Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Ставрополь мастеровой" О.О. "Познавательное развитие"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД по познавательному развитию (региональный компонент) в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavropol_masterovoy.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»
г. о. Тольятти
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Ставрополь мастеровой»
/О.О. «Познавательное развитие»/
Составил:
воспитатель
Косолапова Т.А.
Цель: расширить и обобщить знания детей о народных ремеслах, распространенных в Ставрополе; воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
Задачи: продолжать знакомить детей со ставропольскими ремеслами, показать их разнообразие (гончарное, бондарное и др.); развивать познавательный интерес к народной культуре; активизировать в речи слова – архаизмы (розвальни, рыдван, дровни, ушат, лохань, санник, бондарь, гончар); способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды, саней); воспитывать уважение к труду.
Материал и оборудование: изделия из глины, дерева; картинки старинного транспорта, макеты транспорта; знаки-символы, иллюстрации из сборников русских сказок с изображением изделий из дерева (лохань, ведро, ушат); мультимедийное оборудование (проектор, экран)
Ход НОД:
Деятельность проходит в мини – музее группы. Детей встречает Иван (ребенок подготовительной группы, одетый в русский национальный костюм), приглашает подойти к макету «Ставрополь-на-Волге». Иван предлагает вспомнить, чем занимались ставропольские ремесленники (кузнечным делом, ткачеством, а крестьяне - огородничеством, садоводством. Они выращивали скот и запасали на зиму корма).
Иван: Ребята, в Ставрополе было много разных ремесел. Многие предметы были нужны в хозяйстве.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые помогут вам узнать о самом распространенном ремесле в Ставрополе.
Задание №1. Просмотр видеосюжета «Волшебный круг» о работе гончара.
Вопросы к детям (воспитатель):
- Как называется мастер, который делает разную посуду?
- Каким он должен быть?
- Как можно назвать такого мастера?
Иван предлагает из набора предметов выбрать изделия, сделанные из глины и объяснить, свой выбор, затем приглашает ребят за стол, а воспитатель рассказывает:
- В жизни человека лес играл огромную роль, какую? (ответы детей). Изделия лесного промысла всегда пользовались люди. Лесами Ставропольский уезд был богат, и потому жители Ставрополя занимались еще одним ремеслом, которое играло большую роль в жизни ставропольчан.
Иван приглашает детей к столу: на столе находятся изделия, сделанные из дерева: кадка, шайка, ушат, лохань, ведро, бочка, ложка, миска.
Воспитатель задает вопросы:
- Ребята! Из чего сделаны эти предметы? Чем они были удобны? Почему именно ложки, лохань, шайка и другие предметы сделаны именно из дерева, а не из металла?
- Все эти изделия сделал мастер – умелец бондарь, а ремесло называется бондарное (дети повторяют слово).
Иван:
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадки ищите среди этих предметов.
Три братца пошли купаться,
Два купаются, третий – на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли (деревянные ведра и коромысло)
Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясана (кадка)
С ушами, да не слышит (ушат)
Воспитатель продолжает:
- Ни одна крестьянская семья не обходилась без продукции бондаря, ведь на долгую зиму необходимо было квасить, солить, мочить овощи и фрукты.
Задание 2. Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, где висят иллюстрации: саней, телеги, тележки и т.д.
- Как вы думаете, кто мог смастерить такие предметы? (ответы детей). Нелегкая, трудоемкая была и работа санников (все это сделал ремесленник – санник). Долгими зимними вечерами готовили к лету телеги, рыдваны, тарантасы, а летом для зимы – сани, розвальни, кошеву. Как говорится в русской пословице: ребенок «Готовь сани летом, а телегу зимой».
Задание 3. Игровое упражнение «Разложи правильно»:
дети классифицируют картинки на зимний и летний транспорт.
Воспитатель:
- На протяжении многих веков ставропольская земля была основным источником существования наших предков. Они растили хлеб, выращивали скот, занимались своим хозяйством. И очень важно было владеть навыками какого-либо ремесла, чтобы прокормить семью. Ни одного дня, кроме праздников, ставропольчане не сидели без дела. В народе говорили: «С ремеслом не пропадешь», «Без ремесла как без рук», «В золотых руках любая работа спорится».
Иван:
- Какие еще вы знаете пословицы о труде? (Дети называют)
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомились со старопольскими ремеслами. Какими? (Ответы детей)
Иван предлагает ненадолго побыть мастерами. Дети выбирают самостоятельно вид творческой деятельности: лепка из глины (посуда), аппликация «Транспорт Ставрополя», рисование «Деревянные изделия».
Образовательная деятельность в режимных моментах:
О.О. «Познавательное развитие»: знакомство в музеях города с трудом и ремеслами ставропольчан; рассматривание предметов, сделанных гончаром, кузнецом, плотником в музее детского сада; экскурсия в краеведческий музей города Тольятти на постоянно действующую экспозицию «Ставрополь провинциальный»; дидактические игры «Путаница», «Из чего сделаны?», «Узнай по описанию».
О.О. «Речевое развитие»: дидактическая игра «Опиши предметы: кувшин, подкова, рубаха, скамейка»; словесная игра: «Из чего сделаны, кто сделал, как делали?».
чтение отрывков о труде взрослых А.Навроцкого «О кузнецах и кузницах», К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; чтение детской газеты «Ставроша».
О.О. «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание изделий из глины, металла, дерева; рисование, лепка, аппликация; слушание и пение русских народных песен Самарского фольклора; игры – драматизации с использованием экспонатов музея.
О.О. «Социально – коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры «Во кузнице», «Прялица», «В гончарной мастерской», «Семья бондарей».
Вовлечение родителей в образовательный процесс:
Предложить родителям принять участие в совместном детско – родительском творчестве на тему: «Мы – гончары и бондари».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».
Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"
В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...
"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".
quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...