Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Путешествие в страну мастеров»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Обогащение представлений детей о мезенской росписи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Благоевский детский сад»

    КОНСПЕКТ

    организованной образовательной деятельности

    с детьми подготовительной группы

    на тему

    «Путешествие в страну мастеров»

                                                    Автор:  Незамаева Л.Н.

                                                                         

    п. Благоево

    2018 г.

    Тема: «Путешествие в страну мастеров»

    Форма: занятие проводится с подгруппой детей 10-12 человек.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Цель: обогащение представлений детей о мезенской росписи.

    Задачи:

    - продолжать знакомить воспитанников с историей происхождения мезенской росписи;

    - закреплять знания детей о разнообразии изделий, созданных руками народных умельцев;

    - знакомить детей с названиями элементов («героев») мезенской росписи;

    - учить рисовать, используя изобразительные средства – элемент мезенской росписи «огненного коня»;

    - развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;

    - вызвать желание помочь в беде;

    - воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

    Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор. Дидактические материалы: презентация к занятию в Power Point;  заготовки – шаблоны прялок из белой  бумаги, кисти беличьи № 4, салфетки - на каждого ребенка; гуашь красного и черного цвета, схема поэтапного изображения мезенского коня (Приложение 1), прялка.

    Предварительная работа:

    Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи (Приложение 2).

    Форма деятельности: ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

    Дети заходят в зал, встают полукругом возле карты Республики Коми.

    Воспитатель 1: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. И сегодня мы с вами  окунёмся в прошлое нашей истории.  Я приглашаю вас совершить путешествие по  стране мастеров  и побывать в далёком северном селе Палащелье, что стоит на реке Мезень, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем. А ещё познакомимся с предметом быта коми народа.

    Ну что, «окунёмся»?  (дети с воспитателем имитируют движения «окунания» в реку).

     Просмотр презентации по содержанию рассказа воспитателя.

    Слайд №1.

    На далёком севере, среди болот и непроходимых лесов течёт широкая и полноводная река Мезень.

    Слайд №2.

    На высоком берегу её расположено большое село Палащелье. Именно здесь возникла мезенская роспись.

    Слайд №3.

    А получила она своё название от местности, в которой зародилась – реки Мезень (Республики Коми и Архангельской области). История её зародилась ещё во времена наших далёких предков – славянских времён.

    Слайд №4.

    Приливы океана гонят в реку Мезень мощные потоки воды, она часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса. Река и лес кормят человека: в лесу много ценных пушистых зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Поэтому все жители охотники и рыболовы.

    Слайд №5.

    Кажется, обычное село, но это не совсем так. Жители этого села известны во всем мире. Хотите узнать, чем они прославились?

    Дети высказывают свое мнение.

    Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках. Поэтому долгими северными зимами жители села Палащелье  занимались живописным мастерством. Деревянные предметы утвари и быта каждый  делал сам, сам и расписывал.

    Слайд №6.

    Палащельцы изготавливали мебель, прялки, бочонки, сундуки, короба, доски для разделки и выпечки, туеса, приклады ружей и многое другое.

    Свои деревянные предметы они украшали в виде орнамента животных и птиц: коней, лосей, глухарей, уточек и много других.

    Слайд №7-8.

    Все красоты своей природы и занятия рыболовством и охотой передавали в незатейливых элементах огня, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка, которые переплетены в орнамент мезенской росписи. Это как древнее письмо, которое рассказывает нам с вами о традициях палащельцев.

    Слайд №9.

    Эти предметы притягивают нас с вами не только потому,  что они сделаны вручную, но и потому,  что мастер вкладывает в них свою душу.

    Слайд №10.

    Украшенные росписью деревянные предметы большими возами везли на ярмарку и базары, так они расходились по огромной территории северного края.

    Воспитатель одевает фуражку с цветком и изображает торговца с ярмарки, показывая детям деревянные изделия, украшенные мезенской росписью.

    Тары- бары растобары

    Есть хорошие товары.

    Не товар, а сущий клад,

    Разбирайте нарасхват.

    Звучит коми народная музыка, выходит второй воспитатель в коми народном костюме.

    Воспитатель 2: Видзяоланыд челядь (Здравствуйте, ребята). Мено шуоны Ольга Александровна (Меня зовут Ольга Александровна). Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

    Под покрывалом у неё спрятана прялка.

    - Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с одним из предметов быта коми народа. Этот предмет купил мой дедушка на ярмарке для моей бабушки, а от бабушки он перешёл моей маме, а от мамы – ко мне. А что это? Отгадайте, послушав загадку.

    По локоть – мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток).

    По локоть – голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка),

    По локоть под сиденье ушло (скамейка).  

                                            (Прялка)

    Если дети не угадывают, то Ольга Александровна своими словами описывает предмет, наводя на его отгадку. Она достаёт из-под покрывала прялку, готовит к работе, прядёт и поёт:

    «Подарил мне батюшка чудо-

     Веретёнышко, серебряное донышко.

    Нитка белая бежит,

    Веретёнышко дрожит.

    Ты вертись, моя вертушка,

    Дорогая мне игрушка.

    Мне и весело и жарко,

    Я-то день-деньской кручу

    И тихонечко пою…

    Ольга Александровна:  Прялка была верной спутницей своей хозяйки на протяжении всей жизни. Давайте поближе рассмотрим расписную прялку.

    (Снимает кудель с прялки). Эта часть прялки называется – лопасть. Лопасть украшена наверху главками на тонких шейках, которые называются барабанами. Верхушка прялки напоминает своим контуром церкви Севера. Следующая часть прялки называется – стояк, а затем – донце. Красивая прялка была гордостью своей хозяйки.

    Воспитатель: Подойдите поближе к прялке и рассмотрите. Какие виды линий  и элементы мезенской росписи вы видите?

    Дети рассматривают и называют.

    На первый взгляд трудно понять, что же хотел изобразить художник. Здесь множество чёрточек, завитков и различных линий. Только приглядевшись внимательно к рисунку, различаем фигурку какого-то животного. У него прямоугольное туловище и паучьи, волнисто изогнутые ноги. Ошибиться нельзя – это конь, один из «героев» мезенской росписи. Стройный, сильный, круто изогнув шею, он мчится галопом. А чтобы вам лучше представить скачущего коня, послушайте стихотворение:

    Жадно, весело он дышит

    Свежим воздухом полей:

    Сизый пар кипит и пышет,

    Из пылающих ноздрей.

    Полон сил, удал на воле,

    Громким голосом заржал,

    Встрепенулся конь — и в поле

    Быстроногий поскакал!

    Скачет, блещущий глазами,

    Дико голову склонил;

    Вдоль по ветру он волнами

    Черну гриву распустил.

    Ну, а Ольга Александровна сейчас проведёт с вами небольшую разминку

     Физминутка на коми языке:

     Родтим, гонитим! (2 раза)

    Тшынмуним, да бусмуним!

    Гажа шор доро воим

    Тпру!

     (Дети садятся на места).

    Ольга Александровна:  Ребята,  мне очень обидно и досадно, что через какое-то время мы совсем не увидим изображения этого коня на лопасти прялки, а это значит, что вы, ребята, не сможете рассказать о нём своим детям… как я вам. Посмотрите, рисунок почти не виден, что делать? (Выслушиваем предложения детей).

    Воспитатель: Не печальтесь, Ольга Александровна, мы нарисуем для лопасти вашей прялки нового коня. Ребята, хотите научиться рисовать коня? Для этого нужно хоть ненадолго стать искусными мастерами - живописцами. Вы знаете, что искусных дел мастера для того, чтобы рисовать от души и сердца, одевали на голову: женщины – платки, а мужчины – шляпы. Что я вам предлагаю сделать.

    Дети надевают головные уборы, садятся за столы, воспитатель показывает приёмы изображения огненного коня.

    1. На середине листа рисуем туловище в виде ромба.

    2, Не отрывая кисть от бумаги, рисуем мордочку и шею.

    3. Контур коня заливаем красным цветом.

    4. «Оживку» наносим пером чёрной краской: рисуем загривок (при рисовании линии сверху-вниз рука должна располагаться сбоку от линии); прорисовываем линию спины (рука – внизу линии), гриву- «перьями», хвост – волнистыми линиями, ноги  изогнутые волнистые линии, сбрую.

    Воспитатель: Искусных дел мастера, встаньте возле стульчиков, прорисуйте огненного коня пальчиком в воздухе (воспитатель - комментирует, дети - прорисовывают).

    Ну, а теперь, прежде чем нам начать, нужно пальчики размять. Давайте вместе с Ольгой Александровной сделаем гимнастику для наших пальчиков.

    Пальчиковая гимнастика на коми языке «Пёс чипас» (растирание пальцев на каждую строчку)

    Отик-мотик,

    Квайт-майт,

    Кык-мык,

    Кокъямыс-мокъямыс,

    Куим-муим,

    Окмыс-мокмыс,

    Нель-моль,

    Дас-пас,

    Вит-мит,

    Пёс чипас!

    Воспитатель: Уважаемые живописцы, присаживайтесь за стол и начинайте творить. Ваших огненных коней ждёт Ольга Александровна.

    Звучит фонограмма Северного хора,  готовые рисунки вывешиваются на мольберт.

    Воспитатель:  Ольга Александровна,  примите, пожалуйста, от наших живописцев огненных коней.

    Ольга Александровна: Спасибо вам, мастера! Теперь я точно знаю, что мой огненный конь не исчезнет с лопасти моей прялки и будет радовать нас всех ещё долго. Ведь вы, ребята, сможете в дальнейшем нарисовать коня  не только на бумаге, но и на дереве. А за старания ваши, ребята, я вас конфетами угощу, от всего сердца добра и здоровья вам желаю. Ну, а я прощаюсь с вами, до свидания! (Прощается и уходит).

    Воспитатель: Интересная была встреча, правда?

    Педагог беседует с ребятами о мероприятии: что сложного, что увлекательного, запоминающего.

    Вот как интересно узнавать об истории русской земли, о труде мастеров и мастериц, живущих с нами на одной земле.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Истоки и символизм мезенской росписи

    Мезенская роспись – один из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Ею украшали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.

    Мезенской эту роспись назвали потому, что её родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

    Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают её с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней так: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

    Чаще всего в Мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Роспись эта – не просто орнамент, она представляет собой иероглифическую письменность.

    Несмотря на то, что в этой росписи всё просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

    Мезенская роспись имеет свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким-то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам историю леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

    Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следствии шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов Севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского Севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

    Наиболее яркие персонажи мезенской росписи

    • Красные кони – условный знак Солнца, его движения по небосводу;
    • Оленихи – небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;
    • Уточки, гуси, лебеди – души далёких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;
    • Ёлочки - олицетворение мужской силы;
    • Мифологическое дерево жизни – состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком – знаком небесного мира.

    Раньше писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда традиционная чёрно-красная гамма. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. В настоящее время в целом технология мезенской росписи сохранилась, за исключением разве что того, что чаще стали применять кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

    Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Путешествие в страну Математики»

    Конспект НОД по математике в подготовительной группе с использованием логики и интеграции образовательных областей по ФГОС....

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по стране вежливости. Секрет волшебных слов»

    Данная деятельность поможет социально-психологической адаптации воспитанников; содействию преодоления отклоняющегося поведения воспитанников....

    План - конспект организованной образовательной деятельности в логопедической группе по теме «Путешествие в страну слов-действий».

    План - конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ ДЕЙСТВИЙ»....

    Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года» (с применением здоровьесберегающих технологий)

    Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года»(с применением здоровьесберегаю...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

    Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие по городам здоровья"

    Интересная разработка может быть исользованна как для проведения занятия так и стать основой для сценария мероприятий посвященных дню здоровья...