мой город- Нижний Новгород"

Проект краткосрочный , для детей старшего дошкольного возраста. он направлен на формирование у детей чувсва любви, гордости, патриотизма к своей малой родине - Нижнему Новгороду....

Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород».

Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород».Подготовительная группа....

Конспект занятия на тему: "Наш любимый город - Нижний Новгород"

Конспект для занятий с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Любимый город - Нижний Новгород» (Подготовительная группа)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Любимый город - Нижний Новгород»(Подготовительная группа)Цель: личностное развитие до...