«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ».
консультация (старшая группа) на тему

Марина Владимировна Лищенко

            Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_regionalnogo_komponenta_v_usloviyah_dou.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ».

Жизненный путь личности – это история ее переживаний.

Л. С. Выгодский.

        Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. С сентября 2016 года педагогический коллектив МБДОУ д/с №7 работает по своей рабочей программе. При написании общеобразовательной программы мы учли специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выделили отдельным блоком региональный компонент, цель которого: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона; совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Краснодарского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Старощербиновской, азами культуры кубанского быта).

Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса используются: методические пособия, произведения кубанских писателей и композиторов. В целях повышения качества образования по данному разделу активно используется музейная педагогика: в старшей  группе в игровом центре отражена история кубанского быта. Первым социальным институтом приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Привлечение родителей к проблеме приобщения детей к народной культуре, формирование толерантного отношения к культурам народов Кубани, является одним из условий реализации данного направления работы детского сада. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

• родительские собрания;

• организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню рождения Старощербиновской «Знатоки нашей станицы»;

• проводятся анкетирования и тестирования, беседы и индивидуальные консультации и т. п.

Формы взаимодействия с родителями: консультации, совместные Досуговые мероприятия, музыкально-литературные гостиные, совместные проекты, презентации по теме "Моя малая Родина -  Старощербиновская".

Программой определен долгосрочный проект «Знакомство с малой родиной, родной станицей», где критериями являются:

- ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в станице;

- ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, её истории, необычным памятникам, зданиям;

- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;

- ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами станичников, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям станицы;

- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

- охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю»«Кубань - моя Родина»«Старощербиновская – моя станица родная», проявляет инициативность и самостоятельность;

- проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре казачества. Знакомство с территориальным расположением города и округа, символикой герба и флага станица Старощербиновская, с понятиями «край»«район»«страна», с историей возникновения и развития станица, героями, принимавшими участие в создании станицы. Расширение представлений о достопримечательностях своей станицы, улиц, о разнообразии природы Кубани, сезонных изменениях в природе  Кубанского края, о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Кубани. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках края и объектах занесенных в «Красную книгу».

Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента были обозначены педагогические условия такие как: систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада, разработаны методические разработки по региональному компоненту, которые дают детям представление о целостной картине мира. Участие педагогов во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок с внедрением регионального компонента. Хорошее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

Расширение представлений дошкольников о родной станице, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашей станицы, общение с интересными людьми. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках. Культурно - Досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего!

 

Воспитатель: Лищенко М.В.

26.04 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...

«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....