Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю с матушкой- Кубанушкой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Рекало Марина Дмитриевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29

муниципального объединения Каневской район

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие по родному краю с матушкой – Кубанушкой»

 

Доминирующая образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Разработала

воспитатель Рекало М.Д.

2016 г.

Цель: Познакомить детей с географической картой Краснодарского края, дать понятия об особенностях рельефа (горы, равнины, моря, реки).

Программное содержание:

Познавательное развитие.

Формировать знания  о растительном и  животном мире, обитателях рек и морей Кубани, познакомить Красной книгой Краснодарского края. Систематизировать знания о сельского хозяйственных культурой, выращиваемых на территории края, работниках сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности,  уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб; привить детям бережное отношение к хлебу.

Познавательно- исследовательская деятельность.

формировать понятие о почве – черноземе, умения делать выводы после сравнения упражнять в сравнении растений (пшеница, кукуруза, рис, овес)

— формирование умения делать выводы после сравнения;

 Развивать логическое мышление, воображение.

Речевое развитие

– формировать грамматически правильную речь, совершенствование структуры предложений; слухового восприятия, правильность  интонационной выразительности речи, активизировать словарь детей.

Социально- коммуникативное развитие.

Закреплять навыки работы в паре, подгруппе, распределения обязанностей,  умения детей играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

Демонстрационное: презентация, карточки «Река, «Море», картинки пресноводных и морских обитателей, ткань для моделирования- импровизации, корзинка с семенами, шар- сердечко.

Раздаточное: контейнеры со злаковыми, произрастающими на территории края,  мука пшеничная  и изделия из муки и пшеницы, разрезные картинки «Как хлеб на стол пришел», лупы, стаканчики с водой, почва, посуда для экспериментирования, фартуки, колпаки.

 

Использованные технологии, методы и приемы: игровая, ИКТ, социо- игровая (работа и парах и подгруппах), личностно- ориентированная, технология исследовательской деятельности, здоровьесбрегающие технологии.

Предварительная работа: беседы о Кубани, знакомство с геральдикой, природными и климатическими особенностями края, традициями  и историей, чтение художественной познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов о родном крае, станице, земляках- кубанцах.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.hod_zanyatiya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29

муниципального объединения Каневской район

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие по родному краю с матушкой – Кубанушкой»

Доминирующая образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Разработала

воспитатель Рекало М.Д.

2016 г.

Цель: Познакомить детей с географической картой Краснодарского края, дать понятия об особенностях рельефа (горы, равнины, моря, реки).

Программное содержание:

Познавательное развитие.

Формировать знания  о растительном и  животном мире, обитателях рек и морей Кубани, познакомить Красной книгой Краснодарского края. Систематизировать знания о сельского хозяйственных культурой, выращиваемых на территории края, работниках сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности,  уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб; привить детям бережное отношение к хлебу.

Познавательно- исследовательская деятельность.

формировать понятие о почве – черноземе, умения делать выводы после сравнения упражнять в сравнении растений (пшеница, кукуруза, рис, овес)

— формирование умения делать выводы после сравнения;

 Развивать логическое мышление, воображение.

Речевое развитие 

– формировать грамматически правильную речь, совершенствование структуры предложений; слухового восприятия, правильность  интонационной выразительности речи, активизировать словарь детей.

Социально- коммуникативное развитие.

Закреплять навыки работы в паре, подгруппе, распределения обязанностей,  умения детей играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

Демонстрационное: презентация, карточки «Река, «Море», картинки пресноводных и морских обитателей, ткань для моделирования- импровизации, корзинка с семенами, шар- сердечко.

Раздаточное: контейнеры со злаковыми, произрастающими на территории края,  мука пшеничная  и изделия из муки и пшеницы, разрезные картинки «Как хлеб на стол пришел», лупы, стаканчики с водой, почва, посуда для экспериментирования, фартуки, колпаки.

Использованные технологии, методы и приемы: игровая, ИКТ, социо- игровая (работа и парах и подгруппах), личностно- ориентированная, технология исследовательской деятельности, здоровьесбрегающие технологии.

Предварительная работа: беседы о Кубани, знакомство с геральдикой, природными и климатическими особенностями края, традициями  и историей, чтение художественной познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов о родном крае, станице, земляках- кубанцах.

Ход занятия:

(Под кубанские мелодии дети входят в группу)(Слайд №1,2)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, где мы живем, как называется  наша малая Родина? Что перед вами? Это  наш край, который имеет свои неповторимые особенности, флаг, герб, гимн. (Дети вспоминают название края,  геральдику Кубани).  

А вы слышали легенду о  нашей Кубани? Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомиться с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами.

Не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

(Слайд №3)

 Кубанушка. Здравствуйте, мои друзья! Немало мне пришлось потрудиться, но теперь все в моем крае - горы, моря, реки и равнины в порядке, приносят людям добро и красоту! Сегодня мне хотелось бы познакомить вас  с особенностями  нашей Кубани.

Если скалы и хребты,

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут,

Ну какие разговоры-

Знаешь ты, что это – горы.

 Ребята, а вы знаете, как называются горы, которые тянутся на протяжении всей карты?  Чем интересны Кавказские горы? (Слайд №4)

Воспитатель. Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из – за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы.  В недрах Кавказа неисчерпаемы также полезных ископаемых, пресных и минеральных вод, которые известны своими свойствами не только в нашей стране, но и за ее пределами. Кавказские горы очень красивы: часто они покрыты растительностью: там растут дуб, каштан, бук, пихты и ели. А еще в крае есть ледники-  место, где снег никогда не тает. (Гора Цанхоэ). А еще в горах Кавказа выращивают Краснодарский чай, который славится своим неповторимым вкусом во всем мире. (Слайды №5- 10)

Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются острова, горы.

 Возьмите ткань и представьте, что это – земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору» Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья». Примерно так происходит и в природе.(Слайд №10)

В горах Кавказа  расположен Кавказский заповедник, в котором находятся животные, занесенные в Красную книгу. Это рысь кавказская, беркут, зубр, ласка, черепаха средиземноморская, и другие. (Слайды №11- 14)

А сейчас для вас задание: узнать животных по их следам. (Слайд №15).

Кубанушка. А я, друзья мои, продолжаю знакомить вас с нашей родной землей. На карте Кубани вы видите  отмеченные синим и голубым цветом реки и моря. (Слайд №16)

Физминутка.

Море бескрайнее, море беснуется,
Море всё время о чём-то волнуется.
(Дети становятся в круг и изображают волны)

Речка ведёт себя чуточку тише,
Издали в даль лентой воду несёт,
Жизнь и приют она многим даёт.
(Изображают реку -проходят змейкой).(Слайд №17).

Так чем же отличаются моря и реки? Сколько морей в нашем Краснодарском крае? Какие реки вы знаете? Кто обитает в морях и реках Кубани?(Слайды №18- 20).

 Дидактическая игра «Кто живёт в море, а кто в реке?»(Слайд №20).

Одна команда выбирает картинки с изображением морскихобитателей, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).

Кубанушка. Мои маленькие почемучки, обратите внимание на зеленый цвет карты) (Слайд №21).

Ширь полей, размах степей-

Знакомая картина-

Сердцу  нет тебя милей,

Кубанская равнина.

(Слайд №22).Главное богатство равнины - плодородная черноземная почва. Чтобы доказать это приглашаю  вас в лабораторию юных ученых.(Слайд №23).

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные — воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Воспитатель. (Слайды №24- 26).

На равнинах нашего края  собирают богатый урожай фруктов и овощей, сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, риса, овса  и, конечно, пшеницы. Именно Кубань называют Житницей России. Чтобы булочка хлеба попала на наш стол, нужно  немало потрудиться земледельцам:  людям различных сельскохозяйственных профессий. Давайте с вами проследим и выстроим цепочку «Как хлеб на стол пришел» и кто принял участие в выращивании урожая.(Слайд №27)

Воспитатель комментирует.

- Весной в поля выходят машины. У людей ведущих эти машины много работы. Нужно поля вспахать, разрыхлить землю быстро, чтобы не упустить время, сохранить влагу. Ведь для того чтобы отдача была хорошая, необходимо всё сделать качественно и вовремя. Ребята кто выезжает на поле
первыми? Правильно, конечно же, трактористы. Воспитатель выставляет картинку с изображением трактора. Чем оснащён трактор? Правильно - плуг.

- А зачем нужен плуг? Плуг нужен для рыхления почвы. Это в народе называют «пахота». Плуг ещё называют ножом. Трактор идёт по полю, оставляя ровные борозды, режет землю, переворачивает землю на изнанку.

- После этого необходимо посеять зерно в землю.

 Вскоре после посевной, зерно прорастает, и появляются всходы. Растут, поднимаются к солнцу колосья пшеницы, ячменя. Трудятся в поле агрономы, подкармливая и оберегая урожай от вредителей. В конце лета дружно созревают колосья зерновых, качаются как золотые волны. Пришла пора убирать всё, что было выращено. И вновь идут на поля машины. Выезжают на поля комбайны, за штурвалом больших машин- комбайнеры.

Он ведёт по огромному полю свой комбайн, обмолачивает в бункер скошенное зерно, ссыпая из наполненного бункера зерно в подъехавший к нему трактор или машину.  И везут водители урожай-  рожь, ячмень, пшеницу. А куда? Да, правильно дети, везут на зерноток. На токах зерно подрабатывают, и отправляют на элеваторы, где зерно и хранят до переработки. В нужное время зерно перевозят на мукомольное производство.

- Да, на заводе из зерна намелят муку. Ребята, а какую продукцию изготавливают из муки?

Затем хлебопродукты доставляют в магазины, детские сады, школы.

Прежде всего,  зерно пшеницы используется для производства муки, из которой готовят хлеб и множество других продуктов питания. Пшеничный хлеб отличается замечательными вкусовыми качествами и превосходит хлеб из муки всех других зерновых культур по питательности. В хлебопекарной промышленности наиболее ценны сорта мягкой пшеницы. Твердая используется для изготовления макарон высокого качества, вермишели. Кроме того, из зерна такой пшеницы получают пшеничную и  манную крупу.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что я приготовлю».Назовите блюдо,  какое бы вы приготовили при помощи круп, полученных из злаковых сортов, растущих на равнинах края.

Дидактическая игра «Что я приготовлю?». (Слайд №28).

В посуду дети отсыпают  крупу, называют блюдо и ставят на поднос.

Какую бы крупу из пшеницы вы не выбрали, она обязательно прибавит вам здоровья, и принесет пользу. 

Матушка- Кубанушка.  (Слайд №29).

Друзья мои, я пришла не с пустыми руками, хочу вам передать семена растений, которые вы посадите на участке вашего детского сада, будете за  ними ухаживать и вспоминать  сегодняшнюю встречу.

Воспитатель. Кубанушке будет приятно услышать, что особенно понравилось и запомнилось в сегодняшней встрече.

Рефлексия. Сердечко я передаю,   Кубани – матушке скажу (дети передают сердечко- шар и выражают свои впечатления  о   мероприятии, что особенно понравилось и запомнилось, где возникли трудности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа

·         Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае·        Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...

конспект образовательного события " Знатоки родного края" старшая группа

Детям предлагается поиграть в игру "Что? Где? Когда?". Объяснив правила игры: перед нами стол с 10 секторами, а посередине волчок со стрелкой. на каждом секторе цифра, которая указывает на н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»

Возрастная группа  старшая группа  (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель:  Продолжать формировать предс...

Конспект образовательной деятельности "Сахалин - мой край родной"

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет...

Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края"

Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края.Воронежский заповедник"...