Использование ИКТ-средств в реализации исследовательского проекта «Воркута полна истории»
проект на тему

Мысан-Бондарева Екатерина Вячеславовна

На современном этапе, основываясь на проводимых исследованиях в области применения компьютера в развитии ребенка, не остается сомнений, что продуманное применение информационно-коммуникативных технологий, интегрированных в основные виды деятельности, открывает новые возможности для всех форм социального взаимодействия. В практике детских садов в основном используются мультимедийные развивающие и дидактические игры и презентации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ-средств в реализации исследовательского проекта

«Воркута полна истории»

Дарья Владимировна Харина,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 41» г. Воркуты,

1 кв.категория

На современном этапе, основываясь на проводимых исследованиях в области применения компьютера в развитии ребенка, не остается сомнений, что продуманное применение информационно-коммуникативных технологий, интегрированных в основные виды деятельности, открывает новые возможности для всех форм социального взаимодействия. В практике детских садов в основном используются мультимедийные развивающие и дидактические игры и презентации. В меньшей степени игры и технологии интерактивного назначения, когда ребенок сам активно действует, как, например, в 21 детском саду создание мультфильмов, или в 33 детском саду – робототехника. Однако, ИКТ при правильном использовании помогают детям наблюдать, фиксировать, запоминать, описывать свои впечатления и обмениваться ими с другими людьми, находить ответы на возникающие вопросы и т.д.

В аналитическом обзоре ЮНЕСКО «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» отмечается, что  «ИКТ могут способствовать творческому развитию и самовыражению ребенка, и не только благодаря специально подобранным программным средствам, которые используются под руководством взрослых, но и посредством использования таких широко распространенных ИКТ-средств, как, например, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, программируемые игрушки или радиотелефоны, в разнообразных обучающих и игровых видах деятельности как в помещениях, так и под открытым небом».

Исследования отечественных и зарубежных психологов, выполненные в традиции научной школы Л.С. Выготского, свидетельствуют о том, что, участвуя в совместной работе, основанной на привлечении ИКТ, дети осуществляют процесс подлинного исследования (квазиисследования), проявляют интерес и эмоциональные переживания, что в значительной степени стимулирует их эффективное развитие.

Детско-взрослый исследовательский проект. Но мы решили, что это будет не просто рассказ о проведенном проекте, а опыт работы, полученный достаточно в непростой деятельности – педагогики с использованием ИКТ. Мы решили рассказать о своих ошибках и находках, чтобы в последующем вы могли их учесть в своей работе.

Мы сегодня представим для вас детско-взрослый исследовательский проект «Воркута полна истории», проведенный с детьми подготовительной группы, с использованием различных ИКТ-средств. Нам с детьми понадобились: ноутбук, принтер, фотокамера и видеокамера. Все это имеется в детском саду. Ноутбук есть в группе, а принтером мы воспользовались в методическом кабинете. Методический кабинет, музыкальный зал снабжены локальной сетью, имеется Wi-Fi.

В перспективном планировании рабочее название проекта звучало «История города».

Проект направлен на развитие у детей коммуникации, сотрудничества и творческих способностей путем объединения образования с реальным жизненным опытом, создания условий для расширения знаний о городе, в котором они живут, возможности наблюдать то, что происходит вне детского сада, фиксировать свои наблюдения и представлять их другим.

Необходимо отметить, что мы заранее продумывали, что могут предложить дети и как нам организовать дальнейшую деятельность, так как детям постоянно давалось право выбора.

Вхождение в проект началось с обсуждения, как мы будем поздравлять город с Днем рождения. Детьми были предложены разные варианты: подготовить концерт, нарисовать рисунки и оформить выставку, сделать подарок своими руками, купить подарок, и, один воспитанник предложил провести викторину.  

Остановились на викторине, а именно на игре «Знатоки города». Дети поддержали мою идею пригласить для игры команду подготовительной группы 1 корпуса. Но тут выяснилось, что, чтобы сыграть двум командам в игре, необходимо о городе много знать: об истории города, его достопримечательностях. Так была определена детская цель проекта: узнать больше о городе, его истории рождения. Дети придумали название проекта - «Воркута полна истории».

Приглашали мы детей подготовительной группы 1 корпуса по Skyp. Отмечу, что это также одно из решений воспитанников.

Действительно, Skype имеет достаточно широкие возможности партнерского общения, позволяет общаться и обмениваться информацией всем участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, детям, проводить исследовательские и социальные проекты на любом уровне.  Впоследствии это программное обеспечение нам опять пригодилось, потому что во время приглашения нам, Татьяной Яковлевной, воспитателем второй подготовительной группы, был задан следующий  вопрос: «Будем играть у вас или у нас в корпусе? Или опять используем Skype?». Дети сначала растерялись. Это впервые в нашей практике. Решили, что  используем Skype.  

На первой стадии проекта мы с детьми выяснили, что уже знаем о городе, что хотели бы узнать, какого рода информацию будем собирать, где будем искать информацию и как фиксировать найденный материал.  Мы договорились о том, что в поиске информации сходим в библиотеку методического кабинета, отправимся на экскурсию по городу, поищем информацию в энциклопедиях и в интернете. А фиксировать найденный материал будем с помощью фотоаппарата и видеокамеры, которые нам помогут запечатлеть и сохранить увиденное. Определились, кто будет фотографом, кто режиссером. Лучше, если все дети побудут в этой роли, или хотя бы большая часть.

С фотоаппаратом дети уже познакомились в сентябре и освоили некоторые основные шаги. А с видеокамерой нет. При работе с цифровым аппаратом необходим подготовительный этап. Детям надо дать возможность заранее приобрести опыт работы, например, фотографируя в группе куклу или снимая на камеру другого ребенка. Мы выпустили этот момент из-за недостатка знаний и опыта работы с применением ИКТ. Что из этого вышло, мы увидим чуть позже.

При обсуждении будущих событий и планировании своей деятельности мы  записывали вопросы детей на листе бумаги. Это важно. Даже если некоторые дети не умеют читать и писать, они наблюдают за тем, как педагог и другие дети создают и используют письменный текст в конструктивных целях. При соответствующих условиях можно записывать вопросы с помощью микрофона или вводить текст с клавиатуры с обязательным выводом текста на экран с помощью проектора.

Ответ на вопрос как переводится название города на русский язык мы нашли в интернете.

Чтобы найти информацию о городе, мы для начала обратились за помощью в методический кабинет, однако в компьютере были только фотографии города 60-х-80-х годов. Но мы не расстроились, потому что появилась возможность рассмотреть, как город выглядел в прошлом и сравнить с настоящим. Ведь мы искали информацию об истории города. Фотографии решили взять с собой, но для этого их надо было распечатать. С этой работой дети справились быстро. Тот, кто не умел выводить на печать, наблюдал за первыми детьми, а потом повторили те же шаги. Дети при затруднении сами подсказывали друг другу. Однако, при подобной работе дети должны научиться большему, чем обращение с устройством. Им надо научиться общению и сотрудничеству. При определении очередности, сначала появился спор, но появившаяся возможность самому распечатать фотографию быстро свела спор на «нет». При небольшой подсказке, определились, кто какую фотографию выпустит.

Мы отметили следующее. В процессе данной работы дети так увлеклись деятельностью, что забыли, для чего они их распечатывают. Они прижимали фотографии к себе, а кое-кто уже планировал отнести полученный «трофей» домой.

Чтобы вернуть детей к цели проекта, в группе детям была предоставлена возможность продемонстрировать результаты их совместной работы, так как это способствует развитию познавательных навыков, способствует упрочению отношений между детьми. Все вместе рассматривали фотографии, пытались узнать, какая улица или площадь запечатлены на фотографии, используя имеющийся опыт.  Сравнивали, что изменилось и, первое, что дети заметили, это машины, которые выглядят по-другому и люди одеты немного иначе. Решили взять фотографии с собой на экскурсию, чтобы еще раз сравнить на месте. Выяснили, что здания в городе выглядят также. Но, когда мы приехали на автобусе, чтобы посмотреть с берега Шахтерской набережной на поселок Рудник, с которого начался город, оказалось, что остались только несколько разрушенных домов. На площади Кирова отметили, что площадь также выглядит несколько иначе, чем на фотографии и название площади изменилось. Значит со временем изменения произошли.

Во время проведения экскурсии один из детей записывал происходящие события на видеокамеру. Фотоаппарат нас подвел. Поэтому сделали вывод, что на такой случай лучше всегда иметь две цифровые камеры, как в нашем случае. Но у нас еще был взят с собой планшет, который тоже нам пригодился. При работе с камерой необходимо, чтобы дети записывали эпизоды, происходящие вокруг, и свои впечатления. Важно вовлечь всех в процесс записи, работы с камерой, выбора точек съемки и т.д. Как я уже говорила ранее, мы этого не учли. На видеозаписи можно наблюдать, как ребенок снимает экскурсовода и, когда я обращала внимание детей на объект, он тут же поворачивал камеру на этот объект. Мы для себя сделали открытие в проявленных индивидуальных способностях этого воспитанника.

Второй ребенок снимал только детей и то, что его заинтересовало на их одежде. Он пробовал новый вид деятельности, возможности камеры, впервые столкнувшись с ней. Это должно было произойти на подготовительном этапе. Поэтому следующее для нас открытие – это осознание важности подготовительного этапа ознакомления детей с оборудованием. Следующий важный момент: записывать видеоряд лучше без звука, так как накладывается очень много лишнего шума. Правда, в некоторых случаях звук важен, например устные замечания при проведении эксперимента, или  голоса животных, но это особый случай.

Почему еще лучше без звука? Дети используют эти кадры, чтобы рассказать о событии, поделиться впечатлениями. Использование цифровых технологий не должно превращаться просто в игру, дети должны понять их практическую значимость. Поэтому при возвращении домой важно пересмотреть сделанные фотографии или видеозапись. Только тогда это будет иметь смысл для ребят, особенно кадры, снятых конкретными детьми. Но сначала надо выбрать хорошие кадры, подписать их, разместить в должном порядке. Данная работа тоже должна проводиться совместно взрослого с детьми.

Для ребенка демонстрация фото или видео – это способ рассказать о своих впечатлениях другим людям. Поэтому дети дополняют фото или видеоряд текстовыми комментариями, которые могут быть устными или письменными (в виде субтитров или отдельных кадров). В этой ситуации речь фактически является сочетанием визуальной, устной и письменной речи. Важно соединить устную и письменную речь в зоне, близкой уровню развития ребенка. Например, письменные комментарии могут быть сочинены ребенком (в устной форме), а затем, будучи записаны взрослым, вставлены в фото-презентацию, видеоклип.

Не все дети, проявили желание рассказать о событии. В основном это оказались дети, имеющие сложности в освоении русского языка, но они проявили активность в продуктивных видах деятельности, когда переносили «рисовали» свои впечатления от экскурсии, когда лепили оленей.

Определение окончательных заглавий файлов и размещение результатов творчества в общем и личном информационном пространствах — важная часть работы. У детей должны быть возможность к ним обратится впоследствии.

При просмотре фотографий, у детей опять появилось желание их выпустить. Наклеивали фотографии на листы бумаги, как в энциклопедии. Но тут у одного из воспитанников прозвучало, что энциклопедия может быть электронной. Мы поддержали инициативу. Поэтому деятельность продолжилась на следующей неделе, но уже с маленькой группой детей, которые пожелали превратить готовые кадры в электронную энциклопедию для других детей.

Однако, вспомним, что мы искали информацию о городе еще и для того, чтобы отметить День рождения Воркуты, проведя игру «Знатоки города». Так как мы договорились, что команды будут играть на своей территории, используя видеомост через Skyp, мы использовали ноутбуки и колонки. Благодаря колонкам мы хорошо слышали друг друга. Так как подобная форма с детьми проводилась впервые, дети полностью осознали происходящее только на половине игры. Задания детям задавали сотрудники учреждения: воспитатели, младшие воспитатели, узкие специалисты. Их вопросы и правильные ответы были записаны заранее на видеокамеру. Во время прослушивания заданий, нам достаточно было отключить звук в программе Skyp, чтобы не мешать друг другу накладкой звука. Видеозадания включали одновременно в двух корпусах. Разбег во времени был небольшой, в несколько секунд и не помешал нам включаться в совместное общение. По окончании игры, дети высказали желание играть дальше. Эмоциональный настрой был очень высок. Дети уходили под большим впечатлением. А воспитанники 1 корпуса объявили, что теперь они хотят пригласить группу из 2 корпуса на такую же игру. С их слов:  Но уже по другой теме, более сложной.

При проведении данного проекта с использованием ИКТ мы при анализе сделали следующие выводы:

Очевидно, что благодаря ИКТ, ценность обучения за стенами детского сада повышается. Такое обучение оказывает мощный эффект, дающий большие возможности для расширения спектра восприятия впечатлений детьми, размышлений над ними и их обсуждения.

Чем интенсивнее используешь ИКТ в образовательном процессе, тем больше задумываешься о целях обучения и преимуществах, которые приносят детям новые технологии.

Использование компьютерных технологий не только позволяет расширить контакт ребенка с миром, обеспечить более быстрое освоение материала, но и требует от педагога осмысленного использования ИКТ в практике образовательной работы. Если используем цифровые технологии, то они должны иметь для ребенка практическую значимость понятной для его возраста.

Преимущество интеграции в том, что дети могут использовать компьютеры в любой творческой деятельности.

Мы часто замечаем, что деятельность с применением новых технологий существенно поддерживает общение и совместную работу в детской среде, а также способствует их социальному развитию.

Педагог, работающий с группой детей, имея только один компьютер, должен заранее подготовить занятия, альтернативные к работе с ИКТ, или как-то сочетающиеся с ней. Проводя занятие ему придется уделять внимание обеим видам деятельности и разным группам детей. Это сложно для педагога.

Когда дети занимаются созданием какого-то продукта (фильма, презентации) они должны увидеть результат сразу же после завершения работы. Если требуется вмешательство взрослого, он должен придать результату работы законченный вид в тесном взаимодействии с детьми. Все шаги должны быть открыты детям

Последовательная и комплексная интеграция ИКТ в образовательный процесс превращает мальчиков и девочек в уверенных пользователей ИКТ как инструментами учения, самовыражения и коммуникации. Уже в начальной школе детям дают индивидуальные задания по созданию рефератов. 

Выявились проблемы:

Учить детей грамотному общению в условиях ИКТ, организовывать ситуации коллективной и групповой работы, ведущей к развитию способов взаимодействия и сотрудничества - трудно, хотя и необходимо для развития детей.

Появились вопросы, от которых зависит правильная организация совместных действий взрослого и детей, самих детей: как соотнести групповые и индивидуальные формы обучения в условиях применения ИКТ, как должны составляться группы детей, как следует учитывать индивидуальные особенности воспитанников и т.д. Методических рекомендаций для педагогов, отвечающих на эти вопросы нет.

Не смотря на то, что дошкольное образование еще в самом начале пути применения ИКТ в образовательном процессе, очевидно, что главным принципом новой педагогики, основанной на ИКТ, является сотрудничество детей и взрослых, создающей условия для возникновения взаимодействий между взрослым и ребенком, между ребенком-ребенком, а, следовательно, для собственного творческого поиска ребенка, исключающего авторитарный стиль управления детской мыслью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект на тему «История дорожных знаков»

Цель: Способствовать развитию первых навыков в умении находить нужную информацию об истории дорожных знаков в различных источниках. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

Отчёт о реализации исследовательского проекта "Русский язык в жизни современных людей"

Проект направлен на формирование у детей старшего возраста положительного отношения к родному языку, чувства принадлежности к русскому народу....

Исследовательский проект по теме: «История улицы космонавта Комарова»

Исследовательский проектпо теме: «История улицы космонавта Комарова»...