Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Ставрополь мастеровой" О.О. "Познавательное развитие"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Косолапова Татьяна Александровна

    Конспект НОД по познавательному развитию (региональный компонент) в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stavropol_masterovoy.docx19.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»

    г. о. Тольятти

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:

    «Ставрополь мастеровой»

    /О.О. «Познавательное развитие»/

    Составил:

    воспитатель

    Косолапова Т.А.

    Цель: расширить и обобщить знания детей о народных ремеслах, распространенных в Ставрополе; воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.  

    Задачи: продолжать знакомить детей со ставропольскими ремеслами, показать их разнообразие (гончарное, бондарное и др.); развивать познавательный интерес к народной культуре; активизировать в речи слова – архаизмы (розвальни, рыдван, дровни, ушат, лохань, санник, бондарь, гончар); способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды, саней); воспитывать уважение к труду.

    Материал и оборудование: изделия из глины, дерева; картинки старинного транспорта, макеты транспорта; знаки-символы, иллюстрации из сборников русских сказок с изображением изделий из дерева (лохань, ведро, ушат); мультимедийное оборудование (проектор, экран)

    Ход НОД:

    Деятельность проходит в мини – музее группы. Детей встречает Иван (ребенок подготовительной группы, одетый в русский национальный костюм), приглашает подойти к макету «Ставрополь-на-Волге». Иван предлагает вспомнить, чем занимались ставропольские ремесленники (кузнечным делом, ткачеством, а крестьяне - огородничеством, садоводством. Они выращивали скот и запасали на зиму корма).

    Иван: Ребята, в Ставрополе было много разных ремесел. Многие предметы были нужны в хозяйстве.

    - Сейчас я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые помогут вам узнать о самом распространенном ремесле в Ставрополе.

    Задание №1. Просмотр видеосюжета «Волшебный круг» о работе гончара.

    Вопросы к детям (воспитатель):

    - Как называется мастер, который делает разную посуду?

    - Каким он должен быть?

    - Как можно назвать такого мастера?

    Иван предлагает из набора предметов выбрать изделия, сделанные из глины и объяснить, свой выбор, затем приглашает ребят за стол, а воспитатель рассказывает:

    - В жизни человека лес играл огромную роль, какую? (ответы детей). Изделия лесного промысла всегда пользовались люди. Лесами Ставропольский уезд был богат, и потому жители Ставрополя занимались еще одним ремеслом, которое играло большую роль в жизни ставропольчан.

    Иван приглашает детей к столу: на столе находятся изделия, сделанные из дерева: кадка, шайка, ушат, лохань, ведро, бочка, ложка, миска.

    Воспитатель задает вопросы:

    - Ребята! Из чего сделаны эти предметы? Чем они были удобны? Почему именно ложки, лохань, шайка и другие предметы сделаны именно из дерева, а не из металла?

    -  Все эти изделия сделал мастер – умелец бондарь, а ремесло называется бондарное (дети повторяют слово).

    Иван:

    - Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадки ищите среди этих предметов.

            Три братца пошли купаться,

             Два купаются, третий – на берегу валяется.

             Искупались, вышли, на третьем повисли (деревянные ведра и коромысло)

             Стоит попадья,

             Тремя поясами подпоясана (кадка)

             С ушами, да не слышит (ушат)

    Воспитатель продолжает:

    -  Ни одна крестьянская семья не обходилась без продукции бондаря, ведь на долгую зиму необходимо было квасить, солить, мочить овощи и фрукты.

    Задание 2. Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, где висят иллюстрации: саней, телеги, тележки и т.д. 

    -  Как вы думаете, кто мог смастерить такие предметы? (ответы детей).  Нелегкая, трудоемкая была и работа санников (все это сделал ремесленник – санник). Долгими зимними вечерами готовили к лету телеги, рыдваны, тарантасы, а летом для зимы – сани, розвальни, кошеву. Как говорится в русской пословице: ребенок «Готовь сани летом, а телегу зимой».

    Задание 3. Игровое упражнение «Разложи правильно»: 

    дети классифицируют картинки на зимний и летний транспорт.

    Воспитатель: 

    - На протяжении многих веков ставропольская земля была основным источником существования наших предков. Они растили хлеб, выращивали скот, занимались своим хозяйством. И очень важно было владеть навыками какого-либо ремесла, чтобы прокормить семью. Ни одного дня, кроме праздников, ставропольчане не сидели без дела. В народе говорили: «С ремеслом не пропадешь»,  «Без ремесла как без рук», «В золотых руках любая работа спорится».

    Иван: 

    - Какие еще вы знаете пословицы о труде? (Дети называют)

    Воспитатель:

    - Сегодня мы познакомились со старопольскими ремеслами. Какими? (Ответы детей)

    Иван предлагает ненадолго побыть мастерами. Дети выбирают самостоятельно вид творческой деятельности: лепка из глины (посуда), аппликация «Транспорт Ставрополя», рисование «Деревянные изделия».

    Образовательная  деятельность в режимных моментах:

    О.О. «Познавательное развитие»: знакомство в музеях города с трудом и ремеслами ставропольчан; рассматривание предметов, сделанных гончаром, кузнецом, плотником в музее детского сада; экскурсия в краеведческий музей города Тольятти на постоянно действующую экспозицию «Ставрополь провинциальный»; дидактические игры «Путаница», «Из чего сделаны?», «Узнай по описанию».

    О.О. «Речевое развитие»: дидактическая игра «Опиши предметы: кувшин, подкова, рубаха, скамейка»; словесная игра: «Из чего сделаны, кто сделал, как делали?».

    чтение отрывков о труде взрослых А.Навроцкого «О кузнецах и кузницах», К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; чтение детской газеты «Ставроша».

    О.О. «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание изделий из глины, металла, дерева; рисование, лепка, аппликация; слушание и пение русских народных песен Самарского фольклора; игры – драматизации с использованием экспонатов музея.

    О.О. «Социально – коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры «Во кузнице», «Прялица», «В гончарной мастерской», «Семья бондарей».

    Вовлечение родителей в образовательный процесс:

    Предложить родителям принять участие в совместном детско – родительском творчестве на тему: «Мы – гончары и бондари».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

    Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познавательное развитие").

    Непосредственно образовательная  деятельность в старшей группе образовательная область "Познавательное развитие" (ФЭМП)....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

    Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

    Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

    План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

    В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...