Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Физическое разитие» и «Познавательное развитие» в старшей группе «Ḉăкар»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Львова Татьяна Владимировна

Закрепить знания детей о процессе изготовления хлеба;

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями чувашского народа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx54.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям

«Физическое разитие» и «Познавательное  развитие» в старшей группе «Ḉăкар»

   Задачи: -закрепить знания детей о процессе изготовления хлеба;

-продолжать знакомить детей с обычаями и традициями чувашского народа;

- развивать ловкость, быстроту, внимание, взаимовыручку, умение ориентироваться в пространстве;

-дать представление о различном характере чувашских песен, танцев, игр, хороводов;

-воспитывать интерес и желание участвовать в чувашских народных играх.

   Оборудование: «сковородки с блинами», упаковки с мукой, изображения изделий из теста. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

части

Содержание

дозировка

Вводная часть:

Под чувашскую народную музыку входят гости (дети).

Воспитатель: Ыра кун пултăр, хăнасем!

Дети: Ыра кун пултăр!

Воспитатель:   Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Приготовила для вас.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

    У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. И сегодня мы поговорим о традициях

 чувашского народов. Что такое традиция?  (Предположения детей)

    Традиция – это передача обычаев и обрядов от одного поколения к другому.

 А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

    Что выращивают в нашей республике, в Чувашии?  (Ответы детей). 

    Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.   (Хлеб)

   

Различные виды ходьбы под чувашскую народную музыку «Линка-линка»

Логоритмика «Зерно»

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.

К свету к солнцу из земли, ты скорей росток пошли! (дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час,

семена взошли у нас.  (дети медленно встают – вырастают, потягиваются)

Вышли к солнышку из тьмы:

Здравствуй, солнце! Это – мы (поднимают кисти над головой машут) .

5 мин

   2 мин

2раза

Основная часть:

ОРУ «Колосья» под чувашскую музыку.

1. «Повороты к солнцу»  И.п. – основная стойка, руки на поясе в кулачках. 1- поворот головы направо, 2 –поврот головы налево, 3-4 – перевод головы слева направо через вращение сверху. Повтор в другую сторону.

2. «Колосок танцует» И.п.- основная стойка, руки на поясе в кулачках. Поочередное поднимание плеч по 1, по 2 раза.

3. «Колосок растет»  И.п.- ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – плавно поднять правую руку вверх и опустить ее вниз, 4-8 – повторить движение левой рукой.

4. «Ветерок»  И.п.- ноги вместе, руки внизу слева. 1-4 – 2 приставных шага вправо с одновременным переводом рук направо, 5-8- 2 приставных шага влево с переводом рук. У девочек руки плавно переводятся на уровне талии, пальцы собраны и вытянуты. У мальчиков руки в кулачках, переводятся с одной стороны на другую через большой круг сверху.

5. «Кружение» И.п.- ноги вместе, руки на поясе в кулачках. 1-7 – кружение вокруг себя направо (1 круг) на носочках, 8 – притоп левой ногой. Повторить в другую сторону.

6. «Хлопки и притопы». И.п.- ноги вместе. 1- хлопок, 2-хлопок, 3-4 – 3 хлопка, 5-8 повторить. 1- притоп правой ногой, 2 –притоп правой ногой, 3-4 – 3 притопа двумя ногами.

7. «Прыжки» И.п.-ноги вместе. Девочки выполняют прыжки на месте, мальчики делают прыжки в приседе.

Воспитатель:   Скажите мне из чего делают хлеб?

Дети: Из муки.

Воспитатель:  А что такое мука, из чего её получают?

Дети:   Из зёрен.

Воспитатель:  Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Посмотрите, мука разная по цвету, поэтому и хлеб получается разным: черный хлеб, батон. (Рассматривание пакетов с ржаной и пшеничной мукой). У нас очень много национальных блюд готовят из муки, например: икерче, суху, хуплу, и другие блюда. (показ альбома «Рецепты блюд чувашской кухни»)

    Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай, перемолоть зерно. Я подготовила для вас фильм о том как этот процесс был организован в старину. Вы его посмотрите в группе. ( Диск с видеофильмом).

   У русского и чувашского народов существовали игры, в которых  изображались трудовые действия.

Подвижная игра «Работники» («Еçчĕнĕсем»)

       Считалка:  Раз, два, три, четыре, пять,

        Мы собрались поиграть.

        А сороки прилетели

        И тебе водить велели.

  Среди игроков выбирают водящего – деда, остальные – работники.    Игроки договариваются о том, какие трудовые действия в поле они покажут деду.

   - Сывлах сунатпăр, асатте!

   - Сывлах сунатăп! Эсир ăçта пулса?

   - Еçре.

   - Мĕн еслĕрĕр?

После этих слов дети выполняют движения.   Дед угадывает и ловит игроков.

Соревнование «Бег со сковородой» («Çатмапа чÿпни»).

Дети делятся на две команды.  Участники бегут со сковородками с блинами.

Подвижная игра «Лепешка» («Пашалу»)

Считалка    Тырăран çăнах пулать,

                      Хăвалакане çав пулать.

     Все дети стоят в кругу. Выбирают водящего и лепешку. Лепешка, убегая от водящего встает перед любым игроком. Игрок становится лепешкой и убегает от водящего.

7 упр. по 6-8 раз

  2 мин

3-4 раза

1 раз

2-3 мин

Заключительная часть:

   В Чувашии проводился праздник Чÿклеме, праздник освящения нового урожая - проводился он 21-22 сентября  как завершение годового цикл хозяйственной деятельности земледельцев. Подготавливаясь к празднику, пекли хлеба, лепешки, варили пиво из нового солода.

    Жители деревни собирались в доме пригласившего. Перед началом молитвы пели стоя, обратившись на восток древний чувашский гимн земледельцев:

Алран кайми аки сухи

Асран кайми атти-анни!

Тураран-Пулехрен асли çук,

Атти-аннинчен пахи çук!

Из рук не выпускаемые плуг-соха,

из памяти не выходящие отец-мать!

Тура-Пюлеха старше нет,

Отца-матери дороже нет!

Звучит чувашская народная песня  «Алран кайми аки сухи»

Воспитатель: Славно мы повеселились,

                  Поиграли, пошутили.

                  А теперь пришла пора

                  Угощать вас, детвора.  

   Приготовила я для вас чувашский хлеб – çуху. Он очень горячий, давайте подуем, чтобы  остудить его.

Дыхательная гимнастика «Подуем на хлеб»

Вот он Хлебушек душистый,

      Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети под чувашскую музыку уходят из зала.

5 мин

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Солнышко»  Моргаушского района Чувашской Республики

 

http://www.goldsilverreports.com/wp-content/uploads/2014/11/gsr-wheat-flour-021-neal-bhai.jpg

Конспект интегрированного занятия

по образовательным областям

«Физическое развитие»  и « Познавательное  развитие»

в старшей группе «Çăкар»

Подготовила: воспитатель

Львова Т.В.

2016 г.