«Путешествие по республике Марий Эл»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гайнутдинова Гулия Хамитовна

Конспект занятия: "Путешествие по Республике Марий - эл", дети знакомятся с особенностями республики, с кухней, традициями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mariy_el.docx44.99 КБ
Файл mariy_el.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Пестречинский детский сад №2 «Айгуль»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 детей в старшей группе

на тему «Путешествие по республике Марий Эл»

C:\Users\Пользователь\Pictures\mary_el.jpg

Подготовила :

воспитатель

Гайнутдинова Г.Х

Пестрецы  

Цель: знакомить детей с историей марийского края, с государственной символикой республики.

Задачи:

Образовательные:

-        сформировать у детей представление о государственной символике РМЭ (герб, гимн, флаг).

Развивающие:

- развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, находчивость.

Речевые:

- развивать связную речь детей, умение рaссуждaть и делaть выводы.

Воспитательные:

-        прививать детям любовь к родному краю;

-        приобщать детей к поэтической культуре марийского народа;

- воспитывать интерес к участию в общих игрaх и творческой деятельности, создать положительный настрой к совместной деятельности;

- активизировaть творческое рaзвитие ребенкa.

Демонстрационный материал:

фотопейзажи республики Марий Эл, картинка «Поезд», фото главы государства (республики), герб и флаг республики Марий Эл, карта России, карта РМЭ.

Раздаточный материал:

герб и флаг РМЭ (картинки) на каждого ребенка, игра «Узнай на ощупь» (мешочки), карта РМЭ на каждого ребенка,  калька, карандаши,

игра «Составь герб» (детали из картона), картинки с изображением гербов четырех республик (например, РМЭ, Татарстан, Чувашия, Башкортостан) на каждого ребенка, листы для рисования, модели флага.

Оборудование: гимн РМЭ (аудиозапись).

Планируемые результаты: различать государственную символику.

Методические приёмы: рассказ, беседа с использованием фотопейзажей республики Марий Эл, художественное слово, физкультминутка «Медведь и заяц», продуктивная деятельность детей, прослушивание гимна республики, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Много лет назад была образована Марийская Республика. В этом году нашей республике исполняется 93 года. Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине – Республике Марий Эл. Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие… Республика наша большая! На чем же мы с вами можем отправиться в такое долгое путешествие? Как вы считаете? (1постановка проблемы)

Примерные ответы детей:

- на машине

- на автобусе

- на велосипеде

- на поезде

- на лодке

- на вертолете

Очень хорошо! Чтобы нам было проще выбрать, давайте вместе подумаем, на каком транспорте мы можем отправиться в путешествие вместе, всей группой? (на автобусе, на поезде)… подвести к варианту «поезд»?

Быстрый поезд мчит нас по районам нашей республики, и мы с вами оглядываем её красоты. (3реализация)

1. Игра «Узнай на ощупь» (мешочки)

В мешочках элементы герба Марий Эл, из твердых материалов (картон), дети ощупывают предмет в мешочке и называют, что это, по их мнению,  (меч, щит, медведь..)

2. Обведи карту Республики Мари Эл  через кальку.

Ребята, посмотрите какие необъятные марийские просторы! Как много полей, лесов, рек, больших городов и маленьких деревушек. Внимание! Наш поезд останавливается в столице Республики Марий Эл - в городе ... (дети называют столицу Марий Эл).

Кто знает, как переводится на русский язык слово «Йошкар-Ола»? (дети отвечают)

Красный город. Давайте послушаем стихи о нашем крае:

Спешит рассвет по сёлам и лугам
И поезд мой рассветный тоже мчится,
Везёт меня к заветным берегам,
В мою родную дивную столицу.

Привет тебе, привет, Йошкар-Ола!
Издалека твою красу я вижу
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (В. Рожкин)

В.: А кто из вас знает, кто является президентом нашей республики? Как его зовут? (варианты ответов)

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у нашей республики. К таким символам относятся: герб, гимн и флаг.

Давайте внимательно рассмотрим Герб республики Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Что на нем изображено?

Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? Где вы его видели? (На зданиях, машинах, самолётах, монетах и т.п.)

Да, всё верно. На нашем гербе изображен медведь. А как вы думаете, что может означать изображение медведя? Какой он?

Медведь олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В левой лапе медведь держит щит (лазоревого цвета с изображением золотого национального знака марийцев - древнего символа плодородия). В правой лапе – меч в ножнах и золотой молот. А что, на ваш взгляд, может означать меч? Почему медведь его держит в своей лапе? (ответы детей)

Меч как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот-символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания. (Геральдический) Щит украшен золотой короной, олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизованной под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).

3. Игра «Составь герб из деталей»

Детям раздаются образцы герба и они составляют свой;

4. Игра «Найди герб РМЭ среди гербов других республик» (объясни его местоположение)

Например: в левом нижнем углу, в правом верхнем...

5. Физкультминутка «Медведь и заяц».

У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца - маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька, (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.

В: У нашей республики, как я уже и говорила, есть свой флаг. Давайте с вами пофантазируем и обсудим, а потом и нарисуем, как вы представляете себе его? (обсуждение)

- Рисование флага республики Марий Эл,  (обсуждение)

Что вы можете сказать о флаге нашей республики? (демонстрация флага)

Какого он цвета? Что означают эти цвета? (Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета по краю во всю ширину флага, выполненной традиционным национальным узором.

6. Игра «Найди, чего не хватает на нашем флаге».

Детям раздаются модели флага, нужно подумать и ответить, чего не хватает.

А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно - Гимн. Давайте послушаем гимн Марий Эл. (Звучит отрывок гимна)

Итог занятия. Наше путешествие по республике подошло к концу. Вам понравилось путешествовать вместе? Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? (Маша, Саша). Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Я с вами прощаюсь, спасибо за внимание. Вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Пестречинский детский сад №2 «Айгуль»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 детей в старшей группе

на тему «Путешествие по республике Марий Эл»

C:\Users\Пользователь\Pictures\mary_el.jpg

Подготовила :

воспитатель

Гайнутдинова Г.Х

Пестрецы  

Цель: знакомить детей с историей марийского края, с государственной символикой республики.

Задачи:

Образовательные:

-        сформировать у детей представление о государственной символике РМЭ (герб, гимн, флаг).

Развивающие:

- развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, находчивость.

Речевые:

- развивать связную речь детей, умение рaссуждaть и делaть выводы.

Воспитательные:

-        прививать детям любовь к родному краю;

-        приобщать детей к поэтической культуре марийского народа;

- воспитывать интерес к участию в общих игрaх и творческой деятельности, создать положительный настрой к совместной деятельности;

- активизировaть творческое рaзвитие ребенкa.

Демонстрационный материал:

фотопейзажи республики Марий Эл, картинка «Поезд», фото главы государства (республики), герб и флаг республики Марий Эл, карта России, карта РМЭ.

Раздаточный материал:

герб и флаг РМЭ (картинки) на каждого ребенка, игра «Узнай на ощупь» (мешочки), карта РМЭ на каждого ребенка,  калька, карандаши,

игра «Составь герб» (детали из картона), картинки с изображением гербов четырех республик (например, РМЭ, Татарстан, Чувашия, Башкортостан) на каждого ребенка, листы для рисования, модели флага.

Оборудование: гимн РМЭ (аудиозапись).

Планируемые результаты: различать государственную символику.

Методические приёмы: рассказ, беседа с использованием фотопейзажей республики Марий Эл, художественное слово, физкультминутка «Медведь и заяц», продуктивная деятельность детей, прослушивание гимна республики, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Много лет назад была образована Марийская Республика. В этом году нашей республике исполняется 93 года. Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине – Республике Марий Эл. Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие… Республика наша большая! На чем же мы с вами можем отправиться в такое долгое путешествие? Как вы считаете? (1постановка проблемы)

Примерные ответы детей:

- на машине

- на автобусе

- на велосипеде

- на поезде

- на лодке

- на вертолете

Очень хорошо! Чтобы нам было проще выбрать, давайте вместе подумаем, на каком транспорте мы можем отправиться в путешествие вместе, всей группой? (на автобусе, на поезде)… подвести к варианту «поезд»?

Быстрый поезд мчит нас по районам нашей республики, и мы с вами оглядываем её красоты. (3реализация)

1. Игра «Узнай на ощупь» (мешочки)

В мешочках элементы герба Марий Эл, из твердых материалов (картон), дети ощупывают предмет в мешочке и называют, что это, по их мнению,  (меч, щит, медведь..)

2. Обведи карту Республики Мари Эл  через кальку.

Ребята, посмотрите какие необъятные марийские просторы! Как много полей, лесов, рек, больших городов и маленьких деревушек. Внимание! Наш поезд останавливается в столице Республики Марий Эл - в городе ... (дети называют столицу Марий Эл).

Кто знает, как переводится на русский язык слово «Йошкар-Ола»? (дети отвечают)

Красный город. Давайте послушаем стихи о нашем крае:

Спешит рассвет по сёлам и лугам
И поезд мой рассветный тоже мчится,
Везёт меня к заветным берегам,
В мою родную дивную столицу.

Привет тебе, привет, Йошкар-Ола!
Издалека твою красу я вижу
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (В. Рожкин)

В.: А кто из вас знает, кто является президентом нашей республики? Как его зовут? (варианты ответов)

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у нашей республики. К таким символам относятся: герб, гимн и флаг.

Давайте внимательно рассмотрим Герб республики Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Что на нем изображено?

Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? Где вы его видели? (На зданиях, машинах, самолётах, монетах и т.п.)

Да, всё верно. На нашем гербе изображен медведь. А как вы думаете, что может означать изображение медведя? Какой он?

Медведь олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В левой лапе медведь держит щит (лазоревого цвета с изображением золотого национального знака марийцев - древнего символа плодородия). В правой лапе – меч в ножнах и золотой молот. А что, на ваш взгляд, может означать меч? Почему медведь его держит в своей лапе? (ответы детей)

Меч как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот-символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания. (Геральдический) Щит украшен золотой короной, олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизованной под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).

3. Игра «Составь герб из деталей»

Детям раздаются образцы герба и они составляют свой;

4. Игра «Найди герб РМЭ среди гербов других республик» (объясни его местоположение)

Например: в левом нижнем углу, в правом верхнем...

5. Физкультминутка «Медведь и заяц».

У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца - маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька, (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.

В: У нашей республики, как я уже и говорила, есть свой флаг. Давайте с вами пофантазируем и обсудим, а потом и нарисуем, как вы представляете себе его? (обсуждение)

- Рисование флага республики Марий Эл,  (обсуждение)

Что вы можете сказать о флаге нашей республики? (демонстрация флага)

Какого он цвета? Что означают эти цвета? (Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета по краю во всю ширину флага, выполненной традиционным национальным узором.

6. Игра «Найди, чего не хватает на нашем флаге».

Детям раздаются модели флага, нужно подумать и ответить, чего не хватает.

А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно - Гимн. Давайте послушаем гимн Марий Эл. (Звучит отрывок гимна)

Итог занятия. Наше путешествие по республике подошло к концу. Вам понравилось путешествовать вместе? Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? (Маша, Саша). Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Я с вами прощаюсь, спасибо за внимание. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

"Наша малая Родина - Республика Марий Эл".

Программное содержание:1) формировать простейшие географические представления через знакомство детей с общим видом территории России и марийской республики на карте, учить самостоятельно, находить ее...

НОД Наши соседи (Республики:Марий Эл, Мордовия, Чувашия)

Очень важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей положительное отношение к людям разных национальностей. НОД "Наши соседи" поможет расширить знания детей о коренных жителях Чувашии, Мордовии,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Путешествие по республике Марий Эл»

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности детей на тему "Путешествие по республике Марий Эл". Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе групп...

Моя республика - Марий Эл!

Сценарий праздника в подготовительной группе, посвященный Дню образования Республики Марий Эл....

Марийский край - земля Онара праздник для старших групп, посвященный Дню Республики Марий Эл

Цель:  воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий ЭлЗадачи:v обогащать словарь детей марийскими словами;v закреплять знания о республике, символике,      гимне  Респуб...

Сценарий праздника к 100-летию Республики Марий Эл «Процветай, Республика моя! Славься край родной!»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.Задачи:1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства люб...