Духовно - нравственное воспитание через сетевое сотрудничество социальных субъектов и институтов в многонациональном ДОУ
материал на тему

Зимина Елена Федоровна

Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников является важной проблемой образовательных учреждений многонационального народа Крайнего Севера. Создание сетевого сотрудничества позволит приобщить воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в целом, не теряя свою идентичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-05.15.17-zimna_elena_fedorovna.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические проблемы личности

и социального взаимодействия»

Секция 12. Духовно-нравственные факторы взаимодействия социальных субъектов и институтов.

Духовно - нравственное воспитание через сетевое сотрудничество социальных субъектов и институтов в многонациональном ДОУ

Е.Ф. Зимина педагог-психолог

МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»

ЯНАО, Тазовский район

Аннотация. Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников является важной проблемой образовательных учреждений многонационального народа Крайнего Севера. Создание сетевого сотрудничества позволит приобщить воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в целом, не теряя свою идентичность.

Ключевые слова. Сетевое сотрудничество, идентичность, духовно-нравственное воспитание.

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Тазовском районе ЯНАО проживают представители более 33 национальностей.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В условиях гуманизации и демократизации сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к другим и другим позициям, ценностям;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно - нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, они просто не предают этому значения. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно семья дает первый опыт взаимодействия с социумом, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к людям, объектам окружающего мира.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Целью духовно-нравственного воспитания в ДОУ является формирование сознания человека умеющего выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов (за основу взяты самые распространенные религии в Тазовском районе: ислам, православие и язычество), сохраняя свою идентичность.

Объектом духовно-нравственного воспитания являются ребенок, родители и педагоги, как основные участники воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера, без сотрудничества социальных институтов и субъектов. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Суть сетевого сотрудничества в том, что это превращение какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, событие, способное оставить незабываемые впечатления. В данном походе объединены содержание образования из различных областей знаний, открывающие большие возможности в организации совместного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Мероприятие становится более ярким, значимым и незабываемым для воспитанников при активном участии их родителей.

Сетевое сотрудничество необходимо для создания эффективной системы по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников.

В многонациональном Тазовском районе духовно-нравственным воспитанием детей старшего возраста занимаются специалисты Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок», Муниципального бюджетного образовательного учреждениия «Газ-Салинский детско-юношеский центр», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский дом культуры», воспитателями, специалистами и родителями воспитанников.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование сознания человека умеющего выработать терпимость по отношению к представителям разных национальностей через расширение знаний о культуре и традициях разных народов, сохраняя свою идентичность.

Задачи:

  • Обеспечить непрерывность духовно-нравственного воспитания в системе: ДОУ – семья на основе взаимодействия сетевого сотрудничества специалистами МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский дом культуры»
  • Организовать систему взаимодействия сетевого сотрудничества по формированию духовно – нравственной культуры старших дошкольников.
  • Создать поэтапную систему по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и родителями, педагогами на основе сетевого сотрудничества через событийный подход.

Духовно-нравственное воспитание через сетевое сотрудничество (МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский дом культуры») реализуется через проведение различных мероприятий (развлечения, НОД, создание газет, чаепития, выставки народного творчества и участия в тематических мероприятиях, создании мультфильмов) с привлечением родителей, педагогов. Тематика мероприятий может варьироваться в зависимости от дат духовных праздников (ПАСХА, УРАЗА БАЙРАМ, МАСЛЕНИЦА и др.), способов и направления поддержки детских инициатив, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.

Через сетевое сотрудничество специалисты помогают детям получить представление о разных видах искусства разных народов (обряды, праздники, экскурсии) и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством разных народов развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями, знакомство с традициями своего народа.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников «Ураза Байрам», «День пожилых людей»; «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица», «Навруз», «День вороны», «Пасха», «Троица».

Одной из важных форм работы является проведение акций. При подготовке к проведению акций «Подари улыбку», «Протяни ладошку», «Помоги людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» воспитанники старшего дошкольного возраста получат представление о традиционных материалах, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают дошкольников в мир народных игрушек и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками вещи приятные и полезные для людей.

В ходе сетевого сотрудничества между социальными субъектами дети знакомятся с костюмами разных народов мира. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа, классификацией его по принадлежности: праздничный, будничный, девичий; женский, мужской. Знакомство с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности.

При проведении виртуальных экскурсий и презентаций предметом познания народной культуры становится и архитектура мечеть, храм, чум как часть искусства, связанная с традиционной культурой и природной средой разных народов.

Во время встреч с интересными людьми имамом, иереем православной церкви, шаманом – воспитанники знакомятся с православной литературой (БИБЛИЯ, КОРАН, ЕВАНГЕЛИЕ), узнают об убранстве храма, мечети, музея, правилах посещения святых мест для верующих людей.

Результатом сетевого сотрудничества является создание единого воспитательно-образовательного пространства МБДОУ детский сад «Белый медвежонок», МБОУ «Газ-Салинский ДЮЦ», МБУ «ЦСКДУ Тазовского района» структурное подразделение «Сельский дом культуры» и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. У воспитанников повысится интерес к культуре представителям других национальностей, проявится осознание влияния толерантности и уважения к другой культуре, языку, традициям при решении спорных вопросов. Родители с пониманием отнесутся к необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
  2. Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3–18.
  3. Леонтьев А.Н. Психология дошкольного детства. - М.: Наука. - 2001. - 398с.
  4. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011. - 398с.

Фамилия, имя, отчество на русском; имя и фамилия на английском:

Зимина Елена Федоровна, Zimina Elena

Ученая степень, специальность: Педагог-психолог

Ученое звание: -

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок» (МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»)

Должность: Педагог-психолог

Домашний адрес с индексом: 629365 ЯНАО Тазовский район с. Газ-Сале  мкр-н Юбилейный д.33. кв.20

Сотовый телефон: 89924071612

Е-mail: qaba7@mail.ru

Согласен с публикацией статьи на сайте «Социосфера» до выхода сборника из печати Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...

Презентация из опыта работы с родителями "Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию как средство профилактики социального сиротства"

Семья и детский сад по – своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гар...

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в сотрудничестве семьи и детского сада"

Статья рассказывает о работе по взаимодействию семьи и детского сада в  деле  воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения. В ней отражен  опыт работы нашего дружног...

СТАТЬЯ "Духовно-нравственное воспитание через сотрудничество семьи и ДОУ"

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности....