Инновационный проект «Моя Хакасия»
проект (средняя, старшая группа) на тему

Пономарева Татьяна Александровна

Тип проекта: долгосрочный 2016-2018 (2 учебных года), групповой, творчески – поисковый.

 

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через технологию макетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Моя Хакасия»

Тип проекта: долгосрочный 2016-2018 (2 учебных года), групповой, творчески – поисковый.

Актуальность: В связи с введением ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, большое значение определено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В частности Стандарт направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Образовательная область "познавательное развитие" предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, мы планируем помочь детям узнать через проект, чем красива и интересна  наша Земля. Потому что, мы живём в богатейшей и прекраснейшей Республике Хакасия. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребёнка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества. Считаем что в этом нам поможет технология "макетирования" (макет - масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности ).

Итак, ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Большое значение в развитии игровой деятельности старших в подготовительной группе имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: создание условий для  закрепления и обобщения знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Поэтому мы разработали инновационный проект "Моя Хакасия".

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через технологию макетирования.

Задачи: 

- Создать условия для развития  нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения и систематизации представлений о Республике Хакасия, её истории, национально-культурных традициях;

- формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за её достижения;

- Обеспечить условия для развития восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

- Создать условия для развития мелкой моторики рук, способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным,  развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

- Формировать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

 - Создать условия детям для углубленного изучения родного города Саяногорска, а также познакомить с национальными костюмами.

 

Мы создадим условия для того, чтобы воспитанники знали:

  1. Столицу и геральдику Республики Хакасия.
  2. Народные игры и народные традиции Хакасов.
  3. Место проживания: город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и республики.
  4. Свою нацию, культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями.
  5. Представителей других национальностей, живущих в нашей республике, уважали их культуру и традиции.
  6. Природу родного края, бережно относились к ней.

Участники проекта: дети, родители.

Основные направления проекта:

  1. Проведение совместной образовательной деятельности по созданию тематических макетов.
  2. Работа с родителями.
  3. Оснащение предметно-развивающей среды.

Требования к макету:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  2. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
  3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных

подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.

  1. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

        Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Совместная образовательная деятельность по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры.

        Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

        Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

3 этап – процесс развития и активизации игры с макетом –созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

             

Мероприятия по реализации основных направлений проекта

на 2016г.-2017 учебный год

Перспективно-тематическое планирование работы по теме «Макетирование как коллективно-творческая деятельность в системе экологического воспитания  дошкольников.

Ноябрь.

Тема «Культура Хакасии» (макет «Хакасские украшения и обереги»).

Цель: Создать условия для  развития мелкой моторики рук, воображения, фантазии.

Материал: монтажная пена, гуашь, пластилин, природный материал(сухие ветки, листья и т. д.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение, рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение хакасских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок. Разучивание стихов. Знакомство с народными хакасскими играми.

Д/и. «Больше – меньше», «Когда это бывает?»

Работа с родителями: рассматривание картин по теме, заготовка природного материала для макета.

Январь.

Тема «Город Саяногорск» (макет «Животные родного края, которые занесены в красную книгу»).

Цель: Уточнить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю.

Материал: различный строительный и природный материал, глина, гуашь.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Прослушивание  сказок. Стихи и рассказы о животных.

Д/и. «Узнай по описанию», «Чьи детки».

Работа с родителями: Понаблюдать за животными и их повадками, дать рекомендации по сбору материала для макета.

Март.

Тема «Моя малая Родина - Хакасия»  ( макет «Составление мини-карты Хакасии»).

Цель: Познакомить с традициями, играми, танцами хакасского народа.

Материал: природный и строительный материал (ткань, бумага, пенопласт, поролон и т.д.)

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание хакасских игрушек, иллюстраций, картин.

Д/и. «Любимая игрушка», «Разложи по порядку», «Узнай, кто я».

Работа с родителями: посоветовать чтение хакасских сказок.

Май.

Тема «Достопримечательности города Саяногорска» (макет «По желанию детей»).

Цель: Создать у детей радостное, весёлое настроение; обеспечить условия для закрепления полученных знаний; продолжать формировать умения использовать природный материал.

Материал: Природный материал (сухие ветки, листья, семена и т. п.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Знакомство с заповедными местами Хакасии, с Красной книгой.

Чтение хакасских сказок, загадок; рассматривание карты Хакасии;

Д/игра «разложи по порядку», «Когда это бывает?»

Работа с родителями: Сбор природного материала для макета.

Мероприятия по реализации основных направлений проекта

на 2017г.-2018 учебный год

Ноябрь.

Тема "Родной Край" (макет "озеро Каракуль").

Цель: Создать условия для  развития мелкой моторики рук, воображения, фантазии.

Материал: монтажная пена, гуашь, пластилин, природный материал(сухие ветки, листья и т. д.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение, рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение хакасских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок. Разучивание стихов. Знакомство с народными хакасскими играми.

Д/и. «Больше – меньше», «Когда это бывает?»

Работа с родителями: рассматривание картин по теме, заготовка природного материала для макета.

Январь.

Тема "Достопримечательности Хакасии" (макет "Саяно - Шушенская ГЭС").

Цель: Уточнить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю.

Материал: различный строительный и природный материал, глина, гуашь.

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Прослушивание историй. Стихи и рассказы о Саяно-Шушенской Гэс.

Д/и. «Узнай по описанию», "Наоборот".

Работа с родителями: Посетить Саяно-Шушенскую ГЭС, дать рекомендации по сбору материала для макета.

Март.

Тема "Столица Республики Хакасия" (макет "Стела города Абакана и парка "Сады Мечты"").

Цель: Познакомить с традициями, играми, танцами хакасского народа.

Материал: природный и строительный материал (ткань, бумага, пенопласт, поролон и т.д.)

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Рассматривание хакасских игрушек, иллюстраций, картин.

Д/и. «Любимая игрушка», «Разложи по порядку», «Узнай, кто я».

Работа с родителями: посоветовать чтение хакасских сказок, прогулки по городу Абакану.

Май.

Тема "Хакасия" (макет "Хакасский праздник Тун пайрам"").

Цель: Создать у детей радостное, весёлое настроение; обеспечить условия для закрепления полученных знаний; продолжать формировать умения использовать природный материал.

Материал: Природный материал (сухие ветки, листья, семена и т. п.).

Познавательная деятельность:

Наблюдение. Знакомство с заповедными местами Хакасии, с Красной книгой.

Чтение хакасских сказок, загадок; рассматривание карты Хакасии;

Д/игра «разложи по порядку», «Когда это бывает?»

Работа с родителями: Сбор природного материала для макета.

Список литературы

  1. Козлова С.А. теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998 – 160 с.
  2. Маханёва М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005 – 72 с.
  3. Асочакова Л.В., Климова В.Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.
  4. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.
  5. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.
  6. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа.
  7. Золотая чаша – Хакасские народные сказки и предания.
  8. Трояков П.А. Мифы и легенды Хакасов.
  9. Пер. Козловского Я. Мудрое слово/хакасские пословицы, поговорки, загадки.
  10. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт Хакасов.
  11. Дошкольное воспитание. №2,5 – 2006 г.
  12. Обруч. №6 – 2003 г., №5 – 2004 г.
  13. Ребёнок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.
  14. Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.
  15. Рыжова. Наш дом - природа. Москва, “Ланко-Пресс”, 1998.
  16. Журнал “Обруч”, №2, №19.
  17. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры.

     18.Гудилина С.И. Чудеса своими руками.

     20. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала.

     21. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

     22. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги.

     23. Панфилова Т.Ф. Веселые самоделки.

     24. Соколова С. Сказки из бумаги.

   25. Филенко Ф.П. Поделки из природного материала.

   26. Мастерилка. Что имеет, то храним. Игрушки из старых вещей. Шишка, желудь и ракушка. Снесла курочка яичко.

               

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Заповедники Хакасии"

Проект Заповедники Хакасии представляет собой методическую разработку воспитательной работы с детьми старшей группы....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с горами Хакасии...

Конспект художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности в процессе восприятия произведений различных видов искусства...

Карта проекта "Моя Хакасия"

Проектная карта разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Птицы Хакасии»

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов....

Проект «Тропинки Хакасии«

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности на...