НОД "Традиции и быт русского народа" в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Першина Татьяна Васильевна

Открытое занятие для педагогов Спасского раыйна. На занятии дети отправились в увлекательное путешествие в прошлое, познакомились с  старинной утварью, бытом русского народа, танцевали, пели и читали стихи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_traditsii_i_byt_russkogo_naroda.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Традиции и быт русского народа» в средней группе

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.).

Ход НОД 

(Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи, дети и воспитатель в русских народных костюмах входят в зал)

Воспитатель:

Стоит в Спасском теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)

Дети:

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

 Девочка: Ой! Вы кто?
Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка: А это что ваш дом?
Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Полина про печь нам расскажи!

Полина Ш.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: «Делу- время, потехе-час», дров мы нарубили можно, дети,  и повеселиться.

Танец «Детская кадриль «Соловушка».
(Дети садятся на лавки).


Воспитатель: Ну, как, Варя, согрелась у печки. Печь – это символ добродетели и тепла. Дети, скажите Варе зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Посмотри, Варя, все в избе сделано из дерева или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь: 
Алиса

У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)
Ваня О.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Таня
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.
Эвелина
Ты помощница моя,
Прялочка, родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Воспитатель: Спасибо, дети.

Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

 Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Даниил А.

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.


Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)

Ваня Б.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Даниил Г. (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)
Матвей Ш.

Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Песня «Приходите в гости к нам».

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).


Воспитатель: Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя: Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает).

 Полина Ш.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!

Алиса

У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Ваня О.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Таня
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Эвелина
Ты помощница моя,
Прялочка, родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Даниил А.

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.

Ваня Б.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Даниил Г. (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Матвей Ш.

Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.

Цель данного конспекта  обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода....

Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»

Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

НОД «Культура и традиции русского народа» (средняя группа)

НОД «Культура и традиции русского народа»Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.Задачи: -По...

Занятие "Культура и традиции русского народа" (средняя группа)

Воспитывать интерес к русскому народу, уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа....