РЕМЕСЛА КУБАНСКОГО КРАЯ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Татьяна Ивановна Скорикова

Конспект НОД по ознакомлению с ремеслами Кубани, посредством виртуальной экскурсии (презентация) и ручному труду (корзинки для пасхальных яиц из шпагата).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remesla_kubanskogo_kraya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в  старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Ремесла Кубанского края»

Скорикова Татьяна Ивановна.

Воспитатель высшей квалификационной категории группы компенсирующей направленности МБДОУ ДСКВ № 32 города Ейска МО Ейский район  г. Ейск          2018 г.

Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»

 Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел,  как, части  культуры русского народа.

Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре, познакомить с ремеслами, бытующими на Кубани.

2. Вызвать интерес, к предстоящей деятельности  предложив выполнить корзинку для пасхального яйца из шпагата.

3. Учить выполнять поделку из шпагата, наклеивая нить на основу, закреплять умение пользоваться клей - карандашом, ножницами.                            

 4. Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства с историей традиционных кубанских  ремёсел, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

4. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.

Активизация словаря: казак, умельцы, промыслы, гончар, кузнец, кует, бондарь, лоза, плетение, шпагат.

Предварительная работа: чтение стихов о Кубани, рассматривание кубанской азбуки, иллюстраций о жизни казаков, подготовка заготовок (обертывание шаров салфетками)

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, скажите, где мы с вами живем?

 (в России, на Кубани)

Край родной Кубанский-
Родина моя,
В этом крае выросли
Он, и ты, и я.                                                                                                          

Горы и долины
На Кубани есть
Есть сады и нивы
Все не перечесть…

Воспитатель:

- Как нас можно назвать раз мы живем на Кубани?

(нас можно назвать россиянами или кубанцами)

- Правильно, мы кубанцы. Кубань – часть нашей большой родины России. Богата наша кубанская земля – это целебные воды, богатые рыбой  реки и моря,  золотые пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, черешневые да яблочные сады. Но главное богатство Кубани – это добрые и трудолюбивые люди, живущие на ее земле.

На Кубани люди добрые живут,
Ремесла знают, ценят труд.
Работают, не зная скуки.
А мастера уж! На все руки.

- Как вы думаете, ребята, кто такие мастера?

(это люди, которые очень хорошо умеют выполнять какую – то работу)

- У меня есть такой знакомый мастер, его зовут Степан Петрович. Сегодня он ждет нас в гости и обещал научить вас своему ремеслу.  

- Пойдем в гости?

- Только я пойду раньше найду Степана Петровича, а вы с Ириной Николаевной приходите через минуту.

(дети и второй воспитатель через минуту приходят в музыкальный зал, где оборудована мастерская с выставкой изделий из ивовой лозы, их встречает Степан Петрович (ушедшая ранее и одетая в кубанский костюм воспитатель))

Казак:

- Здравствуйте, ребята, давно вас поджидаю.  Хочу научить вас  моему ремеслу.

- Ребята, а вы знаете, что такое ремесло?

- Ремесло – это изготовление каких-либо изделий своими руками.  

-У нас на Кубани много ремесел,  и я приглашаю вас на экскурсию где вы узнаете об этих ремеслах.  Экскурсия эта необычная: ходить мы никуда не будем, а будем смотреть. Садитесь на стулья и начнем.

 (дети садятся на стулья, поставленные полукругом перед мультимедийным экраном)

(просмотр слайдов  сопровождается  рассказом воспитателя)

 Казак:

 Заглянем в кузницу

1 слайд    В кузнеце, как в бане жарко.
               Там огонь пылает ярко.
                Кузнецы к жаре привычны.
                Ковань делают отлично!

2 слайд    Мост красивый, весь витой,

                Ограду в ковке завитой.

                 Да и сами кузнецы

                 словно добры молодцы.
А сейчас мы в ткацкой мастерской, где работают ткачихи, они на своих станках ткут ковры, коврики и разные ткани.

 3 слайд

    Летают пальцы птицами –
   Поток струится ситцевый.
   Летают пальцы пчёлками –
   Поток струится шёлковый.

Теперь навестим гончаров.                                                                                                          

4 слайд     Гончар свое дело знает,
                 Глину в руках разминает.
                 Из глины как сказка, как диво, как чудо
                 Выходит различного рода посуда.
                 Макитры, глечики,  кувшины -
                 Все это из обычной глины!

А сейчас, мы в бондарной мастерской.

слайд 5       Бондари -  знатоки своего дела
                  Делают бочки очень умело.

                   Делают ведра, ванны и кружки,

                   В общем, все, что для бани нужно.

Теперь мы в мастерской мастера резьбы по дереву.

слайд 6      В руках стамеска, нож, топор,

                  Терпенье, воля, плюс – напор

                   И рождается чудо - узор:

                   Шкатулки расписные,

                   Наличники резные.

И еще одно ремесло, которым занимаюсь и я – плетение из лозы.

слайд 7      Согрею в ладонях лозу золотую,
                  Корзину, кроватку и санки сплету,

                   Сплету круглый стол, самовар и качалку

                   И с радостью людям я все подарю.

Казак:

- Ребята, понравилась вам экскурсия?

- Какими ремеслами занимаются кубанские умельцы?

- Какое ремесло вам больше всего понравилось?

-  А мое ремесло вам понравилось?  Плетение из лозы древнее, нужное и красивое ремесло.  Лоза – это тонкие веточки и из них я умею плести разные нужные предметы. Проходите в мою мастерскую и посмотрите, какие предметы я сплел из лозы.

(дети проходят во вторую часть зала, где размещена выставка плетеных изделий, рассматривают их)

Казак:

- Нравятся вам мои работы?

- А вы хотите научиться делать корзинки?

- Замечательно. Скоро большой православный праздник Пасха, когда люди обмениваются крашеными яйцами. Я приготовил для вас крашеные яйца, а вы сплетете для них корзинки. Согласны? Корзинки сегодня мы будем делать не из лозы, а из шпагата. Шпагат – это такая нитка из травы. Вы готовы учиться?

(ответы детей)

- Тогда проходите к столам, садитесь, слушайте и смотрите.

(дети садятся за столы на которых лежат заготовки: теннисные шарики, обернутые салфетками, к которым приклеен шпагат – донышко корзинки, клей – карандаши, сплетенные ранее ручки для корзинок, ножницы, влажные салфетки)

Казак: (показ сопровождается комментариями педагога)

- Берем шарик и держим его за бумажный хвостик. Намазываем клеем ниже уже приклеенного шпагата и начинаем приклеивать шпагат поворачивая шарик. Чтобы корзина была красивой, нужно шпагат приклеивать очень плотно. Если клеевой слой закончился, а нитка еще осталась, надо ниже намазать салфетку клеем и продолжить приклеивание. Вам понятно, ребята?

- Когда нитка закончится, нужно отрезать салфеточный хвостик и заложить края салфетки во внутрь корзинки.  Ручку я сам прикреплю и корзина готова. Кладем в нее яичко. Вот какая красота получилась. Прежде чем работу начинать,  нужно пальцы нам размять .

Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои                  (сжимают и разжимают кулачки),

Как их хочешь поверни            (поворачивают ладони)

Раз, два, три, четыре, пять        (соединяют пальцы обеих рук по очереди)

Не сидится им опять                 (поворачивают ладони)

Постучали, повертели               (стучат ладошками друг о друга)

И работать захотели              (складывают ладони в замок)

Казак:

- Ну вот, теперь пальчики готовы работать. Приступайте. Если кому – то нужна будет помощь, тихонько меня позовите я подойду и помогу.

(дети работают, Степан Петрович оказывает помощь и прикрепляет ручки)

Казак:

-  Ребятки,  вы большие молодцы, у всех получились замечательные корзинки. Да какие все аккуратные! Выбирайте яйцо и кладите в свою корзинку.

 (на подносе расписные яйца из пенопласта).

- Ребята, понравилось вам заниматься моим ремеслом?

- А кто запомнил, как оно называется?

- Приходите еще ко мне в гости, будем учиться дальше. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»

Знакомство  дошкольников с ремёслами Старооскольского края....

Авторская программа "Кубанский край-казачий край"

Авторская образовательная программа «Кубанский край - казачий край» для детей дошкольного возраста группы казачьей направленности...

Сценарий праздника: «КУБАНСКИЙ КРАЙ - ХЛЕБНЫЙ КРАЙ»

ЦЕЛИ: * познакомить с традициями и обычаями кубанского народа             * развивать музыкальные  и творческие  способности дошко...

Конспект ОД Ремесла нашего края

материал предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группе ...

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"

Открытое занятие  по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РЕМЕСЛА КУБАНСКОГО КРАЯ"

Фотографии ремесел и изделий мастеров кузнечного ремесла, ткацкого, гончарного, бондарного ремесел, а так же резьба по дереву и плетениеиз лозы....