Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.
статья

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Трофимова Анна Николаевна, учитель-логопед

МБДОУ ЦРР №89 «Парус» г. Якутска

«Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей                                      дошкольного возраста с нарушениями в речи».

На сегодняшний день остро стоит вопрос коррекционной работы                                                    с якутскоязычными детьми, имеющими речевые нарушения. Данной проблемой в Якутии занимались И.И. Каратаев, В.С. Илларионова,                        Е.П. Басыгысова и др.

Целенаправленная логопедическая помощь якутскоязычным детям должна проводиться на родном языке. Содержание логопедической работы по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику,                              но данная проблема не нашла своего полного решения в научной                               и методической литературе.

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи будет эффективной, если:

  • проводить логопедические занятия на родном якутском языке;
  • подобрать разнообразный речевой материал с учетом специфики якутского языка;
  • учитывать возрастные особенности и структуру речевого нарушения детей.

Цель работы: подтвердить эффективность разработанного комплекса логопедических занятий на якутском языке по развитию речи                        у детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

Задачи:

  • изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
  • выявить уровень развития речи у якутскоязычных детей среднего дошкольного возраста;
  • разработать комплекс логопедических занятий на якутском языке;
  • провести сравнительный анализ полученных результатов.

Результаты обследования развития речи детей показали, что у детей нарушена интонационная сторона речи, отмечаются нарушения артикуляционной, мимической  моторики, ограниченность словарного запаса. Звукопроизношение отстает от нормы: многочисленные искажения, замены (ц-с, тс; цапля-сапля) и смешения (шарф-шарп) звуков; недифференцируют мягкие и твердые звуки (щука – шука). Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети слова, состоящие из нескольких слогов, укорачивают или недоговаривают звуки.

        На основе полученных результатов разработали:

1). Альбом обследования звукопроизношения для якутскоязычных детей. Данный альбом состоит их набора предметных картинок, которые ребенок должен назвать на якутском языке. Названия предметов, изображенных на картинках, представляют собой слова различного слогового и звукового состава, занимающие различные позиции в слове. Сначала ребенку предлагаются назвать слова со звуками употребляемые только в коренных якутских словах, а затем слова, звуки которых отсутствуют в живом народном языке (в, ф, з, ш, ж, щ, ц).

2). Книжка с рекомендациями для воспитателей и родителей                                  по выполнению артикуляционной гимнастики для якутскоязычных детей. Как отмечает Валентина Семеновна Илларионова, артикуляционная база                           у якутов значительно отличается, поэтому при разговоре на русском языке у некоторых якутов отмечается акцент.  Это обусловлено тем, что у якутов при произнесении слов артикуляционный аппарат работает слабо, без напряжения: они говорят медленно, вяло. Поэтому при работе                                         с якутскоязычными детьми нужно делать упор на развитие артикуляционного аппарата.

3). Комплекс групповых и индивидуальных логопедических занятий на якутском языке с учетом ведущей деятельности детей. Логопедические занятия призваны решать три взаимосвязанные задачи: образовательную, коррекционную и воспитательную.

        Групповые занятия по лексическим темам проводятся согласно календарно – тематическому плану. При составлении данного плана адаптирована программа Н.Н. Нищевой. Занятия проводятся 2 раза                                         в неделю. Каждое занятие состоит из следующих этапов:

- развитие общих речевых навыков;

- развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие слоговой структуры слова;

  - развитие лексики и связной речи.

Для индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков подобран и успешно использован разнообразный речевой материал на якутском языке. Занятия проводились по определенной структуре                                    и включали следующие этапы: организационный момент, сообщение темы, артикуляционная гимнастика, развитие интонационной стороны, физминутка, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением.

Сравнительный анализ полученных результатов подтвердил эффективность проведения комплекса логопедических занятий на якутском языке.

На основе предложенной системы работы нами составлены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей, педагогов ДОУ и родителей по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

Использование в логопедической работе игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста

Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста...

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Фонематическое восприятие - это способность воспри­нимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопрои...