Паспорт проекта «Я живу в Смоленске»
проект (старшая группа) на тему

Гаврючкова Ирина Николаевна

формирование у детей чувства любви к своему родному  краю, своей малой Родине - городу Смоленску на  основе  приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                       ЧДОУ детский сад №57 ОАО «РЖД»

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Паспорт проекта  «Я живу в Смоленске»

 

                           «Только тот, кто любит,

                           ценит и уважает накопленное

                           и сохранённое предшествующим

                           поколением, может любить Родину,

                           узнать её, стать подлинным патриотом».   

                                                                                                          С. Михалков

Авторы проекта — воспитатели: Гаврючкова И. Н.

Участники проекта — воспитатели,

дети старшей группы, родители.

Тип проекта — информационно-творческий, долгосрочный (1 год)

Возрастная группа  старшая.

ФИМИП - Инвестиционный потенциал Смоленской области

Актуальность:

Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности. 

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

     Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.        Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. 
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

 Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города. Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод. 

Цель работы над проектом:   формирование у детей чувства любви к своему родному  краю, своей малой Родине - городу Смоленску на  основе  приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о городе Смоленске, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье. 
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, стране.
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (его достопримечательностям, культуре, природе).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  •  Повышение нравственного уровня воспитанников; 
  •  Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области;
  •  Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
  • Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.  
  • Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
  •  Преобразование предметно-игровой среды группы;
  •   Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

Этапы проекта

  1. этап — запуск проекта,
  2. этап — планирование и реализация проекта (Тематический план работы по ознакомлению детей  с родным краем).
  3. этап — подведение итогов: Презентация книги «Город будущего», итоговое мероприятие « Мой любимый город».   

На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.

Мероприятия:

  •  Экскурсии по улицам города;
  • Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять   с родителями;
  • С целью выявления знаний детей о городе провести дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
  • Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта       «Я живу в Смоленске».
  • Сбор информации о городе
  • Подбор иллюстративного материала;
  • Отбор художественной литературы, художественного материала.

На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, воспитатели.

 Тематический план работы с детьми  в рамках проекта

«Я живу в Смоленске»

Сентябрь-ноябрь   «Наш город Смоленск»

Познавательное развитие

  1. Беседа с детьми « Город и горожане».
  2. Занятие «Знакомство с историей города и его символикой», с картой Смоленской области;
  3. Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин смоленских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Смоленску»;
  4. Чтение книг о родном городе, стихов смоленских поэтов
  5. Экскурсия в детскую библиотеку
  6. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска, музыкальные произведения М. Глинки и на стихи Исаковского.
  7. Рассказ воспитателя об истории развития города.
  8. Беседа на тему «Старый и новый город».
  9. Просмотр слайдов и видеоматериалов.
  10. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
  11. Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
  12. Экскурсия в культурно-выставочный центр имени Тенишевых.

Детская художественно-продуктивная деятельность:

  • Конкурс рисунков «Мой любимый город».
  • Занятие по изодеятельности «Течет река Днепр».
  • Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
  • Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы- пешеходы».
  • Конструирование «Смоленская деревня».
  • Выставка детских работ «Мой любимый город».

Декабрь-февраль «Жизнь людей в Смоленске»

Познавательное развитие

  1. Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленщины».
  2. «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю? »
  3. Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.
  4. «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).
  5. «Правила безопасности в городе».
  6.  «Мы – горожане» (правила этикета).
  7. Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Работа по карте Смоленской области «Где я живу?».
  8. Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».
  9. Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».
  10. Беседа «Смоленск в творчестве поэтов и художников».
  11. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
  12. Виртуальная экскурсия «Историко-архитектурный комплекс "Теремок".

Детская художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование « Кем я хочу быть?»
  • Аппликация « Транспорт и светофор»
  • Лепка «Спорт»

Март-май              « Смоленск   героический»

 Познавательное развитие

  1. Беседа «Город-герой Смоленск».
  2. «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
  3. «Смоленск— город - щит» (О войне 1812г.) Презентация «Детям о войне 1812г.»
  4. Тематическое занятие «Ю.Гагарин». Экскурсия к памятнику Ю. А. Гагарина.
  5. Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».
  6. Экскурсия в музей ВОВ

 Детская художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование «Наша армия родная»,  «Лети, ракета, к звёздам»
  • Лепка «Пограничник с собакой»
  • Поздравительная открытка «День Победы»

Игровая деятельность:

 Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Смоленске», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Подбери словечко», «Ошибки художника» , Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

 Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

Взаимодействие с родителями 

Формы работы:

  • Игра «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
  • Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность

детей и родителей).

  • Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…".
  • Изготовление совместно с детьми макетов «Мост через Днепр».
  • Составление картотеки стихов и песен о Смоленске.
  • Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».
  • Выпуск газеты «Наш любимый город Смоленск» (периодичность раз в квартал)

1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;

2-ой выпуск — «Смоленск узорчатый»

3-ий выпуск — «Смоленск героический» - стенд «Мы гордимся! Мы помним!» C:\Users\ира\Desktop\image (1).jpg

Совместная и самостоятельная деятельность

  1. Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
  2. Создание уголка «Мой город родной».
  3. Альбом «Город Смоленск», «Наш любимый детский сад».
  4. Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).
  5. Совместная экскурсия «Памятные места Смоленска».      C:\Users\ира\Desktop\DSC_0339.JPGC:\Users\ира\Desktop\DSC_0374.JPG
  6. Вечер – чаепитие «Встречаем рождество согласно традициям Смоленщины.

Оснащение педагогического процесса:

  • Создание в группе мини-центра «Мой город»;
  • Выставка книг о городе;
  • Создание альбомов о Смоленске;
  • Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
  • Оформление фотоальбомов «Времена года в Смоленске», «Где мы были» (по материалам экскурсий);
  • Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр,
  • Обновление и изготовление дидактических игр по теме.

3 этап.   Презентация книги «Город будущего» на  совместном  итоговом  мероприятии  детей и родителей «Мой любимый город».

 Результат.  

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Перспективы на будущее:

     Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

Гаврючкова Ирина Николаевна,  воспитатель  ЧДОУ №57 ОАО  «РЖД» город Смоленск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смоленск. Смоленское сражение продолжалось два месяца с 10 июля по 10 сентября 1941 года. В результате сражения был сорван гитлеровский план «молниеносной войны». Высшая степень отличия «Город- герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоена городу Смоленску в 1985 году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне. В этом году исполняется 30 лет с тех пор как наш город официально назван Героем. Это произошло 6 мая 1985 года.

Слайд 2

Зажжён в 1968 году, в 25-ю годовщину освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Огонь, зажжённый от Вечного огня у могилы Неизвестного солдата в Москве, был доставлен на бронетранспортёре. Право зажечь смоленский Вечный огонь было предоставлено М.А. Егорову, водрузившему знамя победы над Рейхстагом. Вечный огонь

Слайд 3

Михаил Алексеевич Егоров (5 мая 1923 – 20 июня 1975) – Герой Советского Союза, сержант Красной Армии, вместе с младшим сержантом М. В. Кантария под руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года .

Слайд 4

В сквере центра города неизменное внимание привлекает памятник юному герою-партизану В.Т. Куриленко (скульптор К.Б. Пастернак, архитектор С.В. Шестопал ), установленный в 1966 г. На высоком гранитном постаменте запечатлена фигура юноши в плащ-палатке и с гранатой в руке .

Слайд 5

Памятник детям, погибшим в фашистских концлагерях, установлен около Маховой башни. Памятник в форме пушистого одуванчика, составленного из фигур детей, а на листьях цветка написаны названия концлагерей: Освенцим, Дахау, Бухенвальд

Слайд 6

Надписи на гранитных плитах Слева : "1941 Вечная память павшим за Родину" Справа : "Железнодорожникам погибшим в годы Великой Отечественной войны 1945" Памятник железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне

Слайд 7

Памятник поэту Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину установлен в 1995 году в центре города Смоленска на площади Победы

Слайд 8

Курган Бессмертия был воздвигнут жителями Смоленска в память о тех, кто не выжил во время немецкой оккупации города в 1941-1943 годах. Около Кургана Бессмертия в парке Реадовка 25 сентября 1970 года был установлен мемориал «Скорбящая мать», рядом с которым похоронено более трех тысяч погибших. Рядом с мемориалом горит Вечный огонь. Курган Бессмертия

Слайд 9

На въезде в Смоленск стоит памятник-танк Т-34.Танк установлен на высокой обочине и, словно, стоит на страже города. Дуло его пушки направлено на запад – откуда когда-то пришел на Смоленскую землю враг. Монумент установлен в 1967 году и посвящён защитникам и освободителям Смоленска в Великой Отечественной войне.

Слайд 10

В честь освобождения смоленской земли, в 1974 г, в центре города-героя Смоленска (башня Громовая), был установлен Мемориальный знак из красного гранита. На нем изображен меняющий огневую позицию артиллерийский расчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Живые краски"

Паспорт экологического информационного педагогического проекта "Живые краски"....

Паспорт познавательно - творческого проекта: "Я живу на Петроградке"

Данный проект предназначен для патриотического воспитания детей в детском саду, используя одну из его форм - краеведение. Краеведение включает в себя несколько форм изучения : географическое, историче...

Паспорт "Где я живу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14847074","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"252","width":"260"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14847078","...

Проект ко дню города Смоленска

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми. Проект был приурочен ко дню г. Смоленска, в 2018 г. город...

Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) «Атлас профессий» на 2020-2021 учебный год МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска

Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) «Атлас профессий» на 2020-2021 учебный год МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленс...

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...

Паспорт проекта «Я живу возле Байкала»

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, и их родителей.Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Б...