ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Конспект НОД по познавательному развитию "Северные узоры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Савельева Оксана Валерьевна

Конспект НОД "Северные узоры" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД "Северные узоры"28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4 города Благовещенска «Фантазия»

(МАДОУ «ЦРР-ДС №4 г.Благовещенска «Фантазия»)

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности по познавательному  развитию

Тема: «Северные узоры»

для детей подготовительной к школе группы

ФИО автора: Савельева

Оксана Валерьевна

Должность: воспитатель

I квалификационной категории

Благовещенск

2018

Тема: «Северные узоры»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим)

Форма проведения занятия: сюжетно-игровая ситуация

Цель: Знакомство с особенностями орнамента  народов севера Амурской области

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с орнаментом народов севера Амурской области

2. Упражнять в умении ритмично располагать элементы узора

3. Учить жестами, пластикой движения передавать различные образы  

Развивающие:

1. Способствовать развитию ассоциативного мышления

2. Упражнять в умении оперировать приемами умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение)

Воспитательные:

1. Формировать уважительное отношение к культуре коренных народов севера Амурской области

Материалы и оборудование: 

Для педагога: карта Амурской области; куклы в национальных костюмах (Окся и Бигельдыун); мультимедиа с презентациями: игра «Угадай на что похоже», фото из жизни народов севера (юрта, нарты, стадо оленей и оленевод,  женщина шьет, дети играют); музыкальный фрагмент с записью национальных ритмов, образцы узоров, белая ткань.

Для детей: комплекты заготовок из ткани для украшения (ободок на голову, пояс), элементы узоров (геометрические).


Технологическая карта:

Этапы

(последовательность)

деятельности

Содержание

 деятельности

Действия,

деятельность

 педагога

Действия детей

Время

(мин)

Мотивационно-ориентировочный

Вводно-организационный

Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Установление контакта с детьми, организация образовательного пространства

Приветствие

0,5

Проблемная ситуация (или мотивация),

постановка и принятие детьми цели занятия

- Ребята, я к вам пришла не одна, а со своими друзьями Оксей и Бигельдыун. Они очень хотят с вами познакомиться и рассказать много интересного о себе.

- А вы хотите с ними пообщаться?

Стимулирует любознательность, интерес.

Дети интересуются.

Выражают собственные мысли.

0,5

Основная часть

Беседа с опорой на наглядность (карта Амурской области)

- Посмотрите на моих подружек.

- Как вы думаете, где они живут?

- Почему вы так решили?

- Они приехали с севера Амурской области  

- Давайте подойдем к карте, и вы покажите, где находится север Амурской области.

- Мои друзья хотели бы узнать, где ВЫ живете?

- Покажите на карте город Благовещенск.

- Благовещенск – СТОЛИЦА или просто город?

-  А столица, какой области?

- Окся и Бигельдыун очень хотят показать и рассказать вам о том, как они живут.

- Давайте присядем и послушаем, что нам расскажут мои друзья.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Показывает на карте северные районы Амурской области.

Предлагает детям показать на карте город  Благовещенск. Поощряет детей к высказыванию.

Приглашает присесть на стульчики.

Выражают собственные мысли, с опорой на имеющийся опыт.

Работают с картой Амурской области.

Рассаживаются.

2

Рассказ с опорой на наглядность

- На севере нашей области, где лето не такое длинное и теплое как у нас живут коренные народы Амурской области.  

- И зимой и летом они пасут оленей, поэтому их называют оленеводами. Очень часто оленеводы вместе с семьями переезжают с места на место, в поисках корма для своих животных.

- Живут оленеводы не в таких домах, как у нас, а в специальных жилищах.

- А кто знает, как называют такие жилища?

- Чумы делают из оленьих шкур и строятся они очень быстро.

Демонстрирует слайд с природой севера лето и зимой

Выражают собственные мысли, с опорой на имеющийся опыт.

3

- Мужчины пасут оленей. А дети помогают взрослым.

- Но, как и все дети, они любят играть. Наши гости предлагают нам поиграть в игру «Оленеводы»

Показывает слайд

Подвижная игра

- Девочки будут оленями. Мальчики оленеводами.

(мальчики встают в круг, берутся за руки  и поднимают их вверх;

 девочки имитируют руками рога оленей и свободно двигаются в кругу и за кругом под звучание бубна;

по сигналу мальчики опускают руки и «ловят» олене).

Проводит игру 2 раза

Возвращает детей на стульчики

Участвуют в игре.

Занимают свои места в гостиной

После игры снова рссаживаются

2

Рассматривание

Одежда у оленеводов не только теплая, но и очень красивая

- Каким цветом узоры на одежде?

- Как вы думаете, что означает жёлтый цвет? зелёный и т.д.? (жёлтый означает солнце; зелёный - лес, тайгу; синий - воду; красный - огонь; коричневый - землю)

Показывает слайд с национальной одеждой.

Предлагает  рассмотреть узоры на одежде.

Дает уточняющие комментарии и ответы

Рассматривают фотографии  и выражают собственные мысли, с опорой на имеющийся опыт

Игра «Найди узоры»

- Девочки шли к нам  в гости и несли узоры. Но налетела вьюга, раскидала и замела узоры в сугробы.

- Давайте их найдем.

- Ребята тут что- то не так. Посмотрите, вьюга перепутала все узоры. Здесь не только северные узоры, но и русских умельцев.

- Давайте разберем их.

Предлагает найти под «сугробами» узоры.

Дети находят узоры

 Беседа с опорой на наглядность

 

- А какие они по форме, на что похожи? (геометрические фигуры, снежинки, дуги, листочки)

- Каждый узор имеет своё название, например, «Заячьи уши», «Медвежье ухо», «Рога оленя», «Ветка берёзы».

- Обратите внимание, все узоры располагаются симметрично или на полосе.

- Приглашаю вас поиграть в ассоциации и узнать, на что похожи узоры, которыми украшают одежду народы севера.

 Подходит к столу и вместе с детьми рассматривают орнаменты

Выбирают узоры

3

Интерактивная игра «Угадай, на что похоже»

Я предлагаю вам поиграть в игру и угадать, на что похож узор

Объясняет  правила

По рисунку угадывают на кого или что похож элемент узора

2

«Художественная мастерская»

- Ребята, у моих друзей скоро будет большой праздник -  приход весны.

- Они просят вас помочь им украсить одежду к празднику.

 У меня есть элементы одежды и узоров народов севера. Посмотрите есть пояски для мальчиков и ободки для девочек. Но они какие-то скучные, чего им не хватает?

- Я предлагаю вам украсить их.

- Посмотрите сколько разных элементов. Ваша задача выбрать узоры и украсить  пояса и ободки.

В ходе совместной деятельности показывает и объясняет принципы накладывания элементов орнамента (ритмичное повторение 1-2 элементов по всей поверхности предмета) 

Выбирают на своё усмотрение элементы одежды и украшают их

3

«Весенний хоровод»

- Какие красивые получились у вас изделия!

- На празднике мои друзья водят хороводы, а в движениях имитирую все, что видят вокруг: полет птиц, ходьбу охотника, бег оленя и т.д.

- Предлагаю всем встать в хоровод и всем вместе встретить весну.

- Молодцы!

2

Рефлексивно-оценочный

Обсуждение и

подведение итогов

занятия

- Давайте скажем спасибо моим друзьям и поблагодарим их.

- Пусть каждый из вас скажет, за что он хочет поблагодарить Оксю и Бигельдыун.

- Я, например, хочу поблагодарить их за интересный рассказ о себе.

- А вы?

- На память о себе мои друзья дарят вам подарок.

- Посмотрите, у нас осталась не украшенная одежда, я вам предлагаю забрать её с собой в группу украсить и подарить её своим друзьям.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного детьми опыта. Формирование элементарных навыков самооценки

Высказывание по поводу полученной информации

2

ИТОГО    

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка . Конспект НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Воздух и его свойства».

Педагогическая  находка . Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Воздух и его свойства"...

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» Конспект ООД Тема: «Мультфильм «Вечерняя прогулка » Образовательная область: Познавательное развитие

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: развитие у детей умения создавать мультипликационное кино Задачи:1.Выявить степень осведомленности детей о профессиях людей, работающ...

Педагогическая находка. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Город в опасности».

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА: Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет на тему: «Моя малая Родина-город Волгодонск»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет на тему: "Моя малая Родина-город Волгодонск" с презентацией...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Педагогическая находка. Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Методическая обработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"....