конспект непосредственной образовательной деятельности, посвящённый дню снятия Блокады
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Этот материал предназначен для знакомства детей с трудной жизнью людей в блокадном Ленинграде,с их героической стойкостью и непоколебимостью, жаждой  жизни и верой в победу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности, посвящённый  «Блокаде Ленинграде».

В: Ребята, сегодня мы отмечаем памятную дату: День воинской славы России – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  Именно в этот день 27января 1944 года наш город был освобождён от фашистских захватчиков. Сегодня наш город называется Санкт-Петербург. А тогда в далёком 1941 году наш город носил другое имя

 - Ленинград. Давайте с вами вернёмся в то время, когда наш город назывался Ленинградом, а ваши прадедушки и прабабушки были ещё юными. Но на их долю выпали тяжкие испытания. 22 июня 1941 года ранним утром на нашу страну вероломно, без объявления войны, напала фашистская Германия. Фашисты решили завоевать нашу страну. Давайте посмотрим  как это было.

                  Слайд «начало войны»

В: Сегодня день особенный, ребята!

     День памяти торжественный, святой.

     День снятия блокады Ленинграда

     Отмечает город наш родной.

     И в этот день, прорвав кольцо блокады,

     Наш город из последних сил

     Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

     И в яростных сраженьях победил.

                                     Слайд о блокаде

В: Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И  особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр и военный порт. Они хотели стереть Петербург с лица земли, чтобы ничего не осталось от нашего города. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа. И вот в сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окружённого города нельзя  выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружён, значит он в блокаде.  900 чёрных блокадных дней и ночей опустились на город.

    Слайд « Ленинград в кольце» ( карта Блокады Ленинграда)

В: Ребята, посмотрите на что это похоже? (круг, кольцо)

(ответы детей)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна – по Ладожскому озеру. Она соединила ЛЕНИНГРАД  с большой землёй.

 В: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг модели  нашего города  и послушаем песню, которая была написана в начале войны и звала народ на борьбу с врагом. ( звучит отрывок песни «Священная война»)

Вот и тогда все люди встали на защиту нашего города.

      В городе не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи. Даже у Исакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды.

                    Слайд (огороды)

   Наступила холодная зима и начался страшный голод…

Цену хлебу знает каждый ленинградец. Маленький кусочек – 125 грамм. Вот такой кусочек хлеба получали жители по карточкам на целый день. Его выдавали по карточкам.

                 Слайд (хлебные карточки)

Блокадная карточка с суровой надписью: « При  утере, не повторяется». Она была дороже денег, картин и шедевров искусства. Другой еды  практически не было, особенно в первую блокадную зиму.

         Вместо супа – бурда из столярного клея,

         Вместо чая – заварка сосновой хвои.

         Это б всё ничего, только руки немеют,

         Только ноги становятся вдруг не твои.

         Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

          И глухие удары  пойдут невпопад….

          Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

          Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград!

Чтобы люди не теряли сознание от голода и ужаса войны, в каждом доме из радиоточки раздавался стук метронома. Вот так выглядит этот прибор. Звук метронома похож на стук бьющегося сердца – когда он был слышен, это означало, что город жив.

    Слайд с видом метронома и видеоролик «Ленинградский метроном»

Дома не отапливались, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.  В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Неву.

                             Слайд ( как люди холили за водой)

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги, чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали тёмные шторы, чтобы  ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские лётчики летали и бомбили по ночам.

                             Слайд

Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать…И было решено проложить дорогу по замёрзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, т.к. ладожский лёд капризен и ненадёжен. Под тяжестью гружёных автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме  того фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

                                  Слайд

Но сильные морозы  помогли  людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «ДОРОГА ЖИЗНИ».

      Наш город назывался Ленинградом.      (читает Василиса)

      И шла тогда суровая  война.

      Под вой сирены и разрыв снарядов

      «Дорогой жизни» Ладога была.

      Она спасеньем ленинградцам стала

      И помогла в войне нам победить.

      Чтоб снова время мирное настало,

      Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

   

                              Физминутка

Но не смотря на все невзгоды город продолжал жить…Люди не только выживали, но и работали. Вместе со взрослыми  работали и дети: рыли  противотанковые рвы, помогали раненым в больницах, дежурили на крышах домов, тушили фугасные бомбы.

                                                Слайд

                    Позже, уже в мирное время, о подвиге маленьких ленинградцев написали  песню. Она так и называется «Ленинградцы» (муз. Исаака Шварца, сл. Вадима Коростылёва).

        (ЗВУЧИТ ОТРЫВОК  ПЕСНИ)

И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы  не сдавались. Несмотря на такое тяжёлое время, работали  школы и детские сады. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

                               Слайд  дневника Тани

   До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. В обычной тоненькой тетрадке она писала: «сегодня умер дедушка», На следующей странице –«сегодня умерла мама» . День за днём умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «умерли все, осталась одна Таня»

 БЛОКАДА не могла остановить и творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты, актёры играли спектакли, художники выпускали плакаты, операторы снимали кинохронику. Поэты писали стихи , а композиторы музыку – яркую, творимую чувствами, болью, душой.

       Слайд (музы Ленинграда)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович , русский пианист и композитор работал  в блокадном Ленинграде над созданием «Седьмой симфонии» и 9 августа 1942 года она прозвучала в блокадном Ленинграде.

В: 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. Это был Ленинградский день победы. В тот день в городе гремел праздничный салют.

             Слайд « салют над городом»

      Осенью 1942 года, когда наш город был ещё в блокаде, последовал указ

Верховного Совета об учреждении медали «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»

        Слайд ( медаль «За оборону Ленинграда»)

Этой медалью  награждали всех участников обороны  города – как военнослужащих, так и гражданское население. А 8 мая 1965 года за массовый героизм и мужество в защите Родины в годы ВОВ, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, городу присвоена высшая степень отличия – звание « Город- герой»

Сегодня наш город вновь окружён.  Его окружает Зелёный пояс славы, который включает в себя более 200 километров насаждений, деревьев и кустарников, а также более 26 монументов-памятников подвигам ленинградцев и защитников города.

          Слайд «Пискарёвский мемориал»

   Помните! Через века, через года, - помните!

   О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

   Не плачьте! В горле сдержите стоны,горькие стоны.

   Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

   Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

   Каждой секундой, каждым дыханием будьте достойны!

   Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

   Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

   Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

   Но о тех, кто уже не придёт никогда, - заклинаю, помните!

        Слайд «свеча  памяти»

Семь лет назад в Санкт-Петербурге 27 января стали проводить акцию под названием «Свеча памяти» в ознаменование полного снятия Блокады  Ленинграда. В 19-00 горожане выключают в своей квартире свет и зажигают в окне свечу в память всех жителей и защитников блокадного Ленинграда. Городские службы зажигают факелы на Ростральных колоннах стрелки Васильевского острова. Кроме того, в 19-00 все радиостанции  СПб передают сигнал метронома.

ВЫ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ТОЖЕ МОЖЕТЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ АКЦИИ.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработка.Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми. Подготовительная группа. "О блокаде и блокадниках"

Показать героическую стойкость ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.Воспитывать уважительные отношения к людям пожилого возраста; воспитывать чувства патриотизма, уважения к воинам; гордост...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый «Дню матери» ОО «Художественное творчество» - лепка Составила :Минина О.Г. высшая квалификационная категория Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»

Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»Интеграция областей:  "чтение художественной литературы", "социализация", "коммуникация", "музыка"  Программные задачи:1. Развивать сенс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "День снятия блокады Ленинграда"

Цель: познакомить детей с жизнью города во время блокадыюИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическо...

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый году литературы - 2014 "Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов.

Целью занятия является:  воспитание чувства патриотизма, гражданственности,гордости за свою Родину; любви и интереса к русским и современным писателям и поэтам  А.С.Пушкину,М.Ю. Лермотову, А...

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А не снять ли нам кино»

При помощи интерактивного героя "Крутыша" дети ставят театральную постановку по сказке "Муха Цекотуха"...